Как правильно прозвонить электродвигатель мультиметром

Содержание

Подготовка к проверке

Перед тем как приступить к проверке электродвигателя 380 В мультиметром, необходимо выполнить ряд подготовительных действий:

1. Отключите электродвигатель от электросети, чтобы исключить возможность получения электрического удара.

2. Проверьте наличие напряжения на сетевом кабеле, который подключает электродвигатель к источнику питания. Для этого воспользуйтесь функцией измерения напряжения мультиметра. Установите мультиметр в режим измерения переменного напряжения и прикрепите его к открытым концам сетевого кабеля. Если на мультиметре показывается напряжение 380 В, значит электродвигатель подключен к источнику питания корректно.

3. Проверьте состояние ротора электродвигателя. Убедитесь, что ротор может свободно вращаться и не застревает. При необходимости удалите загрязнения или выпрямите поврежденные детали, которые могут мешать вращению ротора.

4. Проверьте состояние обмоток электродвигателя. Внимательно осмотрите обмотки на предмет видимых повреждений, трещин, обгоревших участков или потертостей изоляции. Если обнаружены повреждения, рекомендуется обратиться к профессионалам для ремонта или замены обмоток.

5. Убедитесь, что все соединения электродвигателя надежно закреплены и не имеют окислившейся поверхности. При необходимости очистите их от окисла с помощью специальных средств.

6. Подготовьте мультиметр, убедившись, что он работоспособен и настроен на соответствующий диапазон измерения. Если мультиметр имеет возможность автоматического выбора диапазона, установите его в данном режиме.

После выполнения всех необходимых подготовительных мероприятий можно приступать к непосредственной проверке электродвигателя 380 В мультиметром.

Изучение состояния механического комплекса

Трехфазный двигатель имеет в своей конструкции механическую связку – статор и ротор. Первый представляет собой корпус, оснащенный обмотками. Ротором называется вращающаяся часть, состоящая из вала, соединенного с приводом, и якорной системы, принимающей электрическую энергию. Ротор и статор не соприкасаются; разделение обеспечивается несколькими специальными подшипниками.

Зачастую двигатель на основе трехфазной технологии выходит из строя вследствие чрезмерного износа подшипников. Происходит это в момент затруднения вращения ротора и увеличения коэффициента трения в подшипниках. В некоторых случаях вал может начать люфтить, что при сильном износе подшипников грозит соприкосновением ротора и статора.

В производстве электрических двигателей используются разные классы подшипников, однако можно выделить два самых популярных типа – стандартные шариковые и латунные системы скольжения. Основным отличием подшипников для электродвигателей является наличие смазочных фитингов. Однако встречаются и модели без них, которые наполняются нужным объемом смазочного материала на производственной линии. Это удобно при покупке, но в случае перегрева подшипника и протечки смазки заложить новую невозможно.

Чтобы проверить электрический двигатель на предмет проблем с подшипниками, прежде всего следует обесточить систему и предпринять попытку ручного вращения вала. Двигатель размещается на ровной поверхности и удерживается другой рукой. Специалист определит на слух, есть ли посторонние звуки при движении подшипников или заедание ротора. Если двигатель не изношен, вал должен вращаться без препятствий.

Далее следует проверка наличия продольных колебаний. Допустимый люфт – до 3 мм. Определить наличие люфта можно перед проверкой: если мотор издает громкий шум и слишком нагревается даже при штатной нагрузке, это может говорить о нестабильности крепления вала.

Иногда может нарушиться одно или несколько технологических свойств смазки. Применяемый в подшипниках солидол изначально густой, однако при перегреве деталей он может вытечь из зазора между корпусом подшипника и сепаратором. Если внутрь попали посторонние частицы, они могут затруднять прохождение подвижных элементов.

Перед тем, как проверить исправность подшипников, всегда нужно предварительно отключать привод от вала. Контакт с другим устройством стабилизирует ротор, даже если в нем есть большой люфт, и диагностика не принесет результата. Поэтому вал необходимо освобождать по максимуму, чтобы он контактировал только с подшипниками.

Как прозвонить электродвигатель мультиметром

Для выявления неисправности электродвигателя в домашних условиях за неимением дорогостоящего профессионального оборудования ничего не остается, как прозвонить электродвигатель мультиметром. С его помощью можно определить большинство поломок, и вам не придется привлекать специалиста. Итак, что нужно сделать?

Подготовка

Перед тем, как проводить диагностику, следует:

  • Обесточить агрегат. Если измерение сопротивления осуществляется в цепи, подключенной к электросети, прибор выйдет из строя.
  • Откалибровать аппарат, то есть выставить стрелку в нулевое положение (щупы должны быть замкнуты).
  • Осмотреть двигатель и выяснить, не затоплен ли он, нет ли запаха горелой изоляции или отломанных деталей и т.д.

Асинхронный, коллекторный, однофазный и трехфазный двигатели прозваниваются по одной и той же методике, небольшая разница в конструкции особой роли не играет, но есть нюансы, которые необходимо учитывать.

Этапы работы

Самые частые неисправности можно поделить на два вида:

  • Наличие контакта в месте, где его не должно быть.
  • Отсутствие контакта в месте, где он должен быть.

Для начала рассмотрим, как прозвонить 3-фазный электродвигатель мультиметром. Он имеет три катушки, соединенные по схеме «треугольник» или «звезда». На его работоспособность влияют надежность контактов, качество изоляции и правильная намотка.

  • Для начала проверьте замыкание на корпус (имейте в виду, значение получится приблизительное, так как для точных показаний требуются более чувствительные приборы).
  • Установите значения измерений на мультиметре на максимум.
  • Соедините щупы друг с другом, чтобы убедиться в правильности настроек и исправности прибора.
  • Соедините один из щупов с корпусом двигателя, если есть контакт, присоедините второй щуп к корпусу и следите за показаниями.
  • Если сбоев нет, поочередно коснитесь щупом вывода каждой из трех фаз.
  • Если изоляция качественная, проверка должна показать достаточно высокое сопротивление (несколько сотен или тысяч мегом).

Необходимо помнить, что при измерении сопротивления изоляции с помощью мультиметра показания будут выше допустимых, так как ЭДС прибора не превышает 9в. Двигатель же работает при 220 или 380в. По закону Ома значение сопротивления зависит от напряжения, поэтому делайте скидку на разницу.

Далее проверьте целостность обмоток, прозвонив три конца, входящих в борно двигателя. При наличии обрыва дальнейшая проверка не имеет смысла, поскольку прежде нужно устранить эту неисправность.

Затем проверьте короткозамкнутые витки. При соединении «треугольником» показателем неисправности будет большее значение в концах А1 и А3. При соединении «звездой» прибор показывает завышенное значение в цепи А3.

Важно

Зная, как прозвонить асинхронный электродвигатель мультиметром, вы сэкономите время и деньги, так как, возможно, выявятся только мелкие неисправности, которые вы легко устраните самостоятельно.

Для более серьезной и детальной диагностики требуются другие приборы, которые редко используются в быту по причине дороговизны.

Если вы не смогли найти повреждения с помощью мультиметра, обратитесь к специалисту.

Проверка коллекторного электродвигателя

Теперь перейдем к вышеупомянутым нюансам, ведь двигатели бывают разных видов. Как прозвонить коллекторный электродвигатель мультиметром? Схема его проверки выглядит следующим образом:

  • Включите прибор на единицы Ом и измерьте попарно сопротивление ламелей коллектора.
  • Затем измерьте сопротивление между корпусом якоря и коллектором.
  • Проверьте обмотки статора.
  • Измерьте сопротивление между корпусом и выводами статора.

Межвитковое замыкание определяется только специальным прибором. Существует способ измерения сопротивления якоря. Снимите с него щетки и подведите к пластинам напряжение до 6в, измерьте падение напряжения между ними.

Для проверки однофазного двигателя прозвоните рабочую и пусковую обмотки. Сопротивление первой должно быть в полтора раза ниже, чем второй.

Для примера возьмем однофазный мотор с тремя выводами, использующийся в стиральных машинах (чаще старого образца). Если между концами очень большое сопротивление, значит катушки соединены последовательно. Остается найти среднюю точку и таким образом определить концы каждой из них в отдельности.

Поскольку электродвигатели встречаются в каждом доме в бытовых приборах – это и холодильник, и пылесос, и многое другое – и они периодически ломаются, знать, как проверить однофазный электродвигатель мультиметром, просто необходимо. Если поломка не слишком серьезная, нести прибор в ремонтную мастерскую нецелесообразно. И у вас появится возможность набраться опыта и получить навыки, работая с двигателями разных типов и модификаций.

Как прозвонить электродвигатель мультиметром

Для выявления неисправности электродвигателя в домашних условиях за неимением дорогостоящего профессионального оборудования ничего не остается, как прозвонить электродвигатель мультиметром. С его помощью можно определить большинство поломок, и вам не придется привлекать специалиста. Итак, что нужно сделать?

Подготовка

Перед тем, как проводить диагностику, следует:

  • Обесточить агрегат. Если измерение сопротивления осуществляется в цепи, подключенной к электросети, прибор выйдет из строя.
  • Откалибровать аппарат, то есть выставить стрелку в нулевое положение (щупы должны быть замкнуты).
  • Осмотреть двигатель и выяснить, не затоплен ли он, нет ли запаха горелой изоляции или отломанных деталей и т.д.

Асинхронный, коллекторный, однофазный и трехфазный двигатели прозваниваются по одной и той же методике, небольшая разница в конструкции особой роли не играет, но есть нюансы, которые необходимо учитывать.

Этапы работы

Самые частые неисправности можно поделить на два вида:

  • Наличие контакта в месте, где его не должно быть.
  • Отсутствие контакта в месте, где он должен быть.

Для начала рассмотрим, как прозвонить 3-фазный электродвигатель мультиметром. Он имеет три катушки, соединенные по схеме «треугольник» или «звезда». На его работоспособность влияют надежность контактов, качество изоляции и правильная намотка.

  • Для начала проверьте замыкание на корпус (имейте в виду, значение получится приблизительное, так как для точных показаний требуются более чувствительные приборы).
  • Установите значения измерений на мультиметре на максимум.
  • Соедините щупы друг с другом, чтобы убедиться в правильности настроек и исправности прибора.
  • Соедините один из щупов с корпусом двигателя, если есть контакт, присоедините второй щуп к корпусу и следите за показаниями.
  • Если сбоев нет, поочередно коснитесь щупом вывода каждой из трех фаз.
  • Если изоляция качественная, проверка должна показать достаточно высокое сопротивление (несколько сотен или тысяч мегом).

Необходимо помнить, что при измерении сопротивления изоляции с помощью мультиметра показания будут выше допустимых, так как ЭДС прибора не превышает 9в. Двигатель же работает при 220 или 380в. По закону Ома значение сопротивления зависит от напряжения, поэтому делайте скидку на разницу.

Далее проверьте целостность обмоток, прозвонив три конца, входящих в борно двигателя. При наличии обрыва дальнейшая проверка не имеет смысла, поскольку прежде нужно устранить эту неисправность.

Затем проверьте короткозамкнутые витки. При соединении «треугольником» показателем неисправности будет большее значение в концах А1 и А3. При соединении «звездой» прибор показывает завышенное значение в цепи А3.

Зная, как прозвонить асинхронный электродвигатель мультиметром, вы сэкономите время и деньги, так как, возможно, выявятся только мелкие неисправности, которые вы легко устраните самостоятельно.

Для более серьезной и детальной диагностики требуются другие приборы, которые редко используются в быту по причине дороговизны.

Если вы не смогли найти повреждения с помощью мультиметра, обратитесь к специалисту.

Проверка коллекторного электродвигателя

Теперь перейдем к вышеупомянутым нюансам, ведь двигатели бывают разных видов. Как прозвонить коллекторный электродвигатель мультиметром? Схема его проверки выглядит следующим образом:

  • Включите прибор на единицы Ом и измерьте попарно сопротивление ламелей коллектора.
  • Затем измерьте сопротивление между корпусом якоря и коллектором.
  • Проверьте обмотки статора.
  • Измерьте сопротивление между корпусом и выводами статора.

Межвитковое замыкание определяется только специальным прибором. Существует способ измерения сопротивления якоря. Снимите с него щетки и подведите к пластинам напряжение до 6в, измерьте падение напряжения между ними.

Для проверки однофазного двигателя прозвоните рабочую и пусковую обмотки. Сопротивление первой должно быть в полтора раза ниже, чем второй.

Для примера возьмем однофазный мотор с тремя выводами, использующийся в стиральных машинах (чаще старого образца). Если между концами очень большое сопротивление, значит катушки соединены последовательно. Остается найти среднюю точку и таким образом определить концы каждой из них в отдельности.

Поскольку электродвигатели встречаются в каждом доме в бытовых приборах – это и холодильник, и пылесос, и многое другое – и они периодически ломаются, знать, как проверить однофазный электродвигатель мультиметром, просто необходимо. Если поломка не слишком серьезная, нести прибор в ремонтную мастерскую нецелесообразно. И у вас появится возможность набраться опыта и получить навыки, работая с двигателями разных типов и модификаций.

Проверка электродвигателя 380 вольт

Проверка электродвигателя 380 вольт с использованием мультиметра может быть выполнена следующим образом:

  1. Отключите питание электродвигателя и убедитесь, что он полностью выключен.
  2. Подключите мультиметр к сети в соответствии с инструкцией по использованию инструмента и установите режим измерения напряжения.
  3. Проверьте напряжение в электродвигателе, подсоединив мультиметр к клеммам питания. Напряжение должно соответствовать номинальному напряжению электродвигателя, которое в данном случае составляет 380 вольт.
  4. Проверьте сопротивление обмоток электродвигателя, используя мультиметр в режиме измерения сопротивления. Подключите мультиметр к клеммам обмоток и измерьте сопротивление. Оно должно быть в пределах нормы, указанной в технической документации электродвигателя.
  5. Проверьте исправность рабочих элементов электродвигателя, таких как коллектор, щетки или конденсаторы. Используйте мультиметр в соответствующих режимах, указанных в инструкции по эксплуатации.

Важно помнить, что перед проведением проверки необходимо ознакомиться с технической документацией и руководством пользователя электродвигателя, чтобы быть уверенным в правильном подходе и безопасности проведения работы. В случае обнаружения неполадок или неисправностей, рекомендуется обратиться к специалисту или сервисному центру для дальнейшей диагностики и ремонта

Попытки самостоятельного ремонта могут привести к повреждению электродвигателя и опасным ситуациям

В случае обнаружения неполадок или неисправностей, рекомендуется обратиться к специалисту или сервисному центру для дальнейшей диагностики и ремонта. Попытки самостоятельного ремонта могут привести к повреждению электродвигателя и опасным ситуациям.

Осмотрите электродвигатель

Перед началом проверки электродвигателя 380 на работоспособность необходимо провести осмотр. Внимательно рассмотрите внешний вид и состояние двигателя.

Проверьте корпус двигателя на наличие видимых повреждений, трещин или деформаций. При наличии таких повреждений, осмотрите внутренние механизмы на наличие повреждений или следов сильного износа. В случае обнаружения серьезных повреждений, рекомендуется обратиться к специалисту для дальнейшей диагностики и ремонта.

Также обратите внимание на состояние разъемов и соединений с электрической сетью. Проверьте их надежность и отсутствие окисления

В случае обнаружения поврежденных или окисленных контактов, рекомендуется очистить их или заменить.

Проверьте состояние вентиляционных отверстий двигателя. Убедитесь, что отверстия не забиты пылью или посторонними предметами. Чистота вентиляции важна для предотвращения перегрева двигателя в процессе работы.

После осмотра электродвигателя 380 и убедившись в его внешней исправности, можно приступить к проведению проверки работоспособности двигателя.

Как прозвонить электродвигатель на обрыв обмоток и межвитковое замыкание

Сравнивать их нет возможности. Выявить межвитковое замыкание обмоток трехфазных и однофазных двигателей можно измерительными клещами, сравнивая токи обмоток с их паспортными данными. При межвитковом замыкании в обмотках, их номинальный ток возрастает, а величина пускового момента уменьшается, двигатель с трудом запускается или совсем не запускается, а только гудит.

Проверка электродвигателя на обрыв и межвитковое замыкание обмоток

Измерять сопротивление обмоток мощных электродвигателей мультиметром не получится, потому что сечение проводов велико и сопротивление обмоток находится в пределах десятых долей ома. Определить разницу сопротивлений, при таких значениях мультиметром, не представляется возможным. В этом случае исправность электродвигателя лучше проверять токоизмерительными клещами.

Промокоды со скидками на светильники

Если нет возможности подключить электродвигатель к сети, сопротивление обмоток можно найти косвенным методом. Собирают последовательную цепь из аккумулятора на напряжение 12В с реостатом на 20 ом. С помощью мультиметра (амперметра) выставляют реостатом ток 0,5 — 1 А. Собранное приспособление подключают к проверяемой обмотке и замеряют падение напряжения.

Прозвонка электродвигателя на обрыв и сопротивление изоляции

Меньшее падение напряжения на катушке укажет на межвитковое замыкание. Если требуется знать сопротивление обмотки, его рассчитывают по формуле R = U/I. Неисправность электродвигателя можно также определить визуально, на разобранном статоре или по запаху горелой изоляции. Если визуально обнаружено место обрыва, его можно устранить, припаять перемычку, хорошо изолировать и уложить.

Замер сопротивлений обмоток трехфазных двигателей проводят без снятия перемычек на схемах соединений обмоток “звезда” и “треугольник”. Сопротивление катушек коллекторных электродвигаталей постоянного и переменного напряжения также проверяют мультиметром. А при большой их мощности проверка ведется с помощью приспособления аккумулятор — реостат, как указано выше.

Мнение эксперта
It-Technology, Cпециалист по электроэнергетике и электронике
Задавайте вопросы «Специалисту по модернизации систем энергогенерации»

Наладка асинхронных двигателей » Школа для электрика: электротехника и электроника После маркировки фазы 1 источник постоянного тока присоединяют к фазе 3, если при этом стрелка милливольтметра или гальванометра отклоняется в ту же сторону, то все концы обмоток замаркированы правильно. Спрашивайте, я на связи!

Какие электромоторы можно проверить мультиметром

Если в двигателе нет механических повреждений, что обычно определяется визуально, то его неисправность в большинстве случаев обусловлена следующим:

  • произошел обрыв внутренней цепи;
  • случилось замыкание, то есть появился контакт там, где его не должно быть.

Оба дефекта выявляются мультиметром. Сложности возникают только при проверке двигателей постоянного тока: у большинства из них обмотка имеет почти нулевое сопротивление и его приходится замерять косвенным методом, для чего понадобится собрать несложную схему.

  1. Трехфазные асинхронные двигатели работают и при однофазном питании.
  2. Асинхронные одно- и двухфазные с короткозамкнутым ротором конденсаторные. К этому типу относится большинство двигателей бытовых приборов.
  3. Асинхронные с фазным ротором. Такой ротор имеет трехфазную обмотку. Двигатели с фазным ротором применяются там, где требуется регулировка частоты вращения и понижение пускового тока: в крановом оборудовании, станках и пр.
  4. Коллекторные. Применяются в ручном электроинструменте.
  5. Асинхронные трехфазные с короткозамкнутым ротором.

Популярность моторов последнего типа объясняется рядом достоинств:

  • простота конструкции;
  • прочность;
  • надежность;
  • низкая стоимость;
  • неприхотливость (не требует ухода).

Все электродвигатели состоят из двух частей: неподвижной и вращающейся. Первая у моторов переменного тока называется статором, у постоянного — индуктором; вторая – соответственно ротором и якорем.

Проверка статора генератора автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 (37.3701)

Это «обрыв» в его обмотках и короткое замыкание обмоток на «массу». Признаком неисправности генератора служит исчезновение зарядного тока. В этой ситуации после пуска двигателя на гаснет лампа разряда аккумуляторной батарей на щитке приборов, стрелка вольтметра стремится к красной зоне. Если измерить напряжение на выводах АКБ при работающем двигателе, то оно окажется ниже требуемых от генератора 37.3701 13.6 В. В ряде случаев при наличии короткого замыкания обмоток статора генератор издает характерный вой.

Необходимые инструменты

Мультиметр, автотестер или иной аналогичный прибор с режимом омметра

При отсутствии измерительного прибора необходима контрольная лампа (лампочка на 12 В с припаянными двумя проводами)

— Снимаем генератор с двигателя автомобиля

— Очищаем статор от грязи

Проверка статора генератора 37.3701

Проверяем на наличие «обрыва»

Прижимаем щупы мультиметра в режиме омметра к выводам обмотки статора. Если «обрыва» нет, прибор покажет сопротивление в пределах 10 Ом. Если присутствует «обрыв» в обмотках статора, то есть ток по ним не проходит, то сопротивление стремится к бесконечности. Проверяем таким образом поочередно все три вывода.

Если применяем контрольную лампу, то подаем минус от минуса АКБ на один из выводов обмотки статора (при помощи изолированного провода), а плюс через контрольную лампу на другой вывод. Лампа загорелась – все в норме, нет – «обрыв». Повторяем операцию поочередно для всех выводов.

Проверяем на наличие короткого замыкания

Прижимаем минусовой щуп мультиметра в режиме омметра к статору, а плюсовой к любому выводу обмотки. Если короткого замыкания нет, сопротивление на приборе стремится к бесконечности. Повторяем операцию для каждого вывода обмотки.

При проведении проверки статора генератора на короткое замыкание контрольной лампой подаем минус от вывода АКБ на статор, а плюс через контрольную лампу на любой вывод обмотки. Лампа загорелась – присутствует короткое замыкание, нет – все в норме. Повторяем процедуру для каждого вывода.

Примечания и дополнения

— Следует отметить, что аналогичные симптомы (кроме воя генератора) могут появиться при неисправности регулятора напряжения, диодного моста, ротора генератора. Так как неисправность статора генератора встречается намного реже чем неисправность регулятора или диодного моста, то в первую очередь стоит проверить именно их, а затем приниматься за проверку статора.

TWOKARBURATORS VK -Еще информация по теме в нашей группе ВКонтакте

Частые вопросы и ответы

1. Что такое Меггер и как он работает?

Меггер — это портативный электрический испытательный прибор, используемый для измерения изоляционного сопротивления в электрических системах. Он работает путем подачи высокого постоянного напряжения на изоляцию цепи или двигателя, одновременно измеряя сопротивление. Меггер затем вычисляет изоляционное сопротивление, разделив поданное напряжение на измеренный ток.

2

Почему важно проверять изоляционное сопротивление трехфазного двигателя?. Проверка изоляционного сопротивления трехфазного двигателя важна, поскольку она помогает выявить возможные разрывы или деградацию изоляции

Если изоляционное сопротивление низкое, это может указывать на наличие влаги, грязи или других загрязнителей, которые могут привести к электрическим неисправностям или отказу двигателя. Регулярное тестирование помогает обеспечить надежную работу двигателя и предотвращает неожиданные поломки

Проверка изоляционного сопротивления трехфазного двигателя важна, поскольку она помогает выявить возможные разрывы или деградацию изоляции. Если изоляционное сопротивление низкое, это может указывать на наличие влаги, грязи или других загрязнителей, которые могут привести к электрическим неисправностям или отказу двигателя. Регулярное тестирование помогает обеспечить надежную работу двигателя и предотвращает неожиданные поломки.

3. Какие шаги нужно предпринять для проверки трехфазного двигателя с помощью Меггера?

— Отключите двигатель от источника питания.
— Снимите защитные крышки или панели, чтобы получить доступ к выводам двигателя.
— Подключите провода Меггера к выводам двигателя, обеспечив правильную полярность.
— Установите Меггер на соответствующее испытательное напряжение.
— Нажмите кнопку тестирования, чтобы начать измерение изоляционного сопротивления.
— Дождитесь завершения теста и запишите измеренное изоляционное сопротивление.
— Сравните измеренное изоляционное сопротивление с рекомендуемым минимальным значением производителя.

4. Какое допустимое значение изоляционного сопротивления для трехфазного двигателя?

Допустимое значение изоляционного сопротивления для трехфазного двигателя может варьироваться в зависимости от его размера, напряжения и применения. Однако в качестве общей рекомендации часто рекомендуется минимальное значение изоляционного сопротивления 1 мегаом на киловольт (1 МОм/кВ)

Важно обратиться к документации или рекомендациям производителя двигателя для определения допустимого значения изоляционного сопротивления

5. Каковы некоторые распространенные причины низкого изоляционного сопротивления трехфазного двигателя?

Некоторые распространенные причины низкого изоляционного сопротивления трехфазного двигателя включают проникновение влаги, накопление грязи или мусора, старение изоляционных материалов, высокие рабочие температуры и механические повреждения. Эти факторы могут привести к разрыву или деградации изоляции, что приводит к снижению изоляционного сопротивления. Регулярное техническое обслуживание и чистка, а также правильное хранение и обращение с двигателем могут помочь предотвратить эти проблемы.

6. Может ли Меггер обнаружить другие неисправности трехфазного двигателя?

Хотя Меггер в основном проверяет изоляционное сопротивление трехфазного двигателя, он также может указывать на другие возможные неисправности. Например, если измеренное изоляционное сопротивление крайне низкое или равно нулю, это может указывать на короткое замыкание или замыкание на землю. Кроме того, если измеренное изоляционное сопротивление значительно изменяется во время теста, это может указывать на проблемы с обмотками или соединениями двигателя.

7. Как часто следует проверять трехфазный двигатель с помощью Меггера?

Частота проверки трехфазного двигателя с помощью Меггера зависит от различных факторов, включая возраст двигателя, условия эксплуатации и его важность. Как общая рекомендация рекомендуется проводить проверку изоляционного сопротивления хотя бы раз в год

Однако двигатели, работающие в жестких условиях или под высокой нагрузкой, могут требовать более частой проверки, например, каждые шесть месяцев или даже ежеквартально.

Особенности проверки электромоторов с дополнительными элементами

Дополнительными элементами, электродвигатели оснащаются с целью оптимизации работы или защиты.

  1. Термопредохранители: отключают двигатель от электропитания по достижении температуры, опасной для изоляционных материалов. Располагаются на корпусе (крепятся скобой) или под изоляцией обмотки. Во втором случае проверку выполнить проще, поскольку выводы легкодоступны. Определить, с какими разъемными ножками связана защитная схема, можно при помощи мультиметра или индикатора фазы (похож на отвертку с лампочкой). В норме сопротивление между выводами термопредохранителя весьма мало (короткое замыкание).
  2. Термореле: часто применяются вместо термопредохранителей. Обычно бывают нормально замкнутыми, но встречаются и разомкнутые. Для диагностики по нанесенной на корпус реле маркировке, в справочниках или Интернете, находят сопротивление его компонентов, затем проверяют мультиметром их фактическое значение. Для поиска в Сети, в строке набирают марку реле и следом «Data Sheet» («даташит»). Если термореле сгорело, по его параметрам подбирают аналог.
  3. Трехвыводные датчики оборотов двигателя. Устанавливаются в стиральных машинах. Основной элемент датчика — металлическая пластина, на которой при пропускании через нее токов малой величины формируется разность потенциалов.

Запитывается датчик через два крайних вывода. Если коснуться их щупами мультиметра в режиме омметра, в норме он отобразит мизерное сопротивление.

Проверка третьего вывода возможна только в рабочем режиме, когда присутствует магнитное поле. Попытка прозвонить датчик на ходу, то есть при включенной стиральной машине, может привести к травме. Рабочий режим безопаснее сымитировать, демонтировав двигатель и запитав датчик отдельно. Импульсы на выходе датчика формируют путем поворота ротора.

Мультиметр позволяет выявить пусть не все, но многие поломки электродвигателя. В основном при помощи прозвонки выявляются обрывы и короткие замыкания. Полную диагностику проводят на специальных стендах, для измерения сопротивления изоляции требуется мегомметр.

Как проверить электродвигатель мультиметром: пошаговая аннотация и советы

Нередко появляется вопрос, как проверить электродвигатель после выхода из строя, также после ремонта, если он не вертится. Для этого существует несколько методов: наружный осмотр, особый щит, «прозвонка» обмоток мультиметром. Последний метод более экономный и универсальный, но он дает верные результаты не всегда. У большинства постоянников сопротивление обмотки фактически равно нулю. Потому будет нужно дополнительная схема для измерений.

Подготовка

Перед тем, как проводить диагностику, следует:

  • Обесточить агрегат. Если измерение сопротивления осуществляется в цепи, подключенной к электросети, прибор выйдет из строя.
  • Откалибровать аппарат, то есть выставить стрелку в нулевое положение (щупы должны быть замкнуты).
  • Осмотреть двигатель и выяснить, не затоплен ли он, нет ли запаха горелой изоляции или отломанных деталей и т.д.

Асинхронный, коллекторный, однофазный и трехфазный двигатели прозваниваются по одной и той же методике, небольшая разница в конструкции особой роли не играет, но есть нюансы, которые необходимо учитывать.

Этапы работы

Самые частые неисправности можно поделить на два вида:

  • Наличие контакта в месте, где его не должно быть.
  • Отсутствие контакта в месте, где он должен быть.

Для начала рассмотрим, как прозвонить 3-фазный электродвигатель мультиметром. Он имеет три катушки, соединенные по схеме «треугольник» или «звезда». На его работоспособность влияют надежность контактов, качество изоляции и правильная намотка.

  • Для начала проверьте замыкание на корпус (имейте в виду, значение получится приблизительное, так как для точных показаний требуются более чувствительные приборы).
  • Установите значения измерений на мультиметре на максимум.
  • Соедините щупы друг с другом, чтобы убедиться в правильности настроек и исправности прибора.
  • Соедините один из щупов с корпусом двигателя, если есть контакт, присоедините второй щуп к корпусу и следите за показаниями.
  • Если сбоев нет, поочередно коснитесь щупом вывода каждой из трех фаз.
  • Если изоляция качественная, проверка должна показать достаточно высокое сопротивление (несколько сотен или тысяч мегом).

Необходимо помнить, что при измерении сопротивления изоляции с помощью мультиметра показания будут выше допустимых, так как ЭДС прибора не превышает 9в. Двигатель же работает при 220 или 380в. По закону Ома значение сопротивления зависит от напряжения, поэтому делайте скидку на разницу.

Далее проверьте целостность обмоток, прозвонив три конца, входящих в борно двигателя. При наличии обрыва дальнейшая проверка не имеет смысла, поскольку прежде нужно устранить эту неисправность.

Затем проверьте короткозамкнутые витки. При соединении «треугольником» показателем неисправности будет большее значение в концах А1 и А3. При соединении «звездой» прибор показывает завышенное значение в цепи А3.

Зная, как прозвонить асинхронный электродвигатель мультиметром, вы сэкономите время и деньги, так как, возможно, выявятся только мелкие неисправности, которые вы легко устраните самостоятельно. Для более серьезной и детальной диагностики требуются другие приборы, которые редко используются в быту по причине дороговизны. Если вы не смогли найти повреждения с помощью мультиметра, обратитесь к специалисту.

Проверка коллекторного электродвигателя

Теперь перейдем к вышеупомянутым нюансам, ведь двигатели бывают разных видов. Как прозвонить коллекторный электродвигатель мультиметром? Схема его проверки выглядит следующим образом:

  • Включите прибор на единицы Ом и измерьте попарно сопротивление ламелей коллектора.
  • Затем измерьте сопротивление между корпусом якоря и коллектором.
  • Проверьте обмотки статора.
  • Измерьте сопротивление между корпусом и выводами статора.

Межвитковое замыкание определяется только специальным прибором. Существует способ измерения сопротивления якоря. Снимите с него щетки и подведите к пластинам напряжение до 6в, измерьте падение напряжения между ними.

Для проверки однофазного двигателя прозвоните рабочую и пусковую обмотки. Сопротивление первой должно быть в полтора раза ниже, чем второй.

Для примера возьмем однофазный мотор с тремя выводами, использующийся в стиральных машинах (чаще старого образца). Если между концами очень большое сопротивление, значит катушки соединены последовательно. Остается найти среднюю точку и таким образом определить концы каждой из них в отдельности.

Поскольку электродвигатели встречаются в каждом доме в бытовых приборах – это и холодильник, и пылесос, и многое другое – и они периодически ломаются, знать, как проверить однофазный электродвигатель мультиметром, просто необходимо. Если поломка не слишком серьезная, нести прибор в ремонтную мастерскую нецелесообразно. И у вас появится возможность набраться опыта и получить навыки, работая с двигателями разных типов и модификаций.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *