Зарядное устройство для аккумуляторов
Содержание
- 1 Когда восстанавливают функциональность аккумуляторных батарей
- 2 Методики проверки
- 3 Типовые алгоритмы зарядки
- 4 Особенности разных зарядных устройств для АКБ
- 5 Выбор оптимального ЗУ для АКБ
- 6 Выполнение технологических операций без ошибок
- 7 Изготовление зарядного устройства собственными руками
- 8 Если зарядное устройство отсутствует
- 9 Дополнительные советы
- 10 Видео
Поддержание рабочего состояния бортового источника питания необходимо для полноценного функционирования транспортного средства. При возникновении проблем вместо покупки нового аккумулятора вполне достаточно использовать зарядное устройство для авто. Как выбрать подходящее оборудование без ошибок, рассказано в этой публикации. Обзор новинок рынка дополнен сведениями о правильной эксплуатации. Представленная ниже информация поможет сделать вывод о целесообразности создания технического устройства собственными руками.
Когда восстанавливают функциональность аккумуляторных батарей
Летом АКБ работает со сравнительно небольшими нагрузками. Однако зимний период отличается интенсивным режимом использования электрической энергии. Увеличение темного времени суток сопровождается более частым использованием габаритных огней и других осветительных проборов. Приходится пользоваться подогревом сидений и стекол, предварительным подогревом отдельных функциональных компонентов.
Отдельно следует отметить ускорение разряда при низких температурах. Даже при небольших морозах (-15±5°С) допустимо ухудшение рабочих параметров автомобильной батареи на 50% и более, по сравнению с номиналом. Особенно затруднен запуск дизельных агрегатов, двигателей большого объема. Хранение в теплом гараже лишь частично решает практические задачи. В процессе обычной эксплуатации невозможно исключить длительные стоянки на открытом воздухе.
Приведенные факты заставляют внимательных владельцев автомобилей выполнять осенью подготовительные мероприятия. Одним из них является процесс зарядки аккумулятора. Чтобы не тратить время и деньги при обращении в сервисный центр, приобретают специализированное оборудование.
Методики проверки
В отдельных моделях АКБ уточнить состояние можно по специальному индикатору. Встроенный поплавок зеленого цвета всплывает, становится виден в смотровом окошке, если плотность электролита и уровень жидкости соответствуют нормальным значениям.
Заряд автоаккумулятора определяют типовым мультиметром, с применением соответствующего диапазона измерений:
- 100% – 12,8 V;
- 75% – 12,6 V;
- 50% – 12,2 V;
- 25% – 12 V.
Более точные выводы делают после испытаний под нагрузкой. Для этого пользуются простым измерительным приспособлением – резистором 0,018 Ом, подключенным к мультитестеру или вольтметру. Длительность одной процедуры – около семи секунд. Эти данные приведены для типичной батареи с жидким электролитом емкостью 55 А-ч:
- 100% – 10,5 V;
- 75% – 9,9 V;
- 50% – 9,3 V;
- 25% – 8,7 V;
- 0% – 8,2 V.
При отсутствии специального измерительного устройства включают дальний свет (галогеновые лампы) и габаритные огни. Этим обеспечивают ток в нагрузке примерно 10±0,25 А. Нормальное напряжение на клеммах подключенной к бортовой сети батареи – 11,1±0,1 V. При пуске двигателя оно не должно падать ниже уровня 9,5±0,1 V.
Типовые алгоритмы зарядки
Аккумуляторы заряжают по специальной процедуре с подержанием постоянства тока или напряжения. В первом варианте используют особый временной график. ЗУ для АКБ настраивают на значение 10% от номинала. Так, если паспортная емкость батареи 75 А-ч, устанавливают регулятор в положение 7,5 А. Такой режим сохраняют до тех пор, пока вольтметр не покажет 14,35±0,05 V. На следующем этапе уменьшают ток на 50% (до 3,75 А), чтобы предотвратить кипение электролита. При уровне напряжения на клеммах 15±0,05 V еще раз уменьшают ток в аналогичной пропорции (до 1,9 А). Завершают зарядку, когда электрические параметры длительное время не изменяются. Общая продолжительность стандартной процедуры составляет 10-12 часов.
Если зарядное для аккумулятора поддерживает постоянное напряжение, тщательный контроль не нужен. Устанавливают рабочее напряжение 14,45±0,05 V. Кроме простоты, данная методика отличается быстротой. Восстановительные операции можно выполнить за 3-4 часа. Однако в данном случае накопленный заряд не превысит 80±5% от номинала.
Особенности разных зарядных устройств для АКБ
Приведенную последовательность действий с подержанием тока и контролем напряжения можно воспроизвести вручную. Соответствующие модели отличаются демократичной ценой. С учетом редкого применения в быту они вполне подходят для ежегодного выполнения профилактических и восстановительных операций. Автоматизированные аналоги дороже. Они не только удобны. Встроенная электроника предотвращает возникновение и развитие аварийных ситуаций.
Зарядно-пусковые устройства для автомобильного аккумулятора создают на выходе сильный ток. Его достаточно для стабильного вращения электродвигателя на протяжении длительного времени. Такое решение пригодится для быстрого запуска основного силового агрегата в условиях дефицита времени.
В некоторых новых моделях предусмотрен режим автоматической десульфатации. При выборе соответствующей настройки техника генерирует мощные импульсы с высокой скважностью. Одновременно подключается (отключается) нагрузка, что имитирует в ускоренном режиме последовательность рабочих циклов. Такие воздействия разрушают вредные кристаллические образования, которые ухудшают рабочие параметры батареи.
Выбор оптимального ЗУ для АКБ
Какое оборудование подойдет, можно узнать после детального изучения актуальных предложений рынка. Сначала уточняют вид аккумуляторной батареи. Специфическими обозначениями указывают совместимость режимов:
- WET – «классические» модели со свинцовыми пластинами и жидким электролитом;
- GEL – наполнитель аккумулятора неразборного типа, созданный на гелевой основе;
- AMG – «сухой» вариант наполнения с пропиткой электролитическим раствором.
Как выбрать зарядное устройство для разных батарей с поддержанием параметров тока для обычной/ ускоренной зарядки, в А
Тип АКБ | Емкость (А-ч) | ||
---|---|---|---|
20 | 60 | 100 | |
Свинцовый | 2/ 6-12 | 6/ 18-55 | 10/ 30-70 |
Гелевый | 5/ 10-14 | 15/ 25-55 | 25/ 50-70 |
Сухой | 5/ 10-14 | 15/ 30-55 | 25/ 50-70 |
Выходное напряжение подбирают в соответствии с параметрами АКБ. Если в техническом паспорте указано «6/ 12», значит, устройство способно работать с напряжением 6 и 12 V. Ток зарядки уточняют в соответствии с данными зарядных режимов. Емкие аккумуляторы для грузовиков восстанавливают с поддержанием уровня 500-800 А. Минимальное рабочее значение определено параметром En.
Как правило, техника этой категории рассчитана на подключение к типовой сети питания 220 V (одна фаза). Однако встречаются модификации, созданные по стандартам для электролиний 110 V.
В типовых описаниях зарядных устройств указывают:
- рабочее напряжение;
- максимальный ток (мощность потребления);
- совместимость с разными видами АКМ;
- минимальную (максимальную) емкость;
- вес, габариты.
Выполнение технологических операций без ошибок
Лучше пользоваться автоматизированным зарядным для аккумулятора. В этом случае не нужен слишком тщательный личный контроль, потому что электроника самостоятельно устанавливает оптимальный рабочий режим. Без вмешательства пользователя процесс прекращается при возникновении потенциально опасных ситуаций.
Если аккумулятор не демонтировать, бортовой компьютер и другие подключенные устройства могут быть повреждены скачками напряжения. С другой стороны, отсоединение от штатного источника питания способно стереть пользовательские настройки, другие важные данные в блоках памяти. Чтобы предотвратить неприятности и поломки, пользуются запасной батареей подходящей емкости.
В стандартной ситуации зарядное устройство для автомобильных аккумуляторов используют следующим образом:
- снимают защитные покрытия, подсоединяют параллельно к сети дежурную батарею надежными соединениями;
- снимают рабочую АКБ, очищают корпус и клеммы от загрязнений;
- уточняют реальную емкость с применением одной из приведенных выше методик;
- в модели обслуживаемого типа выкручивают пробки в каждой отдельной банке, проверяют уровень электролита, доливают при необходимости дистиллированную воду до контрольной отметки;
- в процессе зарядки отверстия оставляют открытыми для обеспечения свободного выхода образующихся газов;
- подключают зарядное для аккумулятора в соответствии с полярностью разъемов (плюс к плюсу, минус к минусу);
- устанавливают начальный ток с учетом измеренной остаточной емкости;
- при работе с ручной настройкой пользуются временным графиком, снижая ток при достижении определенных напряжений на клеммах;
- автоматическое зарядное для АКБ выполняет необходимые действия самостоятельно;
- после завершения процедуры устанавливают восстановленную батарею на место в обратном порядке с отключением дежурного источника питания.
Изготовление зарядного устройства собственными руками
Самодельное функциональное устройство импульсного типа можно сделать по представленной ниже схеме. Такой вариант отличается компактными размерами при высокой мощности. Предусмотрена регулировка рабочих циклов.
Если зарядное устройство отсутствует
Если нет специализированного оборудования и соответствующих условий, функциональность бортового источника питания восстанавливают с помощью «прикуривания». Для этой процедуры понадобятся толстые соединительные проводы, рассчитанные на сильный ток. Пригодится достаточная длина для соединения с клеммами батареи другого автомобиля. После отключения «донора» зарядка выполняется штатным генератором не менее 30-40 мин. Улучшают эффективность процесса с помощью поддержания высоких оборотов двигателя.
Зарядные устройства для смартфонов и других гаджетов не подойдут. Они не способны поддерживать оптимальные уровни электрических параметров. Напряжение, как правило, не превышает 5-6 V, ток – 0,5-1,5 А. Выше уровни применяют в аксессуарах для ноутбуков. Но и там отсутствуют необходимые для автомобильных аккумуляторов регулировки.
Дополнительные советы
Для ускорения восстановительной процедуры иногда повышают ток зарядки. Подобные манипуляции помогают получить нужный результат буквально за 2-3 часа. Однако для качественного воспроизведения такой технологии нужно не только хорошее ЗПУ, но и соответствующие профессиональные навыки. Применение таких режимов сопровождается сильным нагревом батареи, активизацией сульфатации, сокращением срока службы.
Обычным пользователям следует в точности соблюдать официальные рекомендации производителей. Для длительного сохранения рабочих параметров надо не допускать чрезмерной разрядки (ниже уровня 10-20%). Чтобы полностью восстановить емкость в щадящем режиме, стандартный цикл дополняют финишным этапом длительностью 6-9 часов при токе 0,5±0,01 А.
Зарядно-пусковое устройство для аккумулятора выбирают с учетом личных возможностей и потребностей. Следует в комплексе оценить все важные факторы, режим эксплуатации автомобиля. Используют и хранят оборудование в соответствии с ограничениями по температуре, влажности, перепадам напряжения в сети питания 220V. При создании самоделок уделяют особое внимание вопросам безопасности.