Прошивка ваз 2114

Зачем отключают иммобилайзер

Основными причинами для отключения устройства становятся:

  • Утеря ключа. Поскольку без него завести авто невозможно, проблему решается только отключением.
  • Выход из строя данной системы или его отдельных её частей. Если случаются программные или аппаратные сбои в устройстве, водители чаще всего сталкиваются с проблемой, когда иммобилайзер заблокировал запуск двигателя.
  • Иммобилайзер не видит ключ. В данной ситуации завести авто также не получится и потребуется прошивка иммобилайзера.
  • Желание дистанционно заводить мотор. Функция автозапуска особенно выручает в зимнее время, но она несовместима со штатной противоугонкой.

О проблеме с устройством известит горящая лампочка на панели

Серийные прошивки для ЭБУ M73

Идентифи-
катор ПО
ЭБУ Номер ВАЗ Двига-
тель
Нормы
токсичности
Примечание
M73 («Итэлма»)
I317DA02 M73 21114-1411020-12 21114 Евро-3 1 Серийная 1,6 8V
I317DA03 M73 21114-1411020-12 21114 Евро-3 2 Серийная 1,6 8V
I308DA02 M73 21124-1411020-12 21124 Евро-3 1 Серийная Итэлма 1,6 16V
I327RA01 M73 21067-1411020-22 21067 Евро-3 1 Серийная на «Классику». Прошивка имеет заводской дефект и не рекомендуется для использования *
I327RA02 M73 21067-1411020-22 21067 Евро-3 2 Серийная на «Классику». Прошивка имеет заводской дефект и не рекомендуется для использования *
I327RB06 M73 21067-1411020-22 21067 Евро-3 3 Серийная на «Классику». Рекомендована для замены RA01/RA02
I327RC07 M73 21067-1411020-22 21067 Евро-3 4 Серийная на «Классику». Рекомендована для замены RA01/RA02
I303CD04 M73 21114-1411020-42 21114 Евро-3 Первая серийная версия для «Калины» 1.6 8V
I303CE05 M73 21114-1411020-42 21114 Евро-3 Вторая серийная версия для «Калины» 1.6 8V
I303CF06 M73 21114-1411020-42 21114 Евро-3 Третья серийная версия для «Калины» 1.6 8V
I373DA01 M73 21126-1411020-12 21126 Евро-3 «Приора» 1.6 16V. Первая серийная версия.
I373DA02 M73 21126-1411020-32 21126 Евро-3 «Приора» 1.6 16V. Вторая серийная версия.
I373DB04 M73 21126-1411020-32 21126 Евро-3 «Приора» 1.6 16V. Третья серийная версия.
I373CA01 M73 11194-1411020-02 11194 Евро-3 «Калина» 1.4L 16V
M73 («Автэл»)
A317DA02 M73 21114-1411020-11 21114 Евро-3 1 Серийная Автэл 1,6 8V
A317DA03 M73 21114-1411020-11 21114 Евро-3 2 Серийная Автэл 1,6 8V
A308DA02 M73 21124-1411020-11 21124 Евро-3 Первая серийная Автэл 1,6 16V
A308DB03 M73 21124-1411020-11 21124 Евро-3 Вторая cерийная Автэл 1,6 16V
A308DB04 M73 21124-1411020-11 21124 Евро-3 Третья серийная Автэл 1.6 16V
A327RB06 M73 21067-1411020-21 21067 Евро-3 3 Серийная на «Классику». Рекомендована для замены RA01/RA02
A327RC07 M73 21067-1411020-21 21067 Евро-3 3 Серийная на «Классику».
A327RD08 M73 21067-1411020-21 21067 Евро-3 4 Серийная на «Классику».
A303CE05 M73 21114-1411020-41 21114 Евро-3 «Калина» 1.6 8V
A373DA02 M73 21126-1411020-31 21126 Евро-3 «Приора» 1.6 16V. Вторая серийная версия.
A3028RA01 M73 21128-1411020-11 21128 Евро-2 Автомобили ОПП 1,8L 16V
A3028RA01_v2 M73 21128-1411020-11 21128 Евро-2 Автомобили ОПП 1,8L 16V, вторая версия

* Для исправления ситуации с автомобилями классической компоновки конца 2007  начала 2008 г., выпущен специальный модуль апдейта серийного ПО на I306RB06. Вы можете скачать модуль (программа и документация). Прошивка содержится внутри программы.

