Устройство аккумулятора
Содержание
Прототип современного аккумулятора был изобретён в начале 19 века во Франции. С тех пор, где бы ни были сделаны аккумуляторные батареи (в Японии, России или Германии), все они используют один принцип действия аккумулятора. Он основан на протекании химической реакции, называемой двойной сульфатацией. В этой статье будут даны ответы на вопросы, как устроен и как работает аккумулятор.
Типы аккумуляторов
Электротехническое оборудование, являющееся источником электричества, называют аккумулятором. В результате химических реакций освобождённая энергия преобразуется в электрический ток. АКБ прочно вошли во многие сферы деятельности человека. Например, без аккумуляторной батареи любой транспорт будет обездвижен. На сегодня можно выделить 4 группы мобильных источников тока:
- Свинцово-кислотные.
- Литий-ионные.
- Никель-кадмиевые.
- Никель-железные.
Читателей больше интересуют те аккумуляторы, с которыми они сталкиваются в быту. Это акб, которые применяются для:
- автомобилей;
- шуруповёртов;
- мобильных телефонов и ноутбуков;
- пальчиковые акб.
Кислотный аккумулятор для автомобилей
Устройство аккумулятора для автомобиля состоит из следующих компонентов:
- Корпус сделан из кислотоупорного пластика.
- Сверху установлена крышка с заливочными отверстиями и двумя разнополюсными клеммами.
- Внутри контейнера находится 6 банок.
- В каждой банке – пакет из свинцовых пластин и пластинок из диоксида свинца. Между ними проложены диэлектрические сепараторные прокладки.
- Все банки залиты электролитом – водным раствором серной кислоты.
- Заливные отверстия имеют книзу форму конуса, в донышках которых сделан паз. Это нужно для визуального контроля уровня электролита.
- Последовательно соединённые свинцовыми дорожками группы пакетов (плюсовые и минусовые) выведены на клеммы аккумулятора.
- Отверстия в банках закрыты завинчивающими пробками с воздушными клапанами. В случае перегрузки пары кипящего электролита выбрасываются через них в атмосферу.
Принцип работы аккумулятора основан на том, что в результате взаимодействия электролита с катодными и анодными пластинами возникает электрический ток, который поступает на внешние полюсные выводы. В результате протекания электрохимической реакции плотность электролита падает, и вода начинает испаряться. На положительных свинцовых пластинах появляется слой сульфата свинца.
При подключении акб к зарядному прибору возобновляется процесс в обратном порядке: сульфат преобразуется обратно в свинец, и повышается плотность электролита.
Щелочная аккумуляторная батарея
Принцип действия аккумулятора со щелочным электролитом ничем не отличается от работы свинцово-кислотной батареи. Различие заключается в том, что вместо раствора серной кислоты в батарею заливают раствор едкого кали. Кроме того, отрицательные пластинки сделаны из кадмия губчатой структуры с примесью железа. Анодные пластинки выполнены из никеля в смеси с чешуйчатым графитом. Установленные в банках пары пластинок параллельно соединены между собой.
Во время зарядки валентность никеля меняет своё значение с 2 до 8, и он становится гидратом окиси. Окиси кадмия и железа становятся металлами. Когда аккумулятор разряжается, процессы протекают в обратном порядке.
По сравнению с кислотными собратьями, щелочные источники электроэнергии устойчиво переносят нагрузки механического характера – тряску и удары. Испарение вредных газов происходит в незначительном количестве. Батареи легко переносят перезарядку.
К сведению. Единственным недостатком щелочного электрооборудования из-за применения дорогостоящих материалов является его высокая стоимость (в 4 раза дороже кислотных батарей).
Аккумулятор шуруповёрта
Мобильный шуруповёрт не связан кабелем с электросетью. Его питание осуществляется за счёт аккумуляторного блока, который вставляют в рукоятку электроинструмента. Компактное расположение акб снизу ручки позволяет легко и удобно пользоваться шуруповёртом.
Блок питания оснащён выступом, на котором видно расположение контактных клемм. Они служат, как для подключения питания к самому инструменту, так и для подсоединения к зарядному устройству. Внутри контейнера помещены сами аккумуляторные батарейки. Они относятся к классу литиево-ионных аккумуляторов. Элементы сделаны в неразборном исполнении, и они не подлежат ремонту.
Батареи объединены проводами от плюса к минусу, приваренными к выводам точечной сваркой. Брендовые устройства оснащены термодатчиками, которые отключают питание в случае перегрева батарей (свыше 500С), как при работе инструмента, так и во время зарядки.
Внутри зарядного устройства находятся электронная плата управления процессом зарядки и микросхема, отвечающая за отключение и возобновление работы зарядного устройства.
Ремонт аккумуляторного блока шуруповёрта
- Контейнер вскрывают, вывинчивая винты в его корпусе.
- Отрезают провода от блока аккумуляторных батарей.
- Новые батарейки оборачивают скотчем в том же порядке, в каком было расположение старых элементов.
- На выводы полюсов накладывают полоску из никеля.
- Точечной сваркой соединяют никелевую дорожку с полюсами батареек.
- Также приваривают соединительные провода к концевым выводам акб и клеммам корпуса.
- Блок устанавливают в контейнер и закрывают крышкой.
- Новый аккумулятор вставляют в зарядное устройство.
- По окончании зарядки аккумулятор готов к работе.
АКБ для мобильных телефонов
Простые мобильные телефонные аппараты вытесняются из сферы пользования смартфонами. Все они в своих корпусах имеют литиевые батареи. На них нанесена маркировка – Li-ion battery. Они бывают разных размеров, различной ёмкости, в зависимости от модели телефона и производителя.
Внутри алюминиевого корпуса батареи помещены плёнки из графита и диоксида лития. Электролит выглядит в виде густой смазки, который заполняет пространство между листками. На одной из сторон акб установлена электронная плата управления.
Батарея мобильного телефона во время зарядки остаётся на своём месте. Телефон подключают кабелем к бытовой электросети. Полная зарядка аппарата будет видна на его экране в виде заполненного окошка.
Телефонные аккумуляторы не подлежат ремонту и разборке. При вскрытии корпуса можно отравиться ядовитыми испарениями электролита. Поэтому важна их утилизация отдельно от бытового мусора.
Пальчиковые аккумуляторные батарейки
Самый распространённый стандарт пальчиковых батарей – это аккумуляторы 18650. Цифры на маркировке обозначают размеры устройства: 18 мм – диаметр, 65 мм – длина корпуса.
Пальчиковая акб состоит из графитовой плёнки (анода) и расположенного внутри неё алюминиевого катода. Пространство между катодом и анодом заполнено густой смазкой из электролита. Всё это заключено в прочный алюминиевый корпус. По сторонам цилиндра находятся выводы батарейки. Плюсовая клемма выглядит в виде диска с цилиндрическим выступом, минусовый полюс сделан плоским пятачком.
Под плюсовой клеммой установлена микро плата – контроллер. Электронная схема, покрытая фольгой, служит для того, чтобы не допускать перегрев и перезаряд батареи во время процесса её зарядки.
В брендовых изделиях изготовитель вставляет предохранительные клапаны, которые сбрасывают избыточное давление паров электролита при перегрузке акб.
Ремонт пальчиковых аккумуляторных батареек
Бывает, что практически новая дорогостоящая батарея перестаёт полноценно работать. Во всём виновата перегоревшая защитная плата.
Отремонтировать такую батарейку можно следующим образом:
- С корпуса удаляют полимерную оболочку.
- Кусачками удаляют контактную ленту.
- Вокруг плюсовой клеммы прорезают острым ножом щель. Осторожно приподнимают её.
- Из-под клеммы удаляют защитную плату.
- Плюсовой вывод ставят на место.
- Восстанавливают полимерное покрытие. Если нет фирменной плёнки, то батарею можно обернуть скотчем.