Как проверить и отремонтировать коллектор электродвигателя своими руками
Содержание
- 1 Критерии выбора мультиметра
- 2 Коллекторные двигатели и основные неисправности якоря
- 3 Замыкание на корпус
- 4 Ремонт асинхронных двигателей
- 5 Как проверить двигатель перед запуском
- 6 Особенности проверки электромоторов с дополнительными элементами
- 7 Как прозвонить: условия
- 8 Как прозвонить электродвигатель мультиметром
Критерии выбора мультиметра
Для тестирования различного электрооборудования применяют мультиметры. В продаже можно встретить различные варианты исполнения этого измерительного прибора, все они имеют свои особенности. Основными критериями выбора назовем следующие моменты:
Стрелочный или цифровой циферблат. Цифровой сегодня более востребован, так как обладает большим количеством различных функций и высокой точностью. Сегодня стрелочные модели практически не встречаются в продаже.
Функциональные возможности. Чем больше функций, тем более широкая область применения устройства. За счет этого повышается стоимость измерительного прибора.
Подсветка и кнопка удержания снятых показателей позволяют повысить комфорт применения мультиметра.
Чем ниже погрешность в работе, тем точнее тестер
Большинство моделей имеют погрешность не более 3%.
Если предусматривается профессиональное предоставление услуг, то следует уделить внимание модели с высокой степенью защиты от пыли или влаги. Чем выше степень защиты устройства, тем больше оно прослужит.
Класс электробезопасности
Все измерительные приборы делятся на 4 класса, которые определяют область применения мультиметра.
Коллекторные двигатели и основные неисправности якоря
Коллекторные электродвигатели рассчитаны на работу от бытовых сетей, напряжением 220В. Практически все они являются синхронными агрегатами. В отличие от асинхронных электродвигателей, коллекторные устройства состоят из неподвижного статора и вращающейся обмотки на валу – якоря. Напряжение на них подается с помощью щеточно-графитного устройства, которое и есть коллектор.
Основная причина, требующая проверки якоря и других деталей, состоит в появлении искр. Активное искрение свидетельствует об износе щеток и коллекторного узла или нарушении контактов. Кроме того, искры могут появиться в результате межвиткового замыкания, то есть, замыкания обмоток в коллекторе. Появление таких нарушений требует качественной диагностики, начиная с визуального осмотра и заканчивая проверкой мультиметром.
Первоначальный осмотр позволяет выявить оборванные или выгоревшие обмотки, а также выгорание в точках их подключения
Поэтому, в первую очередь следует обращать внимание на состояние обмоток и целостность витков. Если обмотки почернели полностью или частично, это уже указывает на определенные проблемы с якорем. Иногда изоляцию достаточно просто понюхать, чтобы определить характерный запах гари
Иногда изоляцию достаточно просто понюхать, чтобы определить характерный запах гари.
Более точную информацию можно получить путем проверки якоря мультиметром. Прозвонка выполняется поэтапно, захватывая все элементы двигателя:
- Вначале прозваниваются попарные выводы обмоток статора к ламелям. Сопротивления на каждом из них должны иметь одинаковое значение.
- Далее проверяется сопротивление между ламелями и корпусом якоря. В норме оно должно быть бесконечным.
- Целостность обмотки проверяется путем прозвонки выводов.
- После этого проверяется состояние цепи между корпусом статора и выводами якорной обмотки. При наличии пробоя на корпус, бытовое устройство категорически запрещается подключать к напряжению. В этом случае требуется обязательный ремонт или полная замена неисправных деталей.
После ремонта коллекторного электродвигателя нужно соединить все элементы между собой и подключить устройство к питанию 220В. Если агрегат работает нормально, значит ремонт выполнен правильно.
Замыкание на корпус
Проверка электродвигателя на наличие замыкания обмоток статора на корпус выполняется с помощью специального прибора – мегаомметра, однако при его отсутствии можно воспользоваться мультиметром, выставив предел измерений сопротивления на максимум. Этот метод определения подходит как для двигателей постоянного, так и переменного тока. Перед началом работ двигатель отключается от питающей сети.
Для стрелочного тестера необходимо выполнить калибровку – накоротко замкнуть щупы и выставить стрелку прибора на «ноль». Далее один из щупов прибора надежно фиксируется на корпусе электродвигателя или на винте заземления, который расположен в клеммной коробке. После этого выполняются замеры сопротивления изоляции обмоток. Для этого вторым щупом нужно поочередно прикоснуться к выводам обмоток статора и зафиксировать показатели. Данные измерений не должны быть менее 1 МОм для асинхронных двигателей и 0,5 МОм – для машин постоянного тока.
Проверка целостности обмоток статора
Зная, как проверить электродвигатель мультиметром, можно без труда выявить короткое замыкание или обрыв провода. Перед началом измерений в трехфазных двигателях нужно снять перемычки, соединяющие концы обмоток. Предел измерений нужно выставить минимальный, так как сопротивление обмоток имеет небольшие величины, особенно у мощных двигателей. Полученные данные не должны отличаться друг от друга.
Если замер в одной из обмоток показывает большое сопротивление, это свидетельствует об обрыве провода в обмотке.
В том случае, когда показания прибора стремятся к «нулю», значит начало и конец обмоток замкнуты накоротко.
В однофазных двигателях с двумя рабочими обмотками перед началом измерений нужно отсоединить пусковой и рабочий конденсаторы. Сопротивление обмоток должно быть одинаковым. В двигателях с пусковой обмоткой, из-за того что она выполняется проводом меньшего сечения, показания мультиметра будут различаться. Сопротивление рабочей обмотки должно быть меньше сопротивления пусковой обмотки на 40-50°С.
Для полноценной диагностики важно знать, как проверить обмотку электродвигателя на наличие межвитковых замыканий. Самым простым способом выявления такой неисправности у трехфазных двигателей являются замеры потребляемого тока каждой фазы в рабочем режиме. У двигателя с наличием межвиткового замыкания в одной из обмоток фактический потребляемый ток будет отличаться от номинального значения более чем на 15°С
У двигателя с наличием межвиткового замыкания в одной из обмоток фактический потребляемый ток будет отличаться от номинального значения более чем на 15°С.
У разобранного двигателя межвитковые замыкания иногда можно определить визуально по наличию почернения и прогаров на изоляции обмоточных проводов в обмотках. Кроме того, существует способ обнаружения межвиткового замыкания с помощью стального шарика. Для этого на обмотки подается пониженное напряжение, после чего в статор вводится небольшой стальной шарик (например, от шарикоподшипника). В двигателях с исправной обмоткой шарик будет совершать вращение вслед за магнитным полем. Если же в обмотке есть межвитковое замыкание – шарик остановится на том месте, где витки соединяются.
Как проверить якорь электродвигателя
В коллекторных двигателях постоянного и переменного тока кроме проверки целостности обмоток статора обязательно нужно протестировать обмотки якоря. Это можно сделать с помощью мультиметра.
Для этого предел измерений сопротивления устанавливается на минимальное значение. После этого последовательно замеряется сопротивление между двумя соседними ламелями коллектора. Данные измерений не должны отличаться друг от друга.
Последним шагом проверки является измерение сопротивления между корпусом якоря и коллекторными пластинами. Этот показатель должен стремиться к бесконечности. К сожалению, проверить межвитковое замыкание в якоре без специальных приборов не получится.
Также рекомендуем статью .Заказать электродвигатель можно на нашем сайте. Менеджеры Кабель.РФ помогут Вам подобрать нужную марку электродвигателя с учетом Ваших пожеланий и потребностей.
Ремонт асинхронных двигателей
Наиболее распространены асинхронные силовые агрегаты на две и на три фазы. Порядок их диагностики не совсем одинаков, поэтому следует остановиться на этом более подробно.
Трехфазный мотор
Существует два вида неисправностей электрических агрегатов, причем независимо от их сложности: наличие контакта в неположенном месте или его отсутствие.
В состав трехфазного мотора, работающего от переменного тока, входит три катушки, которые могут быть соединены в форме треугольника или звезды. Имеется три фактора, определяющих работоспособность этой силовой установки:
- Правильность намотки.
- Качество изоляции.
- Надежность контактов.
Замыкание на корпус обычно проверяется при помощи мегомметра, но если его нет, можно обойтись обычным тестером, выставив на нем максимальное значение сопротивлений – мегаомы. Говорить о высокой точности измерений в этом случае не приходится, но получить приблизительные данные возможно.
Перед тем, как измерить сопротивление, убедитесь, что двигатель не подключен к электросети, иначе мультиметр придет в негодность. Затем нужно произвести калибровку, поставив стрелку на ноль (щупы при этом должны быть замкнуты). Проверять исправность тестера и правильность настроек, кратковременно касаясь одним щупом другого, необходимо каждый раз перед измерением величины сопротивление.
Приложите один щуп к корпусу электромотора и убедитесь, что контакт имеется. После этого снимите показания прибора, касаясь двигателя вторым щупом. Если данные в пределах нормы, соединяйте второй щуп с выводом каждой фазы поочередно. Высокий показатель сопротивления (500-1000 и более МОм) свидетельствует о хорошей изоляции.
Как проверить изоляцию обмоток показано в этом видео:
Затем необходимо убедиться, что все три обмотки целы. Проверить это можно, прозвонив концы, которые выходят в коробку выводов электродвигателя. Если обнаружен обрыв какой-либо обмотки, диагностику следует прекратить до устранения неисправности.
Следующий пункт проверки – определение короткозамкнутых витков. Довольно часто это можно увидеть при визуальном осмотре, но если внешне обмотки выглядят нормально, то установить факт короткого замыкания можно по неодинаковому потреблению электротока.
Двухфазный электрический двигатель
Диагностика силовых агрегатов этого типа несколько отличается от вышеописанной процедуры. При проверке мотора, оснащенного двумя катушками и запитывающегося от обычной электросети, его обмотки нужно прозвонить при помощи омметра. Показатель сопротивления рабочей обмотки должен быть на 50% меньше, чем у пусковой.
Обязательно должно измеряться сопротивление на корпус – в норме оно должно быть очень большим, как и в предыдущем случае. Низкий показатель сопротивления говорит о необходимости перемотки статора. Конечно, для получения точных данных такие измерения лучше проводить при помощи мегомметра, но такая возможность в домашних условиях имеется редко.
Проверка коллекторных электромоторов
Разобравшись с диагностикой асинхронных моторов, перейдем к вопросу о том, как прозвонить электродвигатель мультиметром, если силовой агрегат относится к коллекторному типу, и каковы особенности таких проверок.
Чтобы правильно проверить работоспособность этих двигателей при помощи мультиметра, нужно действовать в следующем порядке:
- Включить тестер на Ом и попарно замерить сопротивление коллекторных ламелей. В норме эти данные различаться не должны.
- Измерить показатель сопротивления, приложив один щуп прибора к корпусу якоря, а другой – к коллектору. Этот показатель должен быть очень высоким, стремиться к бесконечности.
- Проверить статор на целостность обмотки.
- Измерить сопротивление, прикладывая один щуп к корпусу статора, а другой – к выводам. Чем выше будет полученный показатель, тем лучше.
Проверить электродвигатель при помощи мультиметра на межвитковое замыкание не получится. Для этого используется специальный аппарат, с помощью которого производится проверка якоря.
Подробно проверка двигателей электроинструмента показана в этом видео:
Как проверить двигатель перед запуском
Перед тем, как запустить асинхронный двигатель в работу, желательно его проверить на работоспособность. С чего же начать?
Внешний осмотр двигателя. Проверьте, нет ли сколов, вмятин, покрутите вал двигателя. Он должен крутиться плавно и без рывков в обе стороны. Этим действием вы проверяете подшипники, на которых держится ротор двигателя. Если вал двигателя подклинивает, то на это могут быть несколько причин: разбиты посадочные места под подшипники, убитые подшипники, либо ротор затирает статор. Для того, чтобы выяснить причину, нужно будет полностью разобрать двигатель и выяснить реальную проблему. Если все ок, то двигаемся к следующему шагу.
Проверяем обмотки двигателя. Для этого берем мультиметр, ставим его на измерение сопротивления и проверяем сопротивление обмоток. Если обмотки подключены по схеме “звезда”, то нам будет достаточно замерять сопротивление между клеммами, куда подается напряжение питания. Делается это в три этапа.
Раз.
Два.
Три.
Во всех трех случаях сопротивление должно быть одинаково. Допускается отклонение в несколько Ом.
Этими тремя действиями мы проверили обмотки нашего двигателя и убедились, что они все целые.
И заключительный шаг. Проверяем, не звонятся ли обмотки на землю. Так как все обмотки так или иначе соединяются между собой, достаточно будет встать щупом мультиметра на любую из обмоток, а вторым щупом встать на корпус двигателя. Переключатель на мультиметре поставить на измерение МОм.
В идеале должно получиться бесконечно большое сопротивление, в реале от 100 МОм и выше. Если сопротивление очень маленькое, что то около 1-10 Ом, то это означает, что какая-то из обмоток двигателя звонится на землю, что категорически недопустимо. На практике если же сопротивление меньше 1 МОм, то надо выяснить причину и устранить ее. Скорее всего в двигатель попала влага, грязь, либо произошел пробой диэлектрика медного провода. В этом случае поможет только полная разборка и визуальное выяснение причины.
Все те же самые операции применяются и к двигателю со схемой подключения “треугольник”.
Большинство материала для статьи” асинхронный двигатель” было взято из видео ниже. Обязательно к просмотру.
Особенности проверки электромоторов с дополнительными элементами
Зачастую электрические силовые установки оснащаются дополнительными компонентами, предназначенными для защиты оборудования или оптимизации его работы. Наиболее распространенными элементами, встраивающимися в мотор, являются:
- Термопредохранители. Они настроены на срабатывание при определенной температуре таким образом, чтобы избежать сгорания и разрушения изолирующего материала .Предохранитель убирается под изоляцию обмоток или фиксируется к корпусу электрического мотора стальной дужкой . В первом случае доступ к выводам не затруднен, и их без проблем можно проверить с помощью тестера.Также можно мультиметром или простой индикаторной отверткой определить, к каким разъемным ножкам выходит защитная схема . Если температурный предохранитель находится в нормальном состоянии, то он должен показывать при измерении короткое замыкание.
- Термопредохранители могут быть с успехом заменены температурными реле, которые бывают как нормально разомкнутыми, так и замкнутыми (второй тип более распространен). Марка элемента проставляется на его корпусе . Реле для различных типов двигателей выбирается в соответствии с техническими параметрами, ознакомиться с которыми можно, прочитав эксплуатационные документы или найдя нужную информацию в интернете.
- Датчики оборотов двигателя на три вывода. Обычно ими комплектуются моторы стиральных машин . Основой принципа работы этих элементов является изменение разности потенциалов в пластинке, через которую проходит слабый ток.Питание подается по двум крайним выводам, которые обладают небольшим сопротивлением и при проверке должны показывать короткое замыкание . Третий вывод проверяется только в рабочем режиме, когда на него действует магнитное поле.Не следует измерять величину электропитания датчика при включенном двигателе .Лучше всего вообще снять силовой агрегат и подать ток отдельно на датчик .Для возникновения импульсов на выходе датчика покрутите ось . Если ротор не оснащен постоянным магнитом, придется на время проверки установить его, сняв предварительно сенсор.
В этом материале содержится вся необходимая информация о том, как правильно проверить электродвигатель мультиметром в бытовых условиях. При выходе любой электротехники из строя самое главное – прозвонить обмотку мотора, чтобы исключить его неисправность, поскольку силовая установка имеет наиболее высокую стоимость по сравнению с другими элементами.
https://youtube.com/watch?v=C8zyQ6Vbixc
Нарушение установленных стандартов применения и некоторое воздействие могут стать причиной появления серьезных проблем, для определения которых можно использовать мультиметр. Чтобы не тратить деньги на услуги мастерской, надо узнать, как можно сомостоятельно прозвонить электродвигатель мультиметром
. У этой работы есть довольно большое количество особенностей.
Как прозвонить: условия
Прежде чем проверить электродвигатель на неисправность, необходимо убедиться в том, что шнур и вилка прибора абсолютно исправны. Обычно об отсутствии нарушения подачи электрического тока в устройство, можно судить по светящейся контрольной лампе.
Убедившись в том, что электрический ток поступает к электродвигателю, необходимо осуществить демонтаж его из корпуса устройства, при этом сам прибор должен быть полностью обесточен, во время выполнения данной операции.
Проверка якоря и статора электродвигателя производится мультиметром. Последовательность измерений зависит от модели электрического агрегата, при этом, прежде чем прозвонить электродвигатель, следует убедиться в исправности измерительного прибора.
Наиболее частой «поломкой» мультиметров является уменьшение заряда батареи, в этом случае можно получить искажённые результаты замеров сопротивления.
Проверка асинхронных движков
Именно асинхронные движки чаще всего эксплуатируются в бытовых агрегатах, которые функционируют от 220 В. После того, как вынули мотор из оборудования, нужно замерить сопротивление между моторными выводами:
- Выбрать функцию измерения сопротивления и диапазон до 100 Ом.
- Соединить наконечники с выводами подключаемой обмотки. Между средним и крайним в норме значение 30-50 Ом, между средним и другим крайним 15-20.
Также важно проверить утечку тока:
- Выбрать функцию измерения сопротивления с диапазоном 2000 кОм.
- По очереди соединять каждую клемму с корпусом движка.
- На дисплее не должно быть значений. Если вы используете аналоговый мультиметр, стрелка не отклоняется.
Если выявляются проблемы, придется разбирать устройство, чтобы провести более тщательные исследования. Часто возникает межвитковое замыкание. Для их выявления выбирается диапазон 100 Ом, после чего прозванивается каждый контур статора. Сильное отклонение одного показания от другого говорит о замыкании обмотки.
Видео о том, как прозвонить двигатель мультиметром:
Проверка коллекторных движков
Такие моторы применяют в цепи постоянного тока. Перед тем, как прозванивать электродвигатель мультиметром, лучше всего полностью разобрать мотор.
На мультиметре выбирается функция измерения сопротивления с диапазоном 200 Ом. Обычно статор движка данного типа имеет две независимые обмотки, их и нужно протестировать.
Какой показатель считается нормальным, написано в технической документации к двигателю, но на исправность указывает невысокое сопротивление. Если движок очень мощный, сопротивление статора будет совсем маленьким. В моторах с обычной мощностью сопротивление обмотки может быть в пределах 5-30 Ом. Для прозвонки необходимо наконечниками щупов мультиметра дотронуться до выводов обмоток. Если хотя бы в одном контуре нет сопротивления, использовать устройство не нужно.
У ротора коллекторного движка много обмоток, но тестировать якорь легко. Проверка мультиметром двигателя коллекторного типа:
- Выбрать функцию измерения сопротивления и диапазон в 200 Ом.
- Поместить наконечники щупов на коллекторе так, чтобы они были как можно дальше друг от друга.
- Если на дисплее тестера показываются какие-то цифры, без снятия щупов нужно немного провернуть ротор, чтобы другая обмотка соединилась с щупами.
- Если показания почти равные, с якорем всё в порядке.
Также полезно проверить устройство на утечку электротока.
Подробное видео о том, как проверить мультиметром моторчик коллекторный:
Теперь вы знаете, как проверить обмотку электродвигателя мультиметром и сможете тестировать разное оборудование. Даже если вы захотите узнать, как прозвонить мультиметром насос, вам будет полезна эта статья, ведь у бензонасосов тоже есть электромотор. Также вы сможете проверить движок домашней стиральной машины. Словом, умея пользоваться тестером, можно “дружить” с самым разным оборудованием.
Как прозвонить электродвигатель мультиметром
Для выявления неисправности электродвигателя в домашних условиях за неимением дорогостоящего профессионального оборудования ничего не остается, как прозвонить электродвигатель мультиметром. С его помощью можно определить большинство поломок, и вам не придется привлекать специалиста. Итак, что нужно сделать?
Подготовка
Перед тем, как проводить диагностику, следует:
- Обесточить агрегат. Если измерение сопротивления осуществляется в цепи, подключенной к электросети, прибор выйдет из строя.
- Откалибровать аппарат, то есть выставить стрелку в нулевое положение (щупы должны быть замкнуты).
- Осмотреть двигатель и выяснить, не затоплен ли он, нет ли запаха горелой изоляции или отломанных деталей и т.д.
Асинхронный, коллекторный, однофазный и трехфазный двигатели прозваниваются по одной и той же методике, небольшая разница в конструкции особой роли не играет, но есть нюансы, которые необходимо учитывать.
Этапы работы
Самые частые неисправности можно поделить на два вида:
- Наличие контакта в месте, где его не должно быть.
- Отсутствие контакта в месте, где он должен быть.
Для начала рассмотрим, как прозвонить 3-фазный электродвигатель мультиметром. Он имеет три катушки, соединенные по схеме «треугольник» или «звезда». На его работоспособность влияют надежность контактов, качество изоляции и правильная намотка.
- Для начала проверьте замыкание на корпус (имейте в виду, значение получится приблизительное, так как для точных показаний требуются более чувствительные приборы).
- Установите значения измерений на мультиметре на максимум.
- Соедините щупы друг с другом, чтобы убедиться в правильности настроек и исправности прибора.
- Соедините один из щупов с корпусом двигателя, если есть контакт, присоедините второй щуп к корпусу и следите за показаниями.
- Если сбоев нет, поочередно коснитесь щупом вывода каждой из трех фаз.
- Если изоляция качественная, проверка должна показать достаточно высокое сопротивление (несколько сотен или тысяч мегом).
Необходимо помнить, что при измерении сопротивления изоляции с помощью мультиметра показания будут выше допустимых, так как ЭДС прибора не превышает 9в. Двигатель же работает при 220 или 380в. По закону Ома значение сопротивления зависит от напряжения, поэтому делайте скидку на разницу.
Далее проверьте целостность обмоток, прозвонив три конца, входящих в борно двигателя. При наличии обрыва дальнейшая проверка не имеет смысла, поскольку прежде нужно устранить эту неисправность.
Затем проверьте короткозамкнутые витки. При соединении «треугольником» показателем неисправности будет большее значение в концах А1 и А3. При соединении «звездой» прибор показывает завышенное значение в цепи А3.
Зная, как прозвонить асинхронный электродвигатель мультиметром, вы сэкономите время и деньги, так как, возможно, выявятся только мелкие неисправности, которые вы легко устраните самостоятельно.
Для более серьезной и детальной диагностики требуются другие приборы, которые редко используются в быту по причине дороговизны.
Если вы не смогли найти повреждения с помощью мультиметра, обратитесь к специалисту.
Проверка коллекторного электродвигателя
Теперь перейдем к вышеупомянутым нюансам, ведь двигатели бывают разных видов. Как прозвонить коллекторный электродвигатель мультиметром? Схема его проверки выглядит следующим образом:
- Включите прибор на единицы Ом и измерьте попарно сопротивление ламелей коллектора.
- Затем измерьте сопротивление между корпусом якоря и коллектором.
- Проверьте обмотки статора.
- Измерьте сопротивление между корпусом и выводами статора.
Межвитковое замыкание определяется только специальным прибором. Существует способ измерения сопротивления якоря. Снимите с него щетки и подведите к пластинам напряжение до 6в, измерьте падение напряжения между ними.
Для проверки однофазного двигателя прозвоните рабочую и пусковую обмотки. Сопротивление первой должно быть в полтора раза ниже, чем второй.
Для примера возьмем однофазный мотор с тремя выводами, использующийся в стиральных машинах (чаще старого образца). Если между концами очень большое сопротивление, значит катушки соединены последовательно. Остается найти среднюю точку и таким образом определить концы каждой из них в отдельности.
Поскольку электродвигатели встречаются в каждом доме в бытовых приборах – это и холодильник, и пылесос, и многое другое – и они периодически ломаются, знать, как проверить однофазный электродвигатель мультиметром, просто необходимо. Если поломка не слишком серьезная, нести прибор в ремонтную мастерскую нецелесообразно. И у вас появится возможность набраться опыта и получить навыки, работая с двигателями разных типов и модификаций.