Закрытые версии ЭБУ

Начиная с конца 2009 года все новые версии ЭБУ M73 и Микас-11 являются «закрытыми», то есть защищенными от чтения и записи прошивки обычными способами. При попытке чтения такого ЭБУ через BootLoader процессора,
считанный дамп будет содержать «мусор» в виде последовательности байт: 9B 00 9B 00 9B 00..

При попытке чтения диагностическим методом (без вскрытия ЭБУ) загрузчик выдаст сообщение «Ошибка запуска бутлоадера».
Обратите внимание, что в этом случае нельзя производить попытку записи прошивки в блок обычными способами, это может привести к полной неработоспособности ЭБУ!
Для работы с «закрытыми» ЭБУ нами был разработан специальный модуль к загрузчику

Серийные версии прошивок

Считается, что чем позже версия, тем меньше в ней ошибок. Но однозначного ответа на вопрос: «Какая серийная прошивка лучше?» никто дать не может. Одна программа заточена под динамику разгона, другая – под экономный расход. Поэтому выбор прошивки на ВАЗ – дело сугубо индивидуальное.

Ниже приведем список наиболее популярных серийных прошивок для автомобилей Волжского производства:

  1. Январь 4.1. Это одна из самых первых версий. Здесь не предусмотрены датчики фаз и детонации.
  2. Январь 5.1. Эта прошивка имеет множество модификаций и заточена под разгонную динамику. Среди популярных модификаций стоит выделить 5.1.1. Отлично подходит данная прошивка на ВАЗ-2107. Есть также версии под автомобили с адсорбером и катализатором.
  3. Январь 7.2. В основном, такие устанавливались на «Ладу Самару-2», «Приору» и «Гранту».
  4. Январь 7.2+. Представляет собой доработанную версию предыдущей прошивки. Подходит для всех 16-клапанных моторов ВАЗа с рабочим объемом в 1600 кубических сантиметров. Также отметим, что в данной программе исправлена ошибка, приводящая к переобогащению смеси при сбросе педали акселератора.

Также существуют прошивки «Бош». Серийные программы имеют конфигурацию МР-7, М7 и М1. Устанавливаются как на восьми-, так и на шестнадцатиклапанные силовые агрегаты с инжекторной системой питания. Часто можно встретить на ВАЗ «десятого» семейства.

Программы и прошивки для чип-тюнинга. Также для работы с ГБО.

j5b13g33 Тюнинг от MIR. Для работы с газовым оборудованием 95 бензин скачать
j5d13g28 Динамичная. Поддержка регулировки СО с диагностического оборудования скачать
j5d13g61 Тюнинг от MIR. Динамичная. С регулировкой СО скачать
j5d13i63.Тюнинг от Валеры. Динамичная скачать
j5e05 J5T05R61 + J5D05R61 Двухрежимная скачать
yanvar 5.1 ….-41 16V J5D07T01.rar Описание в архиве скачать
yanvar 5.1 ….-41 16V J5D07T02.rar Описание в архиве скачать
yanvar 5.1 8V 2111-……-61 J5D13T02.rar Описание в архиве скачать
yanvar 5.1 8V 2111-……-61 J5D13T22.rar Описание в архиве скачать
yanvar 5.1 8V 2111-……-61 J5D13TO1.rar Описание в архиве скачать
yanvar 5.1.1 …-71 8V J5F13T91.rar Описание в архиве скачать
yanvar 5.1.1 …-71 8V J5D13 T71.rar Описание в архиве скачать
yanvar 5.1.1 ….-71 8V J5D13T09.rar Описание в архиве скачать
yanvar 5.1.1 ….-71 8V J5N13T93 Нива.rar Описание в архиве скачать
yanvar 5.1.1 …..-71 8V J5D13T95.rar Описание в архиве скачать
yanvar 5.1.2 ….-71 16V J5D07T01.rar Описание в архиве скачать
yanvar 5.1.2 ….-71 16V J5D07T02.rar Описание в архиве скачать
yanvar 5.1 16V 2112-…..-41 J5BD05M30 GBO.rar Под ГБО. Описание в архиве скачать
 
A317DA53v2.rar Описание в архиве скачать
I317DA53v2.rar Описание в архиве скачать
a327FL57.rar Описание в архиве скачать
I327FL57.rar Описание в архиве скачать
Декрипты М73.rar Описание в архиве скачать
progs73.rar Описание в архиве скачать
     
