Проверка аккумулятора мультиметром

Аккумуляторная батарея – важнейший орган в автомобиле. Контроль её состояния обеспечивает безотказную работу зажигания, стартера и световой системы автомашины. Для этого надо знать, как проверить аккумулятор мультиметром. Чтобы правильно пользоваться тестером, надо разбираться в возможностях прибора и назначении гнёзд, клемм и дисплея устройства.

Как выглядит мультиметр

Как выглядит мультиметр

Что такое мультиметр

Многофункциональный прибор предназначен для измерения всех параметров электрического тока. Тестер выглядит в виде небольшой коробки, снабжённой органами управления, гнёздами для подключения 2-х проводных щупов и экраном. В корпусе мультиметра с тыльной стороны имеется бокс, в котором помещаются батарейки.

Вверху корпуса помещён жидкокристаллический экран, который отражает показания прибора в числовом значении. Устаревшие модели снабжены аналоговым табло со стрелочной индикацией.

Передняя панель тестера

Передняя панель тестера

Что находится на передней панели прибора:

  1. Посреди лицевой части прибора находится поворотный рычаг, с помощью которого устанавливают измеряющие режимы снятия показаний с исследуемого электрического оборудования. По кругу диска нанесены следующие обозначения:
  • OFF – тестер выключен;
  • ACV – область измерения переменного напряжения;
  • DCV – то же постоянного напряжения;
  • DCA – сектор измерения силы постоянного тока;
  • Ω – сектор замера величины сопротивления.
  1. Разъём COM служит для подключения чёрного провода-щупа со знаком «-».
  2. Два гнезда предназначены для подсоединения красного провода. Разъём «10АDC» используется для измерения напряжения и силы тока в пределах до 10 ампер.
  3. Через разъём «VRmA» производят тестирование приборов, замерив токи силой до 200 mA.
  4. Красный провод вставляют в гнездо «Ω» только для замера сопротивления.
  5. Под знаком « ▬►▌▬» находится клеммное отверстие для прозвонки электропроводов.

Важно! Во время проведения измерений ни в коем случае нельзя путать местами щупы. В наилучшем исходе сгорит только плавкий предохранитель мультиметра.

Устройство автомобильного аккумулятора

Батарея является источником электроэнергии для оборудования и приборов автомобиля. Она состоит из нескольких блоков питания. Их объединение (аккумулирование) в единый корпус даёт возможность обеспечить систему энергоснабжения самодостаточными характеристиками тока.

Наиболее распространённая конструкция состоит из 6 банок, каждая из которых выдаёт напряжение 2,1 в. Общий показатель составляет 12,6 в.

Строение аккумулятора

Строение аккумулятора

Стартерные батареи основаны на кислотно-свинцовом принципе. Этот вид АКБ обладает большой энергетической ёмкостью при сравнительно небольших размерах.

Корпус источника питания выполнен из кислотоупорного пластика. В нём размещено 6 ёмкостей с серной кислотой, в которую помещены свинцовые пластины. В результате химической реакции взаимодействия свинца с кислотой возникает постоянный электрический ток. Попарно банки имеют разные полюса, которые соединяются свинцовыми дорожками с разнополюсными выводами устройства.

Батареи разделяются на обслуживаемые и необслуживаемые аккумуляторы. Первый вид оснащён пробками, которые закрывают ёмкости банок. Контроль уровня электролита осуществляется через открытые отверстия.

Второй тип не нуждается в таком обслуживании. Процессы возникновения тока проходят в наглухо изолированных банках. Что касается измерения силы тока, ёмкости и напряжения мультиметром, то они так же обязательны, как и для первого вида оборудования.

Как сделать проверку аккумулятора мультиметром

Работа автомобиля во многом зависит от того, в каком состоянии находится АКБ. Функционирование современных электронных систем чувствительно к перепадам напряжения и силы тока в цепях электроснабжения автомашины. Для контроля этих параметров нужно регулярно проводить проверку аккумуляторов мультиметром.

Исследование состояния аккумулятора включает такие работы:

  • проверка заряда;
  • определение ёмкости;
  • проверка ампеража;
  • выявление утечки тока.
Три схемы тестирования АКБ

Три схемы тестирования АКБ

Проверка заряда аккумуляторов

К тестерам обычно прилагают инструкцию о том, как проверить зарядку автомобильного аккумулятора мультиметром. Померять величину заряда надо следующим образом:

  1. На клеммных хомутах АКБ отворачивают крепёжные болты. Снимают провода.
  2. Поверхность батареи протирают тампоном, смоченным в содовом растворе.
  3. Указатель дискового переключателя переводят в режим вольтметра и ставят его напротив отметки «0 – 20V».
  4. Чёрный провод соединяют с разъёмом «Common».
  5. Наконечник красного провода вставляют в гнездо «V.R,mA».
  6. Зажим типа «крокодил» чёрного щупа устанавливают на клемме «-».
  7. На положительный вывод крепят зажим красного провода.
  8. На экране тестера отображается величина вольтажа.
  9. Если показания составляют менее 12 вольт, то это говорит о том, что устройство нуждается в срочной зарядке или полной замене.
Подключение красного щупа

Подключение красного щупа

Обратите внимание! Чтобы точно проверить величину напряжения аккумулятора, надо выдержать снятую с машины батарею в течение 5-6 часов. Только после этого можно проверить заряд аккумулятора мультиметром.

Определение ёмкости

Ёмкости АКБ измеряются в ампер/часах. Величина этого параметра обычно указана в наклейках на аккумуляторах и в сопроводительных документах. Определить ёмкость с помощью мультиметра возможно только под нагрузкой. Отдавая энергию на питание электролампочки, батарея показывает на дисплее тестера реальный показатель. Поступают так:

  1. Аккумулятор снимают с автомобиля.
  2. К выводам подключают стандартную электролампу. Мощность лампы подбирают так, чтобы потребляемая сила тока была бы равна половине показателя батареи. Для этого подходит автомобильная фара мощностью 35-40 Вт.
  3. Поворотный рычаг измерительного прибора устанавливает в область, обозначенную на панели аббревиатурой «DCA» напротив числа 20.
  4. Нагрузку отключают.
  5. Чёрный провод тестера соединяют с минусовым выводом.
  6. Один конец красного щупа вставляют в гнездо прибора «10ADC». Другой конец закрепляют на положительном выводе АКБ.
  7. Фиксируют показания на дисплее.

Дополнительная информация. Другой способ измерения ёмкости АКБ заключается в создании контрольного разряда. Нагрузка в течение короткого времени напрямую подключается к батарее, пока сила тока по показаниям тестера не упадёт на 50%. Количество времени сравнивают с паспортными данными. Небольшое расхождение показателей подтвердит исправность энергопитающего устройства.

Проверка ампеража

Кроме основных характеристик, немаловажным показателем является сила тока батареи. Непосредственно на аккумуляторах параметры мультиметром не замеряют потому, что это вызовет короткое замыкание. Перед проверкой необходимо знать, как измерить максимальную силу тока мультиметром. Показания снимают с электроцепей автомашины с подключённым полностью заряженным аккумулятором. Качество данных зависит от количества подсоединённых приборов и оборудования.

Выявление утечки тока

Кислотные батареи имеют свойство со временем разряжаться даже в условиях хранения. Допустимая величина саморазряда указывается изготовителем в сопроводительной документации. Как нужно проверять аккумулятор в этом случае? Поступают следующим образом:

  • снимают минусовую клемму;
  • указатель поворотного рычага мультиметра ставят в режим измерения силы тока напротив знака «10А»;
  • красный щуп вставляют в гнездо «10ADC» и наконечником прикасаются к плюсовому выводу батареи;
  • чёрный проводник замыкают на массу автомобиля или соединяют с отключённой минусовой клеммой;
  • если прибор выдаст какие-либо показания, то это значит, что утечка тока происходит где-то в цепи энергоснабжения автомашины; причиной этому, как правило, является нарушение изоляции электропроводки.

Чтобы аккумулятор «честно» отслужил положенный ему срок, раз в 1-2 месяца нужно проводить диагностику АКБ мультиметром. При падении уровня электролита необходимо доливать дистиллированную воду в банки батареи. При случайном разряде аккумулятора необходимо срочно его заряжать, не допуская полного выхода из строя энергопитающего оборудования.

Видео