Как проверить электродвигатель мультиметром: обзор 5 конструкций двигателей переменного тока с фото

Визуальный осмотр

При приобретении стиральной машины в магазине или доставки ее домой, стоит проверить следующее:

  • на внешнем корпусе должны отсутствовать любые повреждения, царапины или загрязнения;
  • дверца барабана должна свободно открываться и закрываться, на манжете не могут присутствовать трещины;
  • поверхность барабана желательно проверить на шероховатости, которые в дальнейшем могут влиять на качество стирки, для этого нужно надеть на руку чулок и провести по поверхности барабана, если не будет затяжек, то и белье рваться не будет;
  • проверьте лоток для закладывания порошка и кондиционера, он не должен иметь трещин, а также иметь неприятный запах;
  • машина должна работать при подсоединении к сети без воды;
  • необходимо удостовериться в наличии всех комплектующих, ножек;
  • шланги должны быть целыми — сливной и наливной;
  • все документы, гарантийный талон, паспорт, должны поставляться с машинкой и быть правильно заполнены сотрудником магазина;
  • желательно рукой прокрутить барабан, посмотреть его вращение и проверить работу подшипников.

Замыкание на корпус

Проверка электродвигателя на наличие замыкания обмоток статора на корпус выполняется с помощью специального прибора – мегаомметра, однако при его отсутствии можно воспользоваться мультиметром, выставив предел измерений сопротивления на максимум. Этот метод определения подходит как для двигателей постоянного, так и переменного тока. Перед началом работ двигатель отключается от питающей сети.

Для стрелочного тестера необходимо выполнить калибровку – накоротко замкнуть щупы и выставить стрелку прибора на «ноль». Далее один из щупов прибора надежно фиксируется на корпусе электродвигателя или на винте заземления, который расположен в клеммной коробке. После этого выполняются замеры сопротивления изоляции обмоток. Для этого вторым щупом нужно поочередно прикоснуться к выводам обмоток статора и зафиксировать показатели. Данные измерений не должны быть менее 1 МОм для асинхронных двигателей и 0,5 МОм – для машин постоянного тока.

Проверка целостности обмоток статора

Зная, как проверить электродвигатель мультиметром, можно без труда выявить короткое замыкание или обрыв провода. Перед началом измерений в трехфазных двигателях нужно снять перемычки, соединяющие концы обмоток. Предел измерений нужно выставить минимальный, так как сопротивление обмоток имеет небольшие величины, особенно у мощных двигателей. Полученные данные не должны отличаться друг от друга.

Если замер в одной из обмоток показывает большое сопротивление, это свидетельствует об обрыве провода в обмотке.

В том случае, когда показания прибора стремятся к «нулю», значит начало и конец обмоток замкнуты накоротко.

В однофазных двигателях с двумя рабочими обмотками перед началом измерений нужно отсоединить пусковой и рабочий конденсаторы. Сопротивление обмоток должно быть одинаковым. В двигателях с пусковой обмоткой, из-за того что она выполняется проводом меньшего сечения, показания мультиметра будут различаться. Сопротивление рабочей обмотки должно быть меньше сопротивления пусковой обмотки на 40-50°С.

Для полноценной диагностики важно знать, как проверить обмотку электродвигателя на наличие межвитковых замыканий. Самым простым способом выявления такой неисправности у трехфазных двигателей являются замеры потребляемого тока каждой фазы в рабочем режиме. У двигателя с наличием межвиткового замыкания в одной из обмоток фактический потребляемый ток будет отличаться от номинального значения более чем на 15°С

У двигателя с наличием межвиткового замыкания в одной из обмоток фактический потребляемый ток будет отличаться от номинального значения более чем на 15°С.

У разобранного двигателя межвитковые замыкания иногда можно определить визуально по наличию почернения и прогаров на изоляции обмоточных проводов в обмотках. Кроме того, существует способ обнаружения межвиткового замыкания с помощью стального шарика. Для этого на обмотки подается пониженное напряжение, после чего в статор вводится небольшой стальной шарик (например, от шарикоподшипника). В двигателях с исправной обмоткой шарик будет совершать вращение вслед за магнитным полем. Если же в обмотке есть межвитковое замыкание – шарик остановится на том месте, где витки соединяются.

Как проверить якорь электродвигателя

В коллекторных двигателях постоянного и переменного тока кроме проверки целостности обмоток статора обязательно нужно протестировать обмотки якоря. Это можно сделать с помощью мультиметра.

Для этого предел измерений сопротивления устанавливается на минимальное значение. После этого последовательно замеряется сопротивление между двумя соседними ламелями коллектора. Данные измерений не должны отличаться друг от друга.

Последним шагом проверки является измерение сопротивления между корпусом якоря и коллекторными пластинами. Этот показатель должен стремиться к бесконечности. К сожалению, проверить межвитковое замыкание в якоре без специальных приборов не получится.

Также рекомендуем статью .Заказать электродвигатель можно на нашем сайте. Менеджеры Кабель.РФ помогут Вам подобрать нужную марку электродвигателя с учетом Ваших пожеланий и потребностей.

Проверка витков статора

Для проверки витков статора мотора колеса с использованием мультиметра необходимо выполнить следующие шаги:

  1. Отключите мотор от источника питания, чтобы избежать возможности получения электрического удара.
  2. Найдите провода, подключенные к статору мотора. В большинстве случаев это будут три провода: один нейтральный (обычно черного или белого цвета) и два провода питания (обычно красного и синего или зеленого цветов).
  3. Отсоедините провода статора от других компонентов и маркируйте их для дальнейшей правильной повторной установки.
  4. Выберите на мультиметре настройку для измерения сопротивления (Ом).
  5. Соедините зонды мультиметра с различными парными комбинациями проводов статора.
  6. Наблюдайте за показаниями мультиметра. Если сопротивление между проводами статора равно близким значениям, это указывает на нормальное состояние витков статора. Однако, если одно или несколько значений сопротивления отличается от других, это может быть признаком проблемы витков статора, таких как обрыв или короткое замыкание.

Проверка витков статора мотора колеса с использованием мультиметра позволяет определить его состояние и выявить возможные проблемы, которые могут потребовать ремонта или замены компонента.

Как проверить обмотку статора УШМ в домашних условиях разными способами

Существует большое количество различных электрических приборов с помощью которых можно произвести диагностику статора. Однако в домашних условиях применяется ограниченное количество технических средств. Некоторые представлены в нижеследующих видео.

Проверка якоря/ротора и статора мультиметром/тестером

В следующем видео в качестве инструмента для диагностики ротора и статора электропривода используется прибор мультиметр или как чаще в обиходе называемый тестером. Применяется для измерения различных электрических параметров: сопротивления, силы тока, напряжения. Для определения неисправностей в виде обрыва проводов, пробоя обмотки на корпус используется режим «омметр», то есть выставляется определенное значение сопротивления, которое сопоставимо с имеющимся в проверяемой цепи. В данном случае с пределом 200 Ом.

Пробой статора на корпус определяется прикладыванием индикаторных щупов к его корпусу и одному из концов обмотки. Наличие на индикаторе какой-либо величины сопротивления показывает о наличии дефекта в виде пробоя обмотки на корпус. При диагностировании обрыва обмотки индикатор прибора не будет ничего показывать при совмещении щупов с выводами обмоток.

Более сложные манипуляции следует провести при проверке обмоток ротора электропривода. Обрыв обмотки может быть в любом соединении с отдельно взятой ламелью коллектора. Поэтому необходимо проверить сопротивление между всеми ламелями коллектора, прикладывая к ним поочередно индикаторные щупы. При отсутствии обрыва сопротивление будет иметь во всех случаях одно и то же небольшое значение. Любые отклонения свидетельствуют о наличии обрыва. Пробой обмотки на корпус проверяется щупами при контакте их с коллектором и «железом» из набора листов из электротехнической стали. Шкала индикатора не должна реагировать на данное действие.

Однако мультиметром невозможно определить межвитковое замыкание. Здесь применяется прибор носящий название индикатор коротко замкнутых витков (ИКЗ). Более подробно о нем в нижеследующей информации.

На межвитковое замыкание, индикатором

Принцип действия прибора для определения межвиткового замыкания показан в следующем видео. Прибор в проверяемой обмотке индуцирует магнитное поле. При наличии в обмотке коротко замкнутых витков ток короткого замыкания вызывает повышенное противодействие генерируемому прибором электромагнитному полю. Регулировкой ИКЗ выполняется настройка, по достижении которой срабатывает световой сигнал (индикаторная лампочка изменяет цвет с зеленого на красный) или раздается звуковое сопровождение. В дополнение к основному применению, автор показывает способ определения мест подсоединения проводов обмотки к ламелям коллектора, при отсутствии визуально просматриваемых контактов.

Макита, без приборов

В одной из моделей Макита в следующем видео во время работы пошел дым, что является верным признаком сгоревших ротора или статора. Для определения причин автор выполнил полную разборку болгарки, дающую возможность хорошо выполнить внешний осмотр подозреваемых в неисправности узлов болгарки. Если на роторе признаков последствий от задымления обнаружено не было, то на статоре несколько мест подгоревшего электроизоляционного лака четко просматривались.

Важно: после визуального осмотра необходимо еще раз проверить с помощью приборов тот узел, на котором не обнаружено никаких внешних недостатков. Так, например, в данном случае на роторе мультиметром обнаружены обрывы в обмотке. Кстати на статоре оказалось достаточно внешнего осмотра, так как мультиметр не смог определить дефект в виде межвиткового замыкания.

Кстати на статоре оказалось достаточно внешнего осмотра, так как мультиметр не смог определить дефект в виде межвиткового замыкания.

Мультиметр – автомат: быстро и качественно выполняет измерения

Мультиметр, который представлен в следующем видео удобен в работе и позволяет снимать показания без лишней суеты, когда у прибора, не обладающего такой опцией «скачут» измеряемые величины. Показан способ определения погрешности измерения, связанный с сопротивлением индикаторных щупов. Дано ориентировочное значение сопротивления обмотки, где отсутствуют неисправности.

Выбор мультиметра для проверки моторчика

Для проверки моторчика с помощью мультиметра нужно выбрать подходящую модель, которая поддерживает необходимые функции и характеристики.

Вот несколько важных моментов, которые следует учесть при выборе мультиметра:

Напряжение и токовая погрешность: Убедитесь, что мультиметр поддерживает измерение напряжения и тока с достаточной точностью для вашей работы

Для проверки 12-вольтного моторчика выберите мультиметр с диапазоном измерения 12 вольт и малой погрешностью измерений.

Функция замера сопротивления: Для проверки моторчика важно уметь измерять его сопротивление. Убедитесь, что выбранная модель мультиметра поддерживает эту функцию.

Функция тестирования диодов: Так как моторчик может содержать диоды, полезной функцией мультиметра будет проверка диодов

Убедитесь, что выбранная модель мультиметра имеет эту возможность.

Дополнительные функции: В зависимости от ваших потребностей и предпочтений, учтите дополнительные функции, которые могут быть полезными для вас в работе с моторчиками.

При выборе мультиметра для проверки моторчика, учитывайте свои потребности, бюджет и предпочтения. Используйте информацию о характеристиках и функциях мультиметров, чтобы сделать правильный выбор.

Как прозвонить коллекторный двигатель

Коллекторный агрегат также можно прозвонить мультиметром. Данный тип электродвигателей используется в цепи постоянного тока.

Коллекторные двигатели переменного тока встречаются реже, например в различных электроинструментах. Наиболее качественно прозванивать такие изделия можно в том случае, если полностью разобрать электрический двигатель.

Проверить якорь электродвигателя, а также прозвонить обмотку статора можно будет с помощью мультиметра, который должен быть переведён в режим измерения сопротивления до 200 Ом.

Наиболее часто статор коллекторного агрегата состоит из двух независимых обмоток, которые и требуется прозвонить мультиметром для определения их исправности.

Точное значение данного показателя, можно узнать в документации к электродвигателю, но о работоспособности обмотки можно судить в том случае, если прибор покажет небольшое значение сопротивления.

В мощных двигателях постоянного тока электрооборудования автомобиля, значение сопротивления статора будет настолько малым, что его отличие от короткозамкнутого проводника, может составлять десятые доли Ома. Менее мощные устройства имеют сопротивление обмотки статора в пределах 5 — 30 Ом.

Для того чтобы прозвонить мультиметром обмотки статора коллекторного электродвигателя, необходимо соединить щупы измерительного прибора с выводами данных обмоток. Если в процессе диагностических мероприятий будет выявлено отсутствие сопротивления даже в одном контуре, дальнейшая эксплуатация агрегата не осуществляется.

Ротор коллекторного электродвигателя состоит из значительно большего количества обмоток, но проверка якоря не займёт много времени.

Для того чтобы прозвонить эту деталь, необходимо включить мультиметр в режим измерения сопротивления до 200 Ом и расположить щупы мультиметра на коллекторе таким образом, чтобы они находились на максимальном удалении друг от друга.

Таким образом щупы займут место щёток двигателя и одну из нескольких обмоток якоря можно будет прозвонить. Если мультиметр покажет какое-либо значение, то не снимая щупов измерительного устройства с коллектора, следует провернуть слегка ротор, до момента соединения следующей обмотки со щупами устройства.

Таким образом проверить обмотку можно без особых усилий. Если мультиметр покажет примерно одинаковое значение сопротивления каждого контура, то это будет означать, что якорь устройства абсолютно исправен.

Для того чтобы правильно прозвонить данный тип двигателя, необходимо осуществить проверку возможной утечки электрического тока на «массу».

Это нарушение может привести не только к выходу из строя электродвигателя, но и к увеличению вероятности получения электротравмы. Проверить якорь и статор коллекторного двигателя на пробой не составит большого труда, для этого необходимо включить режим измерения сопротивления до 2 000 кОм. Для проверки статора достаточно подключить одну клемму к корпусу, а вторую к одной из обмоток.

Если не придерживаться этого правила, то можно получить ложноположительные результаты, так как через тело человека будет проходить достаточный электрический потенциал. В этом случае мультиметр покажет сопротивление человека, а не «пробой» между корпусом статора и обмоткой.

Аналогичным образом измеряется и возможная утечка электротока на корпус якоря электродвигателя.

Чтобы прозвонить отсутствие «пробоя» на массу устройства, необходимо поочерёдно присоединять щупы мультиметра к корпусу и различным обмоткам ротора электромотора.

Для того чтобы прозвонить различные типы электродвигателей с помощью мультиметра, необходимо приобрести мультиметр, который имеет режим измерения сопротивления.

Сверхточность, при осуществлении подобных действий, не требуется, поэтому можно с успехом использовать дешёвые китайские устройства. Прежде чем прозвонить обмотки двигателя мультиметром, необходимо убедиться в его исправности.

https://youtube.com/watch?v=nuwYSWhKyNQ

Следует также иметь в виду, что неисправность электродвигателя может иметь различные признаки. Даже в том случае если электрический прибор находится в рабочем состоянии, но обороты двигателя не достигают максимального значения, следует незамедлительно прозвонить возможные повреждения обмоток.

После того как будет произведены все диагностические мероприятия, и электродвигатель будет отремонтирован, производится испытание устройства прежде чем устанавливать его в бытовой прибор или инструмент.

При осуществлении любых электромонтажных или диагностических работ, необходимо полностью отсоединить прибор от сети 220 В. или трёхфазного тока.

Как прозвонить электродвигатель мультиметром

Для выявления неисправности электродвигателя в домашних условиях за неимением дорогостоящего профессионального оборудования ничего не остается, как прозвонить электродвигатель мультиметром. С его помощью можно определить большинство поломок, и вам не придется привлекать специалиста. Итак, что нужно сделать?

Подготовка

Перед тем, как проводить диагностику, следует:

  • Обесточить агрегат. Если измерение сопротивления осуществляется в цепи, подключенной к электросети, прибор выйдет из строя.
  • Откалибровать аппарат, то есть выставить стрелку в нулевое положение (щупы должны быть замкнуты).
  • Осмотреть двигатель и выяснить, не затоплен ли он, нет ли запаха горелой изоляции или отломанных деталей и т.д.

Асинхронный, коллекторный, однофазный и трехфазный двигатели прозваниваются по одной и той же методике, небольшая разница в конструкции особой роли не играет, но есть нюансы, которые необходимо учитывать.

Этапы работы

Самые частые неисправности можно поделить на два вида:

  • Наличие контакта в месте, где его не должно быть.
  • Отсутствие контакта в месте, где он должен быть.

Для начала рассмотрим, как прозвонить 3-фазный электродвигатель мультиметром. Он имеет три катушки, соединенные по схеме «треугольник» или «звезда». На его работоспособность влияют надежность контактов, качество изоляции и правильная намотка.

  • Для начала проверьте замыкание на корпус (имейте в виду, значение получится приблизительное, так как для точных показаний требуются более чувствительные приборы).
  • Установите значения измерений на мультиметре на максимум.
  • Соедините щупы друг с другом, чтобы убедиться в правильности настроек и исправности прибора.
  • Соедините один из щупов с корпусом двигателя, если есть контакт, присоедините второй щуп к корпусу и следите за показаниями.
  • Если сбоев нет, поочередно коснитесь щупом вывода каждой из трех фаз.
  • Если изоляция качественная, проверка должна показать достаточно высокое сопротивление (несколько сотен или тысяч мегом).

Необходимо помнить, что при измерении сопротивления изоляции с помощью мультиметра показания будут выше допустимых, так как ЭДС прибора не превышает 9в. Двигатель же работает при 220 или 380в. По закону Ома значение сопротивления зависит от напряжения, поэтому делайте скидку на разницу.

Далее проверьте целостность обмоток, прозвонив три конца, входящих в борно двигателя. При наличии обрыва дальнейшая проверка не имеет смысла, поскольку прежде нужно устранить эту неисправность.

Затем проверьте короткозамкнутые витки. При соединении «треугольником» показателем неисправности будет большее значение в концах А1 и А3. При соединении «звездой» прибор показывает завышенное значение в цепи А3.

Зная, как прозвонить асинхронный электродвигатель мультиметром, вы сэкономите время и деньги, так как, возможно, выявятся только мелкие неисправности, которые вы легко устраните самостоятельно.

Для более серьезной и детальной диагностики требуются другие приборы, которые редко используются в быту по причине дороговизны.

Если вы не смогли найти повреждения с помощью мультиметра, обратитесь к специалисту.

Проверка коллекторного электродвигателя

Теперь перейдем к вышеупомянутым нюансам, ведь двигатели бывают разных видов. Как прозвонить коллекторный электродвигатель мультиметром? Схема его проверки выглядит следующим образом:

  • Включите прибор на единицы Ом и измерьте попарно сопротивление ламелей коллектора.
  • Затем измерьте сопротивление между корпусом якоря и коллектором.
  • Проверьте обмотки статора.
  • Измерьте сопротивление между корпусом и выводами статора.

Межвитковое замыкание определяется только специальным прибором. Существует способ измерения сопротивления якоря. Снимите с него щетки и подведите к пластинам напряжение до 6в, измерьте падение напряжения между ними.

Для проверки однофазного двигателя прозвоните рабочую и пусковую обмотки. Сопротивление первой должно быть в полтора раза ниже, чем второй.

Для примера возьмем однофазный мотор с тремя выводами, использующийся в стиральных машинах (чаще старого образца). Если между концами очень большое сопротивление, значит катушки соединены последовательно. Остается найти среднюю точку и таким образом определить концы каждой из них в отдельности.

Поскольку электродвигатели встречаются в каждом доме в бытовых приборах – это и холодильник, и пылесос, и многое другое – и они периодически ломаются, знать, как проверить однофазный электродвигатель мультиметром, просто необходимо. Если поломка не слишком серьезная, нести прибор в ремонтную мастерскую нецелесообразно. И у вас появится возможность набраться опыта и получить навыки, работая с двигателями разных типов и модификаций.

Необходимые инструменты и оборудование

Для проверки моторчика мультиметром 12В вам понадобятся следующие инструменты и оборудование:

  • Мультиметр: это электронный прибор, который предназначен для измерения различных параметров электрических цепей, включая напряжение, сопротивление и ток. Убедитесь, что ваш мультиметр подходит для измерения постоянного напряжения до 12В.
  • Аккумулятор или источник питания: вам понадобится источник постоянного напряжения 12В для подачи питания на моторчик при его проверке. Вы можете использовать аккумулятор автомобиля или иной источник питания, который может обеспечить необходимое напряжение.
  • Провода: нужно подготовить провода достаточной длины для подключения мультиметра и источника питания к моторчику. Желательно использовать провода с клампами на концах для удобства подключения.

Убедитесь, что ваш мультиметр и остальное оборудование находятся в исправном состоянии перед началом проверки моторчика

Важно соблюдать все меры предосторожности при работе с электрическими цепями, чтобы избежать возможных травм или повреждения оборудования

Как прозвонить однофазный двигатель: основные советы и инструкция

Прозвонить однофазный двигатель – задача, которую можно быстро выполнить самостоятельно, используя мультиметр. Для этого нужно снять клеммы с двигателя и проверить наличие электрического контакта.

При прозвонке необходимо обратить внимание на соответствие схеме подключения двигателя и на то, какие контакты должны быть замкнуты при работе двигателя

Важно помнить, что при проведении данной процедуры необходимо отключить питание. А также следует быть осторожным при работе с электрическими контактами, так как можно получить удар током

А также следует быть осторожным при работе с электрическими контактами, так как можно получить удар током

Важно помнить, что при проведении данной процедуры необходимо отключить питание. А также следует быть осторожным при работе с электрическими контактами, так как можно получить удар током

Если у вас нет опыта в работе с электродвигателями, то лучше обратиться за помощью к квалифицированному электрику, чтобы избежать возможной травмы или повреждения оборудования.

  • 1. Отключите питание.
  • 2. Снимите клеммы с двигателя.
  • 3. Используйте мультиметр для проверки наличия электрического контакта.
  • 4. Проверьте соответствие схемы подключения.

Не забывайте, что правильное подключение и работа электродвигателя обеспечивает безопасность и долгую эксплуатацию оборудования.

Разновидности и принцип работы

1. Асинхронный двигатель — недорогой по стоимости, тихо работает. Не используется для современных машинок по причине больших размеров и слабой работоспособности. Устанавливался в первые модели «Ардо» (Ardo), «Бош» (Bosch), «Кэнди» (Candy), «Сименс» (Siemens). 2. В современных моделях установлен коллекторный двигатель. Он отличается средней мощностью, небольшими габаритами, передает обороты на шкив барабана посредством ремня. Конструкция: ротор, статор, таходатчик, пара щеток.

3. Инверторный двигатель (прямоприводной) стали использовать сравнительно недавно. Ремень отсутствует, прибор прикрепляется сразу к барабану, передавая на него обороты. Производительность двигателя высокая, агрегат компактный, редко ломается. Устанавливают в машины Samsung, «Ханса» (Hansa), «Эл Джи» (LG).

Существует три основных типа двигателя стиральных машин:

Асинхронный (однофазный, трехфазный). Однофазный использовался в старых моделях СМ. Тихая работа и простота конструкции сделали его популярным в 2000-е годы. Состоит деталь из статора и ротора. Однако на смену большим размерам и невысокому коэффициенту полезного действия пришли более компактные модели.

Коллекторный. Самый распространенный тип на сегодняшний день. Мотор компактен, бесшумен в работе, вращается на высоких скоростях. Работает на ременном приводе, а главное – не зависит от частотности в электросети. Прост в разборке, что позволяет выполнять ремонт самостоятельно. Однако его графитовые щетки быстро стираются и требуют замены.

Прямоприводной (бесколлекторный). Современная разработка производителей. Этому типу не требуется ремень для вращения барабана. Трехфазный двигатель, ротор на магнитах позволяют развивать высокую скорость с высоким КПД. Благодаря компактным размерам мотора стиралки имеют меньшие габариты.

Важно знать, какой двигатель стоит в вашей стиральной машине и что делать, если он не запускается. Перед тем, как проверить работоспособность электродвигателя, рассмотрим его принцип работы и основные узлы. Перед тем, как проверить работоспособность электродвигателя, рассмотрим его принцип работы и основные узлы

Перед тем, как проверить работоспособность электродвигателя, рассмотрим его принцип работы и основные узлы.

Статор. Эта часть состоит из стальных пластин, между ними расположены медные обмотки. Сам статор недвижим, но вырабатываемое им магнитное поле взаимодействует с полем ротора, приводя его в движение.

Ротор (якорь). Элемент состоит из сердечника, обмотки, коллектора. Ротор взаимодействует с щетками, которые передают напряжение на его коллектор.

Таходатчик. Эта деталь расположена на корпусе двигателя. Датчик измеряет скорость оборотов, передает данные главному модулю. В зависимости от выбранного режима модуль корректирует скорость вращения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *