Почему окисляются клеммы аккумулятора: причины и очистка

Способы безопасной очистки клемм от налёта

Первое, что нужно сделать при обнаружении предательского белого налёта на клеммах и вокруг них – убрать их

Но поскольку автоаккумулятор представляет собой достаточно мощный источник электричества, делать это нужно осторожно, чтобы случайно не замкнуть контакты, что может привести к ощутимому удару током

Одно из проверенных средств для борьбы с налётом, образовавшимся в результате реакции кислоты и металла – использование щёлочной среды, поскольку щёлочь и кислота – известные химические антагонисты. Как нельзя лучше на эту роль подходит обыкновенная пищевая сода, вернее — её водный раствор.

Приводим последовательность действий по безопасной очистке клемм аккумулятора автомобиля от продуктов окисления:

автомобиль должен быть заглушен;
сначала ослабляем крепление минусовой клеммы и осторожно снимаем провод вместе с зажимом, укрепляем его так, чтобы он случайно не сорвался;
ту же операцию проделываем с положительной клеммой;
аккуратно вынимаем АКБ из моторного отсека;
производим профилактический осмотр батареи на предмет наличия разгерметизации (трещин, подтекания электролита в районе банок и выводных штырей);
если имеются трещины в корпусе – аккумулятор подлежит замене, поскольку такую проблему устранить невозможно;
столь же серьёзное внимание уделяем проверке проводов, поскольку они также могут являться причиной окисления контактов;
для очистки клемм применяем заранее приготовленный раствор соды (на 200 мл тёплой воды – 2 ч. ложки соды);
одеваем резиновые перчатки, берём в руки старую неиспользуемую зубную щётку – это и будет наш основной инструмент;
смачиваем щётку в содовом растворе и аккуратно начинаем убирать налёт окислившейся клеммы аккумулятора с самого верха;
после того, как белый налёт удалён, с помощью чистой тряпки, смоченной в воде, поочерёдно аккуратно протираем обе клеммы и пространство вокруг них, а затем вытираем всё насухо;
переходим к очистке аккумуляторных кабелей, которые можно предварительно замочить в посуде с тёплой водой;
ставим АКБ на штатное место;
наносим на обе клеммы слой защитной смазки;
последовательно подсоединяем сначала плюсовой провод, затем – минусовый.

Как очистить окислившиеся клеммы аккумулятора, если раствор соды окажется неэффективным? Проверенным дедовским способом – с помощью наждачной бумаги, а в некоторых случаях и острого ножа с тонким лезвием. Разумеется, подобные манипуляции допускаются только в крайнем случае, поскольку они утоньшают и саму клемму, и контактный разъем. Частое применение этого метода чревато ослаблением контакта – а это совсем не то, к чему мы стремимся.

Как почистить клеммы аккумулятора

Из школьного курса химии известно, что для разбавления кислотной среды нужна щелочная среда. А это означает, что окисление (кислотная среда) можно устранить пищевой содой (щелочная среда) или раствором на ее основе. Так же можно использовать и газированный напиток «Кока-кола» (это вовсе не шутка, а проверенный факт).

Необходимо вытащить аккумулятор, затем погрузить клеммы в содовый раствор. В то время, когда вы будете удалять кислоту содой, можете наблюдать реакцию закипания, с выделением небольшого количества тепла.

Если «корка» белого налета толстая, то для начала необходимо ее удалить, соскоблив ножом, кусочком мелкой наждачной бумаги, металлической щеткой, или другим острым предметом

Нужно хорошо очистить место, где контактируют электрод и клемма, обращая особое внимание на внутреннюю поверхность клеммы. Только действовать нужно крайне аккуратно, что бы ни повредить изоляционную оболочку провода. Так же желательно одеть прорезиненные перчатки – это убережет ваши руки от воздействия агрессивных веществ

Перед соскабливанием налета лучше поместить аккумулятор на резиновый коврик – это защитит ваш пол от мусора

Так же желательно одеть прорезиненные перчатки – это убережет ваши руки от воздействия агрессивных веществ. Перед соскабливанием налета лучше поместить аккумулятор на резиновый коврик – это защитит ваш пол от мусора.

Перед установкой аккумулятора на место выполните тщательный осмотр корпуса, проверьте уровень, а так же плотность электролита.

Бывает, что автовладельцам советуют использовать бензин как растворитель окиси. Для этого намачивают ветошь бензином и протирают клеммы и электроды до полного удаления белого налета. Не забывайте, что бензин – легковоспламеняющаяся жидкость. Будьте аккуратны: помимо растворения окиси бензин в состоянии растворить пластиковые и резиновые детали автомобиля.

Перед тем как закреплять наконечник, необходимо область клеммы и площадь внутри наконечника смазать не толстым слоем технического вазелина, солидола, либо специальной силиконовой смазкой, приобретя ее в автомагазине. Кстати, последний вариант не притягивает к себе грязь, в отличие от двух предыдущих.

Причины окисления клемм аккумулятора

Проблемы, связанные с плохим контактом, являются наиболее частой причиной поломки любого электрооборудования. Появление окислов на контактах батареи вредит электрооборудованию автомобиля и может свидетельствовать о наличии проблем в аккумуляторной батарее.

Небольшой окисел на металлических поверхностях неизбежно появляется в результате взаимодействия их поверхности с кислородом воздуха и другими реагентами. Поэтому, даже очень качественный электрический контакт со временем ухудшается из-за природных процессов окисления. Кроме того, если контакты сделаны из разных металлов, между ними возникает гальваническая разность потенциалов, также приводящая к преждевременному окислению поверхности.

При появлении дополнительных агрессивных факторов или неправильной фиксации клемм, очень быстро могут возникать нарушения проводимости и окислы контактных площадок.

Чрезмерное окисление клемм автомобильных аккумуляторов, как правило, происходит по четырем причинам:

  • агрессивное воздействие при утечках паров электролита из корпуса поврежденной батареи (электрохимическая коррозия) – такой окисел имеет белый цвет;
  • плохой контакт в месте соединения клемм АКБ с проводниками автомобиля из-за слабой затяжки, повышенной влажности в моторном отсеке и попадания грязи в незафиксированный зазор, что приводит к искрению и подгоранию места контакта, приводящее к почернению;
  • влажность в моторном отсеке окисляет медь, содержащуюся в клемме – из-за этого появляется зеленоватый налет и ржавчина;
  • контакт АКБ сделан из свинца, а проводник электропроводки авто из другого металла (меди или латуни), что приводит к химической реакции между ними – цвет окисла может быть зеленоватым.

Окислы, появляющиеся по этим причинам, могут появляться на обоих электродах АКБ. Из-за небольших конструктивных отличий этих контактов, частота их появления на каждом электроде немного различается.

Почему окисляется плюсовая клемма на аккумуляторе

Положительная клемма у большинства автомобилей закрыта пластмассовой крышкой, что способствует накоплению под ней конденсата. При плохой герметичности аккумулятора от воздействия высоких температур во время работы двигателя, а также при его сильном перезаряде происходит утечка паров электролита. Частицы кислоты из этих паров со временем концентрируются под изоляционной крышкой в районе плюсовой клеммы и приводят к ее окислению.

В то же время, благодаря тому, что плюсовой электрод закрыт крышкой, в место соединения попадает меньше внешних загрязнений, что уменьшает вероятность появления плохого контакта, искрения и связанного с этим почернения.

Таким образом, на плюсовой вероятно появление белого окисла, связанного с утечкой паров электролита больше.

Почему окисляется минусовая клемма аккумулятора

Отрицательная клемма аккумулятора более подвержена внешним воздействиям, потому что она не имеет защитной крышки. Из-за этого на ней меньше конденсируются кислотные пары электролита, но попадает больше пыли и грязи. Все это приводит к более быстрому ухудшению электрического контакта катода АКБ с проводкой, возникновению небольших искровых разрядов при пусках двигателя, которые в конечном итоге приводят к выгоранию и почернению поверхности контакта.

Эти проблемы чаще всего появляются при соединении батареи с изначально загрязненными контактами и при слабой их затяжке.

Длительное хранение аккумулятора без использования

Длительное хранение аккумулятора без использования может привести к различным проблемам и снижению его общей производительности

Важно знать, как правильно хранить аккумулятор, чтобы его работоспособность оставалась на высоком уровне

Основные причины проблем при длительном хранении аккумулятора без использования:

  1. Саморазрядка. Аккумуляторы имеют свойство разряжаться со временем даже без использования. Это происходит из-за внутренних электрохимических процессов, которые происходят внутри аккумулятора. Чем дольше аккумулятор хранится без использования, тем больше происходит саморазрядка, что может привести к потере заряда до полного разряда.
  2. Восстановительная зарядка. При длительном хранении аккумулятора без использования могут возникнуть проблемы с его восстановительной зарядкой. Аккумулятор может неправильно распределять заряд и иметь низкое значение эффективности зарядки после длительного хранения. В таком случае, аккумулятор может не полностью зарядиться или быстро разрядиться после неполной зарядки.
  3. Развитие сульфатной корки. При длительном хранении аккумулятора без использования может произойти образование сульфатной корки на его пластинах. Это происходит из-за реакции активной массы аккумулятора с кислородом из воздуха. Сульфатная корка может препятствовать нормальной электрохимической реакции в аккумуляторе и снижать его производительность.

Методы предотвращения проблем при длительном хранении аккумулятора без использования:

  • Периодические зарядки. Для предотвращения саморазряда аккумулятора рекомендуется периодически его заряжать. Это поможет поддерживать аккумулятор в хорошей рабочей форме и предотвратить его полное разрядание.
  • Хранение в прохладном месте. Высокая температура может ускорить процесс саморазрядки аккумулятора. Поэтому рекомендуется хранить аккумулятор в прохладном месте, где температура не превышает комнатную.
  • Регулярная проверка состояния. Регулярная проверка состояния аккумулятора на возможное наличие сульфатной корки или других проблем может помочь вовремя выявить и решить их. При обнаружении проблем рекомендуется обратиться к специалисту или заменить аккумулятор.
  • Использование автоматических зарядных устройств. Использование автоматических зарядных устройств может помочь предотвратить проблемы с восстановительной зарядкой и обеспечить правильное распределение заряда аккумулятора.

Следуя этим рекомендациям, можно предотвратить возникновение проблем при длительном хранении аккумулятора без использования и сохранить его работоспособность на высоком уровне.

Видео

Предлагаем посмотреть полезное видео о сульфатации аккумулятора.

https://youtube.com/watch?v=XTW36EpsCVM

Зачастую мы с вами меняем наши аккумуляторы из-за того что они просто перестают запускать двигатель автомобиля! Причин тут масса, могут пластины осыпаться и банки замкнуть, может чисто физически взорваться. Но вот частая причина потеря емкости из-за сульфатации АКБ! То есть вроде бы вы заряжаете до 12,7В, но батарея не запускает двигатель, скажу больше его через несколько минут, разряжает обычная лампа для фары авто …

  • Сульфатация что это?
  • Причины сульфатации
  • Как определить сульфатацию?
  • Как уберечься и насколько хватает АКБ?
  • ВИДЕО ВЕРСИЯ

Конечно «неподкованный» человек, просто выкинет или сдаст перекупам свой аккумулятор, но зачастую не все так печально, и его можно восстановить (после этой статьи, будет материал про восстановление АКБ, будет интересно, так что следите). Понять водителя можно, он заряжает свою батарею, она после заряда честно показывает нормальное напряжение, но пуска двигателя нет! ДА больше скажу, после поворота ключа, гаснут все приборы и стартер «не произносит» ни звука. Возможно все дело в том, что у вас произошла сульфатация аккумулятора.

Чем смазать клеммы аккумулятора

После того как белый налёт на клемме аккумулятора очищен ее надо обработать. Защита клемм аккумулятора может быть сделана как «дедовским» способом так и современными средствами.

Использование войлочных шайб (можно использовать простую ткань, но сложенную в несколько раз) пропитанных маслом известно многим, так как способ работает. Для этого вырезается из войлока шайба диаметром 4-5 см и внутренним отверстием по диаметру клеммы, пропитывается маслом, и надевается на аккумулятор. Если в корпусе АКБ возле клеммы есть невидимые трещины, то эта войлочная шайба защитит от выхода электролита и образования налета. Аналог войлочных прокладок — фетровые шайбы.

Этот способ также не требует особенных дополнительных вложений так как приобрести какую-нибудь жировую смазку не очень дорого. Заключается способ в смазывании поверхности уже прикрученной клеммы провода к АКБ техническим вазелином, солидол, например «Литол 24».

Самый лучший способ пожалуй покрыть клеммы аккумулятора чтобы не окислялись, специальным диэлектрическим спреем, который позволит надолго защитить полюса от образования белого налета.

Клемма обработанная защитным спреем

Один из таких, Wurth SaBesto «Спрей для защиты аккумуляторных полюсов» его артикул 0890.104.

Следите за плотностью электролита. Постоянная езда с включенным светом, кондиционером летом или печкой зимой, приводит к постоянному недозаряду АКБ и как следствие снижению плотности. Пониженная плотность приводит к осыпанию пластин и снижению его срока службы. Для этого приобретите ареометр, стоит он копейки, но поможет продлить жизнь АКБ.

Ареометр для проверки плотности электролита

Учтите, что все применяемые способы имеют временную защиту, и процедуру придется повторять.

Видео по теме:

Признаки сульфатации аккумулятора

Появление сульфата можно определить визуально. Нужно открыть капот автомобиля, осмотреть пластины. Если сульфатирование уже началось, плюсовые пластины будут коричневого цвета, на них появятся пятна белого цвета. Минусовые набухают и становятся светло-серыми, а на клеммах образуется коричневатый налет. Окисление пластин и появление на них кристалликов способствуют повышению степени сопротивления внутри аккумуляторной батареи.

Повышение сопротивления вызывает закипание электролита. Если долго не обращать на это внимания, АКБ скоро выйдет из строя и восстановить ее уже не получится. Сам сульфат является естественным блокиратором, поэтому проводить реакцию он не может. О ее запуске будет говорить значительное снижение емкости батареи. Процесс сульфатирования начался, если во время запуска мотора температура электролита резко повышается.

Другой признак возникновения этого вредного процесса — увеличение газовых выделений. Электролит поменяет цвет. Остановить сульфатирование можно только на начальной стадии, запустив процесс десульфатации. Необходимо полностью разрядить аккумулятор, а потом снова зарядить его.

Как правильно мыть АКБ

Если клеммы окислены – скорее всего, имеет место, либо протечка батареи, либо излишнее выделение паров электролита. Помимо того, что на контактах появляется окисел – аккумулятор покрывается налетом из электролита и грязи.

А это ведет к существенным потерям емкости батареи. На корпус, может идти утечка в 7-8 Вольт. Это легко проверить тестером. Нужно просто замкнуть плюсовую клемму и корпус АКБ.

Что понадобится для мойки:

  • вода;
  • сода;
  • ведро с тряпкой;
  • тазик.

Дальше все просто. Но, нужно учесть несколько правил:

  • пробки должны быть плотно закручены;
  • места газоотвода и пробки нужно мыть хорошо отжатой тряпкой – нельзя допускать попадания раствора в банки;
  • возле токовыводов, могут быть трещины – рядом с ними также моем аккуратно;
  • с АКБ будет стекать серная кислота – поэтому его лучше поставить в таз.

С элементарной техникой безопасности мы определились, теперь можно переходить к очистке. Да, если в процессе мойки, у вас возникнет вопрос – можно ли переворачивать аккумулятор, ответом будет нет. Если это сделать – из банок выльется электролит.

Самое лучшее и дешевое средство для мытья – это 10% содовый раствор в теплой воде. Можно сыпать ее на глаз – особая точность здесь не нужна. Как уже писалось выше – батарею лучше всего поставить в таз. Можно налить в него немного раствора – 1-2 см, больше не надо.

Верхняя крышка моется аккуратно – хорошо отжатой тряпкой. Если внутрь АКБ попадет раствор – электролит придет в негодность, т.к. начнется реакция гашения. После мойки, батарею нужно протереть сухой тряпкой.

Можно помыть и пробки. Для этого их нужно на несколько минут в растворе, а после промыть чистой водой – чтобы не них не осталось соды. Вкручивать на место, их нужно сухими.

На этом все. Надеюсь, вы узнали для себя что-то новое и полезное.

Чем очистить клеммы АКБ и как это сделать правильно

Прежде всего, нужно подготовить материалы для очистки. На практике, в условиях гаража лучше всего окисления удаляются войлоком. При помощи войлока можно снять не слишком сильные окислы быстро и мягко, сам войлок хорошо противостоит кислотам.

Также отметим, что среди способов дальнейшей защиты клемм от окисления практикуется метод, когда устанавливаются войлочные прокладки, пропитанные маслом. В этом случае войлок также пригодится. Еще кроме войлока потребуется, как минимум, губка, зубная щетка, а также необходимо приготовить упомянутый выше раствор соды.

Если же окисление слишком активное и обширное, нужна наждачная бумага (мелкозернистая). При этом нужно именно мелкое зерно, чтобы остатки абразива не оставались на поверхностях.

Можно использовать и щетки с металлической щетиной, особые чистки для клемм или двусторонние щетки типа ершик и т.п. При этом наличие дрели, позволит ускорить и облегчить процесс, так как вручную наждачкой или щеткой работать дольше и сложнее.

Обратите внимание, при работе с дрелью лучше всего подойдет переносной шуруповерт, куда устанавливается щетка-насадка. При этом чистка клемм выполняется на средних оборотах, без нажима

Выполнять чистку нужно деликатно, даже если удаление окислов потребует больше времени

Выполнять чистку нужно деликатно, даже если удаление окислов потребует больше времени.

В любом случае, перед тем, как приобретать тот или иной инструмент, важно определить, насколько сильно окислились клеммы аккумулятора. Если процесс только начался, белого налета нет, тогда достаточно наждачки, войлока и раствора соды

Если же явно виден слой белого налета, потребуется более тщательная очистка

В этом случае можно задуматься о подготовке щеток-насадок и дрели. Добавим, что в продаже также можно потискать особые спецсредства для зачистки клемм и удаления окисления. Такие решения используют как отдельно, так и в комплексе

Если же явно виден слой белого налета, потребуется более тщательная очистка. В этом случае можно задуматься о подготовке щеток-насадок и дрели. Добавим, что в продаже также можно потискать особые спецсредства для зачистки клемм и удаления окисления. Такие решения используют как отдельно, так и в комплексе.

Еще не забывайте о специальной смазке для защиты клемм аккумулятора. Эту смазку в обязательном порядке нужно нанести после очистки. В противном случае клеммы быстро окислятся повторно.

Подготовив все необходимое, можно переходить к тому, как выполнить очистку, если окислились клеммы АКБ

Прежде всего, важно понимать, что удалить окисление нужно максимально качественно. Если этого не сделать, после поверхностной очистки через время придется снова снимать белый налет с клемм

Прежде всего, перед тем, как будет очищаться сама клемма аккумулятора, необходимо очистить АКБ и осмотреть его на предмет целостности

Бывает так, что возле клемм есть трещины, то есть электролит будет вызывать повторное окисление клемм даже после их очистки. В такой ситуации лучше сразу менять аккумулятор

Прежде всего, перед тем, как будет очищаться сама клемма аккумулятора, необходимо очистить АКБ и осмотреть его на предмет целостности. Бывает так, что возле клемм есть трещины, то есть электролит будет вызывать повторное окисление клемм даже после их очистки. В такой ситуации лучше сразу менять аккумулятор.

Если же с АКБ все в порядке, необходимо протереть корпус батареи от налета, остатков кислот, пыли и грязи. Для удаления загрязнений используется слабый раствор соды и ветошь. Также можно очистить корпус аккумулятора при помощи очистителей для мойки двигателя.

Почистив аккумулятор снаружи, можно переходить к удалению продуктов окисления с самих клемм

Важно понимать, что все работы должны выполняться с соблюдением техники безопасности (при снятии АКБ не забываем, что внутри находится кислота), а также нельзя прилагать усилий, работая в области самих клемм

Важно не допустить случайных повреждений корпуса АКБ, клемм и т.п. Рекомендуется также защитить органы зрения и дыхания, работать в перчатках, а также выполнять работу в проветриваемом помещении

По окончании чистки необходимо промыть клеммы дистиллированной водой

По окончании чистки необходимо промыть клеммы дистиллированной водой.

Закончив с чисткой, нужно знать, как смазать клеммы аккумулятора для их защиты. Только что очищенные клеммы АКБ закручиваются, после чего их следует обработать выбранной смазкой для клемм аккумулятора. На этом процесс чистки и смазки клемм можно считать завершенным.

Процесс нанесения защитных средств на контакты АКБ

Определившись с материалом для защитного покрытия, приступают к его нанесению. Для этого сначала производят механическую очистку (смотрите выше).

После того, как клеммы будут очищены, лучше произвести предварительную обработку контактных зон силиконовой смазкой.

Какой лучше? Здесь мнения автоэлектриков расходятся. В пользу первого говорит факт, что под клеммой в любом случае есть воздушные полости, если в эти места попадет смазка, будет только лучше.

Однако, если производить частое отсоединение клемм, например, для подзарядки аккумуляторной батареи, лучше под клеммы смазку не наносить.

При использовании фирменных смазок в инструкции будет указан способ их нанесения.

Заряженная аккумуляторная батарея – это уверенный старт двигателя и безошибочная работа электронных приборов в поездке. При этом источник питания должен быть не только заряжен, но и верным образом распределять .

Энергия подходит и отходит от аккумулятора через две клеммы, которые постоянно при работающем двигателе находятся под действием электрического тока. Клеммы выполнены из свинца, и в кислотной среде они могут покрываться слоем окисла. Это приводит к тому, что соединение аккумулятора с другими элементами автомобиля теряет надежность. Его необходимо как можно быстрее восстановить, для чего потребуется очистить клеммы от образовавшегося окисла и защитить их от проявлений химической реакции впредь.

Если белый налет образовался на клеммах аккумулятора, его следует не только в кратчайшие сроки удалить, но и установить причину, которая приводит к окислению контактов. Наиболее распространены две причины окисления клемм аккумулятора:

Обратите внимание, что затягивать клеммы аккумулятора с чрезмерной силой не стоит – это может привести к деформации самих клемм или появлению трещин на аккумуляторе. Если клеммы аккумулятора окислились по причине плохого соединения, их необходимо очистить, также удалить белый налет с электрода, а после установить на место клемму и хорошенько закрепить, чтобы в будущем подобная проблема не возникала

Какая бы проблема не способствовала окислению клемм аккумуляторной батареи, в первую очередь необходимо удалить белый налет, а после решать вопрос с причиной его образования.

Причины появления окисления

  1. утечка электролита;
  2. перегрузки в цепи зарядки аккумулятора;
  3. нарушена плотность электролита;
  4. нет хорошего контакта между клеммой и батареей;
  5. забиты вентиляционные отверстия банок АКБ, что приводит к увеличению давления внутри аккумулятора и как следствие вытеканию жидкости через щели.

Окисел на клеммах аккумулятора уже само по себе означат о его скором выходе из строя. На исправном аккумуляторе, заряженном и с нормальной плотностью такого налета не бывает. Также окись при попадании на провод возле клеммы разъедает его, что  приводит к его обрыву и необходимости ремонта. О таком ремонте было написано в этой статье.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *