Принцип работы электродвигателя
Содержание
- 1 Устройство и принцип действия электродвигателя постоянного тока
- 2 Классификация электродвигателей
- 3 Использование асинхронных двигателей в однофазной цепи
- 4 УКД: принцип работы и характеристики
- 5 Синхронный принцип работы электродвигателя
- 6 Электродвигатель у бактерий
- 7 Формула мощности трехфазного двигателя
- 8 Видео
Одними из основных потребителей электроэнергии на производстве являются электромоторы. Электрический ток, поданный на такую машину, заставляет её работать. Это явление превращения электричества во вращение вала двигателя в сотни раз повысило эффективность технологического процесса. Как устроены электродвигатели, станет понятно после изучения их устройства.
Устройство и принцип действия электродвигателя постоянного тока
Машины, осуществляющие свою работу при присоединении к ним тока, не меняющего свою полярность, называют машинами постоянного тока. Они превращают электричество в механическую энергию.
Принцип работы электродвигателя всякой конструкции опирается на использование закона электромагнитной индукции и явления самоиндукции.
В основе работы электродвигателя лежит образование крутящего момента при подаче напряжения на катушки якоря. Его ещё называют синхронным двигателем постоянного тока (ДПТ). Устройство простейшей машины вмещает в себя:
- статор, с расположенными на нём постоянными магнитами;
- двухзубцовый якорь, имеющий одну обмотку;
- коллектор;
- щёточный узел, в который входят две щётки и два ламеля (пластины).
Статор, он же – индуктор, располагает в основном двумя парами основных полюсов. В случае необходимости на нём устанавливают добавочные. Это улучшает переключение на коллекторе якоря.
Ротор, он же – якорь, должен иметь как минимум три зубца, чтобы двигатель мог сам запускаться из каждой точки. При этом в зону подключения стабильно попадает один из зубцов.
На щёточно-коллекторный узел выведены все катушки якоря, какие есть. Коллектор является кольцом из изолированных ламелей (пластин), размещённых по длине оси ротора. По ним скользят щётки и подают или снимают напряжение.
Все ДПТ обладают свойствами саморегулирования, поддерживая вращающий момент равным моменту сопротивления на валу. Это происходит автоматически, и частота вращения постоянна.
Классификация электродвигателей
Электрические машины можно разбить на две группы, обращая внимание на особенности образования момента вращения: магнитоэлектрические и гистерезисные. Вторая группа применяется редко, у них вращение происходит за счёт перемагничивания ротора.
Магнитоэлектрические моторы подразделяются по роду тока на модели:
- постоянного тока;
- пульсирующего тока;
- переменного тока;
- универсальные.
Универсальными моторы называются, потому что могут потреблять для работы, как постоянный, так и переменный ток.
Двигатели постоянного тока
Несмотря на то, что такие моторы могут питаться, как постоянным, так и переменным током, в основном на их обмотки подают постоянное напряжение.
Коллекторные машины имеют проблемное место: щёточно-коллекторный узел (ЩКУ), который создаёт сложность в облуживании и некоторую ненадёжность в работе.
Вентильные электромоторы лишены коллектора, фазы переключает инвертор (электронный блок). У таких машин возможна обратная связь через датчик позиции ротора.
Двигатели пульсирующего тока
Подобные аппараты используются на электровозах. Питание мотора осуществляется от пульсирующего тока. От ДПТ их конструктивно отличает следующее:
- присутствие компенсационной обмотки;
- увеличенное количество полюсных пар;
- шихтованные допполюса;
- шихтованные включения в каркас.
Двигатели переменного тока (ПТ)
По способу работы такие машины делятся на двигатели: синхронные и асинхронные.
Почему синхронные? Потому что скорость ротора и скорость вращающегося в статоре МП абсолютно совпадают. У асинхронных моторов скорость вращения МП в статоре выше, чем у ротора.
Универсальный коллекторный электродвигатель (УКД)
Такой тип применяется в электроинструментах: это отрезная машинка, дрель, триммер и др. Незаменим там, где нужны высокие обороты (выше 3000 об./мин.), маленькие размеры и небольшой вес. Двигатель работает от обоих видов тока и обладает последовательно включённой обмоткой возбуждения. В электронную схему входит линейный преобразователь напряжения.
Синхронный электродвигатель возвратно-поступательного движения
Принцип действия электродвигателя заключается в том, что на штоке, который движется, установлены магниты постоянной природы. В корпус мотора вмонтирован магнитопровод с катушками, на которые подаётся ПТ. Катушки установлены так, что создаваемое ими МП заставляет двигаться шток туда-сюда.
Использование асинхронных двигателей в однофазной цепи
Отличительной чертой при запуске такого мотора является ручное включение. Это вызвано наличием пусковой обмотки или фазосдвигающей цепи. В отличие от трёхфазного собрата, который запускается автоматически, за счёт сдвига трёх фаз, однофазному нужен начальный толчок.
Запуск достигается кратковременным включением дополнительной (пусковой) обмотки, которая включается через пусковое реле с термопарой или кнопкой ПНВС -12(220В 10А).
Чтобы повысить мощность электродвигателя, формула которого включает в себя cosϕ, коэффициент мощности, следовательно, и коэффициент полезного действия (КПД), в цепь включают рабочую ёмкость. Она включена постоянно. Так, трёхфазный двигатель на 2 квт, при включении подобным образом, будет отдавать только 45-60% заявленной мощности. Мощность любого трехфазного двигателя по формуле вычислить несложно.
УКД: принцип работы и характеристики
Это однофазные двигатели, работающие на высоких оборотах при любом типе подводимого электричества.
Ответ на вопрос, почему такое устройство работает от переменного тока, заключается в том, что направление вращающего момента не меняется. Полярность полюсов статора меняется практически одновременно с изменением токового направления в якорной обмотке.
Важно! Для этого применяют последовательное возбуждение двигателя. Следовательно, ток возбуждения и ток якоря – один и тот же.
Потому при смене положительных и отрицательных полупериодов практически одновременно изменяются и ток в якорной обмотке Iа, и магнитный поток Ф.
Синхронный принцип работы электродвигателя
Особенности синхронной работы моторов зависят от того, какой двигатель рассматривается. Они бывают:
- с катушками возбуждения;
- с постоянными магнитами (ПМ);
- реактивные;
- гистерезисные;
- шаговые.
Есть гибридные модели: реактивные с ПМ и реактивно-гистерезисные.
Независимо от того, какие двигатели рассматривать, условие синхронности базируется на взаимодействии МП полюсов индуктора (статора) и МП якоря.
Двигатель работает следующим образом: постоянный ток прикладывается к обмотке возбуждения (от внешнего источника питания), а переменный – к трёхфазной обмотке якоря. Якорная обмотка создаёт вращающееся МП, которое вступает во взаимосвязь с МП обмотки возбуждения. Результат – электромагнитный момент, вращающий ротор.
Электродвигатель у бактерий
Вращение жгутика у бактерии выполняется молекулярным двигателем. Он состоит из некоторого количества молекул, которые преобразуют электроток, создаваемый движением протонов, в энергию вращения жгутика бактерии.
Формула мощности трехфазного двигателя
Для того чтобы определить мощность двигателя, формула выглядит так:
P=√3*U*I*cosϕ*η.
Составляющие формулы:
- Uн – номинальное напряжение;
- Iн – номинальный ток электромотора (по паспорту);
- Cosϕ – коэффициент мощности (0,75-0,9);
- η – КПД (0,7-0,85).
Если величина Iн неизвестна, ее нужно найти, применив соответствующую формулу.
Асинхронные двигатели, используемые для трёхфазной сети, – наиболее стабильные и надёжные машины. Однако частотный предел переменного тока 50 Гц не позволяет им развивать скорость вращения более 3000 об./мин. Поэтому универсальные коллекторные ДПТ – эффективный выход для механических процессов, требующих от мотора способности вращать вал с более высокой частотой.