Bosch 1.5.4 ….-20 8V M1V13U79.rar Описание в архиве скачать
Bosch 1.5.4 ….-40 16V M1V07T01.rar Описание в архиве скачать
Bosch 1.5.4 ….-40(70) 16V M1D07T02.rar Описание в архиве скачать
Bosch 1.5.4 ….-60 8V M1D13T01.rar Описание в архиве скачать
 
Bosch 7.9.7 8V 1,6L 21114-….-30 B104DP17.rar Описание в архиве скачать
Bosch 7.9.7 8V 1,6L 21114-….-30 B104DP17_nlz.rar Описание в архиве скачать
Bosch 7.9.7 16V 1,6L 21124-….-30 B105DP11.rar Описание в архиве скачать
Bosch 7.9.7 16V 1,6L 21124-….30 B105DP11-nlz.rar Описание в архиве скачать
Bosch 7.9.7 8V 1,5L 2111-…..-80 B103EQ20.rar Описание в архиве скачать
Bosch 7.9.7+ 16V 1,6L 21124-….-30 B105NQ09.rar Описание в архиве скачать
Bosch 7.9.7+ 16V 1,6L 21124-….-30 B105NQ09_NLZ.rar Описание в архиве скачать
Bosch 7.9.7 8V 1,5L 2111-….-80 B103EQ19 GAS.rar Под ГБО. Описание в архиве скачать
Bosch 7.9.7 Niva GBO B120EZ15.rar Под ГБО.Описание в архиве скачать
Bosch M7.9.7 16V, 1,6L 21124-……-30 B105BP09-GBO.rar Под ГБО.Описание в архиве скачать
Bosch M7.9.7 8V, 1,6L 21114-…..-30 B104BQ11-GBO.rar Под ГБО.Описание в архиве скачать
 
VS 5 8V 2111-…..-72 V5D13Z09.rar Описание в архиве скачать
VS 5 8V 2111-…..-72 V5D13Z93.rar Описание в архиве скачать
VS 5.1 ….-42 16V V5D07Z17.rar Описание в архиве скачать
VS 5.1 …. -42 16V V5D07X09NEW.rar Описание в архиве скачать
VS 5.1 ….- 42 16V V5D05X07NEW.rar Описание в архиве скачать
VS 5.1 ….-62 8V V5D13X09NEW.rar Описание в архиве скачать
VS 5.1 ….-62 8V V5D13Z22.rar Описание в архиве скачать
VS 5.1 ….-72 8V V5D13V09NEW.rar Описание в архиве скачать
VS 5.1 ….-72 8V V5D13V93NEW.rar5 Описание в архиве скачать
VS-5 .1 8V 2111-…..-72 8V GBO.rar Под ГБО.Описание в архиве скачать
 
yanvar 7.1 8V 1.6 2114-1411020-31.rar Описание в архиве скачать
yanvar 7.2 21214 8V 1,7L I214EX91 Нива.rar Описание в архиве скачать
yanvar 7.2 16V 1.6L I205DX53_RCO.rar Описание в архиве скачать
yanvar 7.2 16V 1.6L I205DZ53 с ДК.rar Описание в архиве скачать
yanvar 7.2 8V 1,5L I203ER99 RCO.rar Описание в архиве скачать
yanvar 7.2 8V 1.5L I203EX36_RCO.rar Описание в архиве скачать
yanvar 7.2 8V 1.5L I203EZ36.rar Описание в архиве скачать
yanvar 7.2 klassik I226GF10-21067.rar Описание в архиве скачать
yanvar 7.2 8V, 1,6L 21114-……-31,32 I204RB40-1600-GBO.rar Под ГБО.Описание в архиве скачать

ЭБУ M73

ЭБУ M73 появился на конвейере ВАЗа в 2008 году в связи с переходом на нормы токсичности Евро-3. С точки зрения схемотехники этот блок ближайший родственник уже знакомых нам Микас-11 и Январь-7.2+ .

Фото платы ЭБУ М73

Существуют 2 разновидности ПО для данного ЭБУ:

Проекты ИТЭЛМА имеют ПО, родственное Микас-11. Принципиальное отличие только в алгоритме работы канала детонации (в Микас-11 реализована модель ЭЛКАР, которую в упрощенном виде мы знаем еще со времен Микас-7.1, а в ПО M73 реализована модель ВАЗ, похожая на модель ЭБУ Январь-5/7). Теоретически, данное ПО может работать с ДАД, причем, режим работы ДМРВ/ДАД переключается флагом комплектации).

Калибровки М73 ЭЛКАР/ИТЭЛМА в ChipTuningPRO

Проект ВАЗ имеет собственное ПО, которое является дальнейшим развитием ПО Январь-7.2. Многие калибровки в данном ПО похожи на аналогичные калибровки ЭБУ Январь-7.2 как по названию, так и по алгоритмическому назначению.

Калибровки М73 ВАЗ в ChipTuningPRO

Вы можете работать с M73, если вы приобрели дополнительные модули к загрузчику и ChipTuningPRO.

Диагностика ЭБУ с ПО ВАЗ (21067-1411020-22) возможна с помощью текущей версии SMS-Diagnostics, если выбрать тип ЭБУ Bosch M7.9.7 (диагностические протоколы идентичны). Протокол ПО АВТЭЛ похож на протокол ЭБУ Микас-11. Поддержка диагностики этих ЭБУ уже реализована в SMS-Diagnostics.

ЭБУ M73

ЭБУ M73 появился на конвейере ВАЗа в 2008 году в связи с переходом на нормы токсичности Евро-3. С точки зрения схемотехники этот блок — ближайший родственник уже знакомых нам Микас-11 и Январь-7.2+.

Существуют 2 разновидности ПО для данного ЭБУ:

* 21124–1411020-12 854.3763.000–02 45 7311 XXXX М7.3 Е3 * 21114–1411020-12 855.3763.000–02 45 7311 XXXX М7.3 Е3 * 21114–1411020-12 855.3763.000–02 45 7311 XXXX М7.3 Е3

ЭБУ производства АВТЭЛ ЭБУ производства ИТЭЛМА

Проекты АВТЭЛ имеют ПО, родственное Микас-11. Принципиальное отличие только в алгоритме работы канала детонации (в Микас-11 реализована модель АВТЭЛ, которую в упрощенном виде мы знаем еще со времен Микас-7.1, а в ПО M73 реализована модель ВАЗ, похожая на модель ЭБУ Январь-5/7). Теоретически, данное ПО может работать с ДАД, причем, режим работы ДМРВ/ДАД переключается флагом комплектации).

Проект ВАЗ имеет собственное ПО, которое является дальнейшим развитием ПО Январь-7.2. Многие калибровки в данном ПО похожи на аналогичные калибровки ЭБУ Январь-7.2 как по названию, так и по алгоритмическому назначению.

Вы можете работать с M73, если вы приобрели дополнительные модули к загрузчику и ChipTuningPRO.

Диагностика ЭБУ с ПО ВАЗ (21067–1411020-22) возможна с помощью текущей версии SMS-Diagnostics, если выбрать тип ЭБУ Bosch M7.9.7 (диагностические протоколы идентичны). Протокол ПО АВТЭЛ похож на протокол ЭБУ Микас-11. Поддержка диагностики этих ЭБУ уже реализована в SMS-Diagnostics. Закрытые версии ЭБУ

Изменения в аппаратной реализации

Удаление защиты с блоков М73 Автел

Удаление защиты с блоков М73 Автел

Необдуманное использование данного способа удалению защиты может привести к выходу блока из строя. Вы действуете исключительно на свой страх и риск. Если вы в чем то не уверены – задайте вопрос.

появился на конвейереВАЗа в 2008 году в связи с переходом на нормы токсичностиЕвро-3 . С точки зрения схемотехники этот блок — ближайший родственник уже знакомых намМикас-11 и Январь-7.2+ Новые контроллеры М73

производятся двумя заводами:НПО ИТЭЛМА и АВТЭЛ.Аппаратно контроллеры идентичны, но софт там принципиально разный. Построен на базе процессора ST10F

Аппаратно блок практически идентичен Январь 7.2+

, отличие только в резисторах, отвечающих за конфигурацию процессора. Это позволяет, с некоторыми ограничениями,произвести переделку М7.3 в Январь 7.2+С 2007 года начат выпуск блоков управления на базе процессора ST 10- (Январь 7.2+, М73) М 73 блок управления для автомобилей с нормами токсичности Евро-3 — аналог Bosch 7.9.7+ Программное обеспечение блоков управления М73 и Январь 7.2+ несовместимо. Устанавливаются на автомобили: С конца 2007года — передний привод, С 2008 года — классика, С 2009 года — Калина, Приора

Как отключить иммобилайзер

Предупреждаем: отключение устройства приводит к снижению безопасности автомобиля — угнать его будет легче. Обычно специалисты проводят отключение только в крайних случаях и то делают это на время до решения проблемы.

Тем, кто все-таки решил отшить иммобилайзер, стоит знать, что сделать это без оборудования и нужных знаний невозможно.

Способы обхода иммобилайзера:

  1. Установка эмулятора (обманки, модуля обхода):

Обходчик иммо StarLine BP-03

Процесс отключения иммо на Renault Laguna смотрите на видео:

Подобрать оптимальный метод отключения системы помогут официальные партнеры АДАКТ. Обратитесь за консультацией к ближайшему в своем городе.

ЭБУ бош 797+ имеет очень большую распространённость среди автомобилейсемейства ВАЗ. Его устанавливали на протяжении десяти лет на разныеавтомобили 2109, 21114, 21124, 21230 Нива Шевроле, 21214 Нива, Калина,Приора и т.д. Как бесплатно отключить иммобилайзер в новых блоках М74, Лада Гранта, Приора, Калина, Датсун, я описывал в другой статье.

Данный блок очень универсальный, его можно устанавливать на любойавтомобиль ВАЗ, аппаратная часть полностью одинаковая, за исключениемвосьми клапанных, у них не хватает двух транзисторов и нескольких резисторов,для управления индивидуальными катушками зажигания. Восьми клапанныйможно с легкостью доработать до шестнадцати клапанного, добавив несколькоэлектронных компонентов. Блок который предназначен для шестнадцати клапанногодвигателя, является самой полной комплектации и будет работать на любом автомобиле,с проводкой у которой разъем 81 пин. Достаточно записать в блок прошивку с индефикаторамиавтомобиля, на который необходимо установить блок. Распиновка этих блоков у всеходинаковая, отличия являются только в записанном в него ПО.

Например, если в блок от Приоры записать прошивку от Нивы, он будет работатьна Ниве как родной. Изготовитель данных электронных блоков, клеят шильдикина корпус соответствующие записанному в ЭБУ ПО.

Для того чтобы переписать прошивку в эбу Bosch не требуется особых знанийи доработки эбу. Достаточно взять простой K-Line адаптер, найти бесплатнуюпрограмму загрузчик в сети.Например: ChipLoader, или Openbox.

Доработка эбу bosch 797+ для очисти, удаления ИММОДля того чтоб очистить иммобилайзер, необходимо записать в память ЕЕПРОМЭБУ, чистый необученный дамп.

Чтоб прошить микросхему памяти еепром, ЭБУ необходимо доработать.Нужно перенести резистор 6,8 кОм с одного места в другое. Смотрите фотониже.

После того как резистор перенесен, появится возможность переписать микросхемупамяти еепром. Файл прошивки еепром весит 1 кб.Записываем необученный дамп, возвращаем резистор на место.После этого можно ставить блок в автомобиль. Дополнительных действий некаких не требуется, автомобиль будет заводится любым ключом.

  • Замена маслосъемных колпачков сааб 9 3

      

  • Geely mk замена масла

      

  • Замена ступичного подшипника ленд ровер

      

  • Вольво хс90 дергается при торможении

      

  • Додж караван 4 тюнинг

Распиновка эбу м73 автэл

ЭБУ M73

ЭБУ M73 появился на конвейере ВАЗа в 2008 году в связи с переходом на нормы токсичности . С точки зрения схемотехники этот блок — ближайший родственник уже знакомых нам и .2+.

Существуют 2 разновидности ПО для данного ЭБУ:

* 2 854.3763.000–02 45 7311 XXXX М7.3 Е3 * 2 855.3763.000–02 45 7311 XXXX М7.3 Е3 * 2 855.3763.000–02 45 7311 XXXX М7.3 Е3

Проекты АВТЭЛ имеют ПО, родственное . Принципиальное отличие только в алгоритме работы канала детонации (в реализована модель АВТЭЛ, которую в упрощенном виде мы знаем еще со времен .1, а в ПО M73 реализована модель ВАЗ, похожая на модель ЭБУ /7). Теоретически, данное ПО может работать с ДАД, причем, режим работы ДМРВ/ДАД переключается флагом комплектации).

Калибровки М73 Автэл в ChipTuningPRO

Проект ВАЗ имеет собственное ПО, которое является дальнейшим развитием ПО .2. Многие калибровки в данном ПО похожи на аналогичные калибровки ЭБУ .2 как по названию, так и по алгоритмическому назначению.

Калибровки М73 ВАЗ в ChipTuningPRO

Вы можете работать с M73, если вы приобрели дополнительные модули к загрузчику и ChipTuningPRO.

Диагностика ЭБУ с ПО ВАЗ (2) возможна с помощью текущей версии , если выбрать тип ЭБУ Bosch M7.9.7 (диагностические протоколы идентичны). Протокол ПО АВТЭЛ похож на протокол ЭБУ . Поддержка диагностики этих ЭБУ уже реализована в . Закрытые версии ЭБУ

Изменения в аппаратной реализации

ЭБУ M73 появился на конвейере ВАЗа в 2008 году в связи с переходом на нормы токсичностиЕвро-3. С точки зрения схемотехники этот блок — ближайший родственник уже знакомых намМикас-11 и Январь-7.2+

  • Вы здесь:
  • Главная /
  • Прошивки /
  • Прошивки ВАЗ /
  • Серийные /
  • М73

Дополнительный модуль для чип-тюнинга ЭБУ M73

ЭБУ M73 появился на конвейере ВАЗа в 2008 году в связи с переходом на нормы токсичности Евро-3. С точки зрения схемотехники этот блок — ближайший
родственник уже знакомых нам Микас-11 и Январь-7.2+.

Существуют 2 разновидности ПО для данного ЭБУ:

проекты ЭЛКАР/ИТЭЛМА

  • 21124-1411020-12 854.3763.000-02 45 7311 XXXX М7.3 Е3
  • 21114-1411020-12 855.3763.000-02 45 7311 XXXX М7.3 Е3
  • 21114-1411020-12 855.3763.000-02 45 7311 XXXX М7.3 Е3

проекты ВАЗ

  • 21067-1411020-22 851.3763.000-01 45 7311 XXXX М7.3 Е3 «Классика»
  • 21114-1411020-42 «Калина»

Обратите внимание, что ЭБУ может производиться как на заводе АВТЭЛ, так и на заводе ИТЭЛМА, соответственно, идентификаторы прошивок будут начинаться  с буквы «A» или «I»:

ЭБУ производства АВТЭЛ ЭБУ производства ИТЭЛМА

Софт ЭЛКАР/ИТЭЛМА пока можно встретить только на переднеприводных авто, а софт ВАЗ  на «классике» и «Калине».
Эти разновидности ПО не имеют между собой ничего общего, то есть, различаются принципиально по алгоритмической модели.

Проекты ИТЭЛМА имеют ПО, родственное Микас-11. Принципиальное отличие только в алгоритме работы канала детонации
(в Микас-11 реализована модель ЭЛКАР, которую в упрощенном виде мы знаем еще со времен Микас-7.1,
а в ПО M73 реализована модель ВАЗ, похожая на модель ЭБУ Январь-5/7).
Теоретически, данное ПО может работать с ДАД, причем, режим работы ДМРВ/ДАД переключается флагом комплектации).

Проект ВАЗ имеет собственное ПО, которое является дальнейшим развитием ПО Январь-7.2.
Многие калибровки в данном ПО похожи на аналогичные калибровки ЭБУ Январь-7.2 как по названию, так и по алгоритмическому назначению.

Вы можете работать с M73, если вы приобрели дополнительные модули к загрузчику и ChipTuningPRO.

Диагностика ЭБУ с ПО ВАЗ (21067-1411020-22) возможна с помощью текущей версии SMS-Diagnostics, если выбрать тип ЭБУ Bosch M7.9.7 (диагностические протоколы идентичны). Протокол ПО АВТЭЛ похож на протокол ЭБУ Микас-11. Поддержка диагностики этих ЭБУ уже реализована в  SMS-Diagnostics.

Как прошить М73 без проблем

На сегодняшний день на АвтоВАЗе серийно устанавливаются 2 принципиальных типа контроллеров ЭСУД:- BOSCH 7.9.7+ — М73

Принципиально ЭБУ построены на базе 16-ти разрядного процессора ST10F273 выпускаемого фирмой STMicroelectronics. Поговорим о М73.

Конфигурация 1производятся двумя заводами: НПО «ИТЭЛМА» и «АВТЭЛ». На сегодня это контроллеры перекрывающие линейку «переднего привода» ВАЗ:A(I)308DA02, A308DB03, A3028RA01, A3028RA01v2, A3028RA02,A(I)317DA02.

Конфигурация 2производятся двумя заводами: НПО «ИТЭЛМА» и «АВТЭЛ». На сегодня это контроллеры перекрывающие линейку «Классика»,«Приора»,«Калина»:A(I)327RB06, A(I)327RC07, A(I)373DA01, I303CE05.

Конфигурации процессоров отличаются вариантами расположения на плате конфигурационных резисторов и соответственно совершенно разным софтом.

Конфигурация 1

Визуально корпуса ЭБУ отличаются креплением крышки контроллера:«Автел» — заклепки, «Ителма» -болт с гайкой.

Программно конфигурации ЭБУ отличаются сильнее.

Конфигурация 1:

Кроме того программисты «АВТЭЛ» ,дабы затруднить доступ к процессору контроллера для изменения его конфигурации, встроили в программный код защиту, которая не позволяет внешним загрузчикам попасть в первые четыре сектора внутренней памяти процессора и изменить ее содержимое.На практике это означает, что при попытке залить в ЭБУ «Автэл» 1 конфигурации прошивки с другим бутлоадером (от «Ителмы» М73, Я72+, М73 от ЭБУ 2 конфигурации) сработает защита и ЭБУ «ляжет», т.е. перестанет функционировать как ЭБУ. С этой точки зрения хорошо работает CombiLoader от SMS перед загрузкой осуществляется проверка соответствия прошивки ЭБУ и при ее отрицательном результате загрузка просто не осуществляется.

Конфигурация 2:

В этой конфигурации процессора совместимость ПО больше и проще. Все прошивки имеют одинаковый бутлоадер и достаточно «родственный» SOFT. Полный размер флешь 589,824кБ.

На практике это означает, что прошивки с префиксом «А» и «I» одинаково просто загружаются во все типы ЭБУ М73 конфигурации 2 и работают в них, не забываем только о недостающих деталях по каналу ДД для 21067 если вдруг мы захотим использовать этот контроллер на Калине с соответствующим софтом конечно.Данный тип конфигурации очень близок к Я72+ и является его логическим продолжением, поэтому контроллеры М73 данной конфигурации безопасно переделываются в Я72+.

ПРОГРАММИРОВАНИЕ М73:На сегодня имеются 3 загрузчика этих блоков, позволяющие программировать их без доработки. Этим способом можно программировать ЭБУ как «на столе» так и прямо на автомобиле через колодку диагностики. (тут необходимо сделать отступление и сказать, что при программировании через диагностическую колодку рекомендуется снимать разъем с катушки (катушек) зажигания, во избежание выхода из строя последних из-за особенностей самого ЭБУ при программировании). Лично я рекомендую не ленится и работать с ЭБУ «на столе». Все равно приходится лезть к блоку для протягивания впрысковых масс, спасибо отдельное заводу изготовителю за это.

Сразу надо оговорить, что загрузчики перечислены в порядке их безопасности, т.е.возможности «положить» ЭБУ и удобства работы с ними.Второй способ программирования данных ЭБУ – программирование с доработкой: Этот способ поддерживают все вышеперечисленные загрузчики и предоставляют такую возможность еще несколько довольно распространенных.

Суть способа состоит в переводе процессора ЭБУ в режим «BootMode» и использование загрузчика процессора самого программируемого ЭБУ.Для перевода в этот режим необходимо подать «-12В» через резистор 4.7кОм – 10кОм на 104 ножку процессора и временно убрать резистор 8.2кОм со 105 ноги процессора.

Далее используя загрузчики, осуществляем программирование ЭБУ.

Прошивки для этих типов ЭБУ могут быть в двух форматах: криптованном (281кБ для Автела и 287кБ для Ителмы конфигурации 1 и 191кБ и188кБ соответственно конфигурации 2) и развернутом (FULL – 896кБ для конфигурации 1 и 576кБ для конфигурации 2). Развернутый формат у ителмы и автела имеет одинаковый размер.Производитель оборудования для чип-тюнинга SMS, дабы «привязать» пользователя к своему оборудованию использует свернутый формат, своего рода архиватор, который понимают его редактор калибровок СТР-6 и загрузчик Combiloader.Кроме Combiloaderа с криптованным форматом умеет работать загрузчик от Трэйд-М.Остальным загрузчикам требуется полноразмерный формат прошивки.

После перепрограммирования не забываем восстановить исходную конфигурацию процессора.

Надеюсь, что эта публикация поможет начинающим чип-тюнерам при работе с ЭБУ М73 и сбережет нервы и средства, защитив их от неправильных действий.

Изменения в аппаратной реализации

В 2010 г. появились новые версии аппаратной реализации ЭБУ M73. С целью удешевления из схемы была удалена микросхема TDA3664, которая обеспечивала питание процессора (и, соответсвенно, ОЗУ)
во время отключения зажигания. Разумеется, при этом данные всех адаптаций терялись бы, но в новых прошивках I(А)303CF06 и I(А)327RD08 перед отключением питания процессора данные адаптаций записываются в EEPROM.
При включении зажигания содержимое из EEPROM записывается в ОЗУ, таким образом, ЭБУ ведет себя точно также, как если бы питание не отключалось.
Для того, чтобы реализовать этот алгоритм, в блоке должна быть установлена микросхема EEPROM 95160 (или Atmel 25160), вместо ранее устанавливаемой 95080.
Таким образом, получается, что для работы старых версий прошивок в ЭБУ должна быть установлена TDA3664 и EEPROM любого размера, а для новых прошивок TDA3664 не нужна (но если установлена, то не помешает работе),
а EEPROM должна быть удвоенной емкости (95160 или 25160).
Учитывайте данные особенности при чип-тюнинге этих ЭБУ, в противном случае, система не сможет нормально работать.
Следует заметить, что последние блоки M73 старой аппаратной реализации уже имели EEPROM удвоенной емкости, поэтому, они наиболее универсальны, в них можно «лить» любую прошивку.

В начале 2010 г. появились разновидности ЭБУ с заводской наклейкой-стикером «ДПКВ», которая расположена справа от основного стикера.
При этом идентификатор прошивки (и сама прошивка) остались прежними. В таких ЭБУ изменена полярность подключения датчика положения коленчатого вала на обратную (это связано с изменениями в проводке автомобиля).

В конце 2016 г. появились новые аппаратные версии ЭБУ (нам попались ЭБУ T21126-1411020-32 с прошивкой I373DB03). Главные отличия: канал ДПКВ выполнен не на специализированной микросхеме TA8025L, а на сдвоенном компараторе общего назначения LM2903.
Чуть позже мы протестируем работу такого канала на «злых» атмосферных моторах при оборотах выше 10000 об/мин. Можно предположить, что упрощенная схемотехника будет не так хороша.
Второе отличие, которое могут заметить только разработчики загрузчиков и те, кто непосредственно пишет софт для прошивок: в привычных для нас старых аппаратных версиях ЭБУ применялся процессор ST10F273-CEG, который по факту являлся процессором ST10F276.
То есть, у него «на борту» было 832 кБ Flash и 68 кБ RAM. В новых версиях применили процессор ST10F273M-ABG3. Вот этот процессор уже является «истинным 273-м», у него 512 кБ Flash и 36 кБ RAM.
Других аппаратных отличий пока не выявлено.

О недостатках

Первый минус – это стоимость прошивки ЭБУ на ВАЗ. Произвести чип-тюнинг можно за 15-20 тысяч рублей. Дешевле за эту работу никто не возьмется. Некоторые прошивают электронные блоки самостоятельно. Но и здесь не обходится без расходов. Во-первых, нужна качественная прошивка. Во-вторых, необходим соответствующий адаптер, что устанавливается в диагностический разъем. Ну и наконец, никто не может дать гарантии, что эта прошивка не навредит мотору и вы не сожжете электронный блок управления. В Сети можно скачать слишком агрессивные прошивки на ВАЗ. В таком случае повысится износ кривошипно-шатунного механизма и прочих деталей ДВС.

Также возрастет и расход топлива. Поэтому для качественного результата ставить прошивку нужно только в специализированных мастерских. Они же дают гарантию (обычно годовую) на производимые работы. В случае возникновения проблем всегда можно обратиться за помощью, которую сделают бесплатно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *