Каталог огранизаций по электромонтажу и электролабораторий:
Москва
Санкт-Петербург

Замена аккумуляторов в шуруповерте

Приходит время, когда владелец аккумуляторного шуруповёрта начинает замечать, что его инструмент стал хуже работать. Вся причина заключается в том, что АКБ вышла из строя. Как правило, электроинструмент продают с двумя силовыми боксами. Если один блок стал барахлить, не исключено, что и второй аккумулятор оставляет желать лучшего. Замена двух аккумуляторов в шуруповёрте – операция довольно дорогостоящая.

Аккумуляторный бокс шуруповёрта
Аккумуляторный бокс шуруповёрта

Диагностика

Выход из строя силовых блоков происходит, когда шуруповёрты часто использовали, как дрель. Активная перегрузка может вызвать закипание электролита внутри аккумуляторов. Это чревато вздутием их корпусов и вытеканием электролита.

Чтобы опрометчиво не совершать траты на приобретение новых АКБ, нужно произвести диагностику старых батарей. Всё может обойтись только ремонтом зарядных элементов. Проверку батареи осуществляют в таком порядке:

  1. АКБ подключают к зарядному устройству.
  2. Через полчаса делают замер напряжения. Величина вольтажа обычно составляет 13 вольт. Через 2 часа напряжение на клеммах АКБ составит 14в. Окончательно батарея покажет 17в.
  3. Если по истечении 60 минут после начала процесса зарядки сила тока составит 1 А и более, то аккумулятор полностью исправен.
  4. Далее проверяют АКБ под нагрузкой. Обычно подключают лампу мощностью 40 Ватт либо берут 12 вольтовую лампочку для фары авто мощностью 35 Ватт.
  5. Если через три минуты напряжение на клеммах бокса будет меньше 12,4 в, то одна из банок или сразу несколько штук требует замены.
Измерение напряжения АКБ
Измерение напряжения АКБ

Ремонтные работы

В случае низких показателей АКБ для шуруповёртов они нуждаются в ремонте. Поступают следующим образом:

  • Корпус силового блока разъединяют на две части, делая доступными банки. Для этого достаточно отвёрткой извлечь винты корпуса;

Внимание! Брендовые производители делают аккумуляторные боксы неразборными. Домашние мастера разбирают их, пользуясь ножом и отвёрткой.

Никель-кадмиевые элементы
Никель-кадмиевые элементы
  • Под крышкой корпуса находят блок из никель-кадмиевых банок, соединённых между собой никелевыми полосками с помощью точечной сварки;
  • Целью ремонта является выявление неработоспособных элементов цепи батареи. Для этого банки освобождают от никелевой ленты с помощью кусачек и плоскогубцев;
  • Каждый «бочонок» проверяют тестером. Напряжение должно быть в пределах 1,2-1,4 в;
  • С низким показателем элементы отставляют в сторону для дальнейшей реанимации;
  • Отбракованные бочонки проверяют на вздутие, цельность корпуса и отсутствие потёков электролита;
  • Вздутые, треснутые элементы утилизируют.
  • Остальные банки можно попытаться «вернуть к жизни».
Разобранный аккумулятор
Разобранный аккумулятор

Восстановление работоспособности АКБ для шуруповёртов

Бочонки, которые показали низкое напряжение, можно не менять на новые элементы, а попытаться реанимировать их. Делают это так:

  1. Вооружаются шприцем, дистиллированной водой, шуруповёртом со сверлом ø 0,8-1 мм.
  2. В верхней части корпуса батарейки просверливают отверстие.
  3. В шприц набирают дистиллированную воду и с помощью иглы медленно вводят её в дырочку на корпусе.

Важно! Если при вводе воды в корпус АКБ навстречу потечёт электролит, батарейку выбрасывают. Такой способ восстановления подходит только для пересохших батареек.

  1. Если через 30 минут мультиметр покажет увеличение значения напряжения, то батарейка сможет прослужить довольно долгое время.
  2. Дырку заклеивают эпоксидной смолой.
  3. Батарейку вставляют в гнездо зарядного устройства и доводят напряжение до номинального значения.

Перепрошивка ёмкости аккумуляторных элементов

Никель-кадмиевые АКБ «страдают» одним недостатком, называемым эффектом памяти. В процессе эксплуатации инструмента батарейки могут «запоминать» моменты недозаряда. Поэтому сколько ни заряжают такие батареи, всё равно они будут оставаться недозаряженными.

Чтобы убрать это явление, аккумуляторы шуруповёртов перепрошивают, восстанавливая их номинальную ёмкость. Суть метода заключается в том, что на полюсы батарейки подают ток напряжением, втрое превосходящим номинальное значение 1,2в.

Восстановление ёмкости осуществляют в следующем порядке:

  1. Батарею разбирают на отдельные элементы. Никелевую ленту, приваренную точечной сваркой, срывают плоскогубцами с полюсов батареек.
  2. Каждый элемент, «подозреваемый» в наличии эффекта памяти, подвергают воздействию мощного зарядного устройства. Можно воспользоваться прибором для зарядки автомобильных АКБ.
  3. Зарядное устройство устанавливают в режим подачи импульса напряжением 3,6 в.
  4. Клеммы проводов зарядного устройства прижимают к одноименным полюсам батарейки на 3-5 секунд.
  5. После этого элементы тестируют мультиметром. Если напряжение составит 1,4 в, то это значит, что батарейка восстановила свою ёмкость и избавилась от пагубного эффекта памяти.
  6. Остальные банки, которые не ответили нужным требованиям (менее 1,4 в), утилизируют.

Установка новых банок в аккумуляторном боксе

Можно все элементы заменить новыми батарейками. Но, если были выявлены негодные «бочонки», а часть элементов показала свою работоспособность, можно восполнить батарею лишь только несколькими банками. Это позволит выйти из ситуации с наименьшими затратами.

Дополнительная информация. Не должно возникать сомнений, чем нужно заменить негодные банки. Их можно поменять на точно такие элементы. Ни в коем случае нельзя менять никель-кадмиевые элементы на литий-ионные аккумуляторы или банки других размеров.

Обычно конфигурация сборной конструкции АКБ состоит из двух уровней. Нижний ряд, как правило, состоит из 10-11 элементов. В верхнем уровне располагаются две батарейки или одна банка. Формировать новую пирамиду нужно в том же порядке, что и старая конфигурация.

Нужно соблюсти то же положение полюсов, что было ранее. Восстанавливают соединения банок двумя способами:

  1. Пайка.
  2. Точечная сварка.

Пайка

Для пайки никель-кадмиевых батарей лучше воспользоваться индукционной паяльной станцией. Наконечник паяльника сделан из меди, покрытой ферромагнитным сплавом. За счёт индукционного характера электрического импульса жало прибора не перегревается. Это важно потому, что банки АКБ не терпят воздействия большой температуры. Электролит может закипеть, и элемент попросту взорваться. Процесс пайки протекает следующим образом:

  1. Для удобства паяния батарейки потребуется зафиксировать в нужном положении. Можно на них одеть резиновое кольцо или обмотать нитками.
  2. Никелевую ленту нарезают нужными по размеру отрезками. Если таковой не найдётся под рукой, ленту можно нарезать из простой консервной банки.
  3. Готовят припой, флюс и очиститель жала из латунной стружки.
  4. Сначала наносят жалом флюс на тыльную сторону никелевой полоски и верхнюю площадку батарейки. Затем лудят обе стороны.
  5. Прижимают ленту к банке и прогревают сверху жалом паяльника. После схватывания пайки переходят к паянию следующего элемента.
  6. Возле места соединения во время пайки рекомендуют прижимать металлический стержень (толстый метиз или подобный материал). Это позволит создать отвод тепла и не даст аккумулятору перегреться.
  7. Ремонтный блок из аккумуляторов снова заключают в кожух АКБ, скрепляя его части винтами.
Пайка аккумуляторных элементов
Пайка аккумуляторных элементов

Точечная сварка

Удачная пайка соединений банок доступна опытным мастерам. Чтобы избежать неудач, лучше воспользоваться точечной сваркой. Такое устройство можно собрать своими руками или воспользоваться услугами мастерской.

Особенностью контактной сварки является то, что соединение металлических элементов происходит на площади 2-3 мм2 в течение миллисекунд. Металл в месте соединения плавится под действием импульса электрического тока большой мощности. Зона нагрева не расширяется за пределы контакта.

Точечная сварка
Точечная сварка

Сварка никелевой полосы с никелево-кадмиевой батарейкой происходит следующим образом:

  1. Два медных электрода с зазором между ними 2 мм прижимают к металлической ленте, уложенной на полюсе аккумуляторного бочонка.
  2. Кнопкой включают подачу импульса тока.
  3. В течение времени прохождения тока (40 млсек) происходит сваривание металлических деталей.
  4. После того под электроды пододвигают следующую батарейку, накрытой никелевой пластиной. Процесс сварки повторяется.
  5. Последовательным переходом от минусовой площадки одного элемента к плюсовому выводу следующей банки производят сварку всей аккумуляторной батареи.
  6. Блок из аккумуляторных банок приваривают к выходным клеммам силового корпуса.
  7. Части кожуха соединяют винтами с помощью отвёртки.
АКБ после ремонта
АКБ после ремонта

Вышеизложенное даёт представление, как можно с помощью ремонта и замены аккумуляторов восстановить работоспособность АКБ, чтобы шуруповёрт смог полноценно функционировать. Если нет возможности сделать эту работу в домашних условиях, то в мастерской всегда придут на помощь.

Видео