Штраф за езду по обочине: наказание за движение по обочине в 2023 году

Содержание

Как фиксируется нарушение

Обгон, обгон и другие маневры на правой или левой обочине документируются сотрудниками дорожной полиции. Для подтверждения этого составляется протокол, после чего выносится постановление. А если дело касается отзыва лицензии, то оно рассматривается мировым судьей.

Водитель имеет право возразить, если у сотрудника ГИБДД нет свидетелей. То есть, регистрация основана на личном наблюдении сотрудника полиции.

Если вождение в неразрешенном месте зафиксировано на пленку, фото-радаром, лучше поискать веское обоснование своей вины, чтобы получить меньший штраф.

В последнее время повсеместно устанавливаются многофункциональные камеры, фиксирующие вождение на дороге и другие правонарушения. Сотрудники аналитического отдела обрабатывают данные, составляют решение и отправляют его владельцам автомобилей вместе с квитанцией. Такие документы трудно оспорить, если только они не содержат вопиющих ошибок или неточностей.

Рассмотрим ситуации:

Любое передвижение автотранспорта, не попадающего под разрешение ПДД, по обочине является нарушением. Рассмотрим типичные случаи:

На трассе. Скоростные автотрассы имеют обозначение установленным дорожным знаком, согласно ПДД. Обочина вдоль такой проезжей части отделена сплошной линией. По ней запрещено не только передвигаться, но даже останавливаться.

Для остановки вдоль скоростных автотрасс изготавливают специальные площадки – «карманы». Только в исключительных случаях водитель может остановиться на обочине, когда ситуация связана с поломкой автомобиля, не позволяющей двигаться дальше.

Движение же по обочине категорически запрещено.

Задним ходом. На обычной дороге, не отнесенной к скоростной и не обозначенной специальным знаком, обочина может быть использована для остановки – это не нарушает правил.

Но двигаться по ней, и тем более задним ходом, правилами запрещено. Такой маневр является опасным для пешеходов, велосипедов и мопедов, которые могут на ней находиться в случае отсутствия соответствующих мест, оборудованных для их передвижения.

Отметим, почему ПДД так категорично относится к езде по обочине:

  • поскольку покрытие обочины не асфальтированное, то создается облако пыли, мешающее обзору другим участникам дорожного движения;
  • создается опасность для людей, которые движутся по краю трассы;
  • после объезда пробки по обочине и попытке перестроиться в свою полосу движения автомобили создают заторы, затрудняют движение другого транспорта и создают аварийную ситуацию.

Проезд водителя по встречной обочине

Для водителей, которые совершают не обгон справа по обочине, а выезжают на неё слева, наказание будет более серьёзным. Проезд по левой относительно направления движения стороне нарушает сразу нескольких правил, включая выезд на «встречку». Тем более что требования ПДД (п. 11.2.) запрещают совершать обгон, если, заканчивая его, водитель возвращается обратно, создавая при этом опасность или представляя собой помеху для других участников движения. Размеры штрафа в этом случае увеличиваются. При первом нарушении п. 4 ст. 12.15 КоАП предусматривает:

  • оплату нарушителем суммы в 5 тыс. руб.;
  • лишение прав сроком от 4 мес. до полугода.

Повторное нарушение ещё больше увеличивает сумму штрафа (согласно п. 5 той же статьи КоАП):

  1. При фиксации нарушения автоматическими камерами водителю придётся заплатить 5000 руб.
  2. По решению автоинспектора нарушитель может быть лишён водительского удостоверения сроком до 12 мес.

Примечание: Наказание назначается даже в тех случаях, когда водитель пытается оправдать свои действия в пользу нарушения ст. 12.5 п. 2 (объезд препятствия по встречной полосе, 1500 руб.). Остановившиеся транспортные средства и сама пробка, согласно ПДД (п. 1.2), препятствиями не считаются. Не считается оправданием и заявление водителя о выезде в поисках места для остановки и продолжении движения из-за невозможности остановиться. Фактически, находящийся за рулём человек имел возможность искать такое место, двигаясь в общем потоке машин и не нарушая правил.

Видео:Мгновенная и беспощадная карма обочечников

Жителям крупных российских городов становится всё труднее оправдывать свои действия при выезде на обочину. Начиная с 2015 года, на дорогах массово устанавливаются системы видеонаблюдения и фиксации нарушений ПДД, результатом работы которых является невозможность скрыть правонарушение от автоинспекции.

Кому разрешено находиться по обочине

Вариантов, когда можно ездить за пределами дороги, всего три. Каждый случай обосновывается в конкретных пунктах ПДД. Нарушения правил чаще происходят, когда водители съезжают за край дороги, чтобы срезать маршрут или объехать пробку.

Объезд пробки

Правила разрешают отдельным категориям участников ДД переходить на обочину:

  • пешеходы;
  • транспортные средства ремонтного хозяйства и коммунальные машины;
  • взрослые велосипедисты, не имеющие выделенной дорожки;
  • мопеды и скутеры;
  • повозки и вьючные животные, не мешающие проходу людей.

Все прочие участники движения не могут ездить по обочине и несут административную повинность за нарушение.

В каких случаях по обочине ехать можно

Движение по обочине для транспортных средств запрещено, особенно если она отмечена разделительными полосами. Выезд правомерен только для совершения остановки по правой стороне. При этом дорога может быть с одно- или двусторонним движением, но без трамвайных путей посередине.

Кому разрешено двигаться по обочине:

  • Спецтехнике, ремонтирующей дорогу.
  • Транспорту коммунальных служб.
  • Грузовым машинам, обеспечивающим подвоз материала или товара на объекты, если других подъездов для них не предусмотрено.
  • Велосипедистам старше 14 лет.
  • Мопедам или двухколёсной технике со скоростью не больше 20 км/час.
  • Гужевым повозкам, вьючным животным или лошадям с всадниками.

Обочина является важной частью дороги, предусмотренной для движения пешеходов или транспорта, скорость которого из-за технической особенности не способна развиваться больше 20 км/час. Выезд на нее автомобиля запрещен, делать это водитель может только в особых случаях

Попытка несанкционированного движения предусматривает наказание в виде административной ответственности. При повторных аналогичных проступках установленная мера ужесточается.

Платная парковка разгрузила центр

— Штраф за нарушение правил парковки во много раз выше, чем за превышение скорости. Год прошел с момента, когда в центральных частях, максимально загруженных, также была поднята цена парковки с 380 до 450 рублей. Есть ли планы поднять ее еще, выше 450?

— Таких планов пока нет. 450 рублей — это достаточно высокая плата, устанавливается она только там, где парковка перегружена и высокий спрос на нее, где даже за такие деньги бывает очень сложно припарковаться. Больше 450 рублей парковка точно не будет стоить в 2023 году.

— Эта мера работает?

— Да! На тех местах, где 450 рублей, парковочное место найти намного проще. Если раньше машины могли бросать в центре на день, а потом ездить на метро, то теперь среднее время парковки — один час.

Определение термина – обочина

В п. 1.2 ПДД имеется расшифровка понятия «обочина». Согласно этому нормативному акту «Обочина – это участок дороги, смежный с проезжей частью. Он отделяется от зоны для передвижения автотранспорта иным составом полотна или разделительной разметкой 1.2.1 или 1.2.2.»

П. 1.2 ПДД указывает на следующие функции обочины дороги:

  • Перемещение велосипедистов и пешеходов;

  • Стоянка или остановка автомобилей, если это не противоречит дорожным знакам;

  • Повышение устойчивости асфальтового покрытия.

Разрешено использовать обочину дороги для передвижения на автомобиле при форс-мажорных обстоятельствах. Например, для предотвращения столкновения с другим авто.

ПДД п. 12.1 не запрещает водителям автомобилей съезжать на обочину для остановки и выезжать с нее для продолжения движения. На дорогах с 2-мя и более полосами для движения остановка или стоянка разрешена только на обочинах попутного направления. На автодорогах, движение по которым разрешено только в одну сторону, а также имеющих 2 полосы без трамвайной линии между ними, разрешен съезд на любую сторону дороги. П. 9.9 ПДД не допускает передвижения по обочине.

Нередко водители в целях сокращения времени нахождения в автомобильном заторе совершают объезд «пробки» именно по обочине. Такой маневр еще больше усугубляет ситуацию, так как после завершения обгона автомобилист при перестройке на свою полосу создает помехи для движения, чем еще больше увеличивает «затор». Также такие маневры несут потенциальную опасность для пешеходов, велосипедистов и водителей мопедов.     

Отличия обочины на трассе и в городе

В соответствии с п. 1.2 ПДД обочина является одним из элементов дороги, который расположен непосредственно у края проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия либо выделенный сплошной линией разметки 1.2.

Обочина всегда примыкает к краю проезжей части и располагается в одной плоскости с ней. В п. 1.2 ПДД указано, что данный участок может использоваться для движения, остановки на обочине и стоянки транспортных средств в случаях, предусмотренных Правилами. Из-за перечисленных особенностей обочина не ограждается газонами, бордюрами или иными препятствиями.

Покрытие данного участка может различаться: грунт, глина, трава или асфальт. Последний вариант наиболее распространен на крупных и федеральных трассах, которые предназначены для движения с высокой скоростью.

2 разных примера обочин:

Обочина не является обязательным элементом дороги. Чаще всего она встречается вне населенных пунктов, где стоянка должна происходить с соблюдением требований п. 12.3 и 12.5 ПДД. В городе потребность в них меньше, поскольку автомобили разрешено парковать на правой стороне проезжей части (п. 12.1 ПДД).

Принципиальных различий между рассматриваемыми участками в городе и теми, что расположены у трасс вне населенных пунктов, нет. В обоих случаях на водителей распространяются общие правила, которые более подробно будут рассмотрены далее.

Что такое обочина в ПДД?

Дорога состоит из нескольких частей:

  • проезжая часть;
  • тротуары;
  • трамвайные пути;
  • разделительные полосы;
  • обочина.

Обочина – это крайняя часть дороги. Согласно пункта 1.2 ПДД, обочина – это часть дороги, которая примыкает к проезжей части, находящаяся на одном уровне с дорогой. Отличие обочины от дороги заключается в покрытии, а также отличается своим назначением.

Обочина, как правило, отделена от проезжей части горизонтальной линией (разметка 1.2.1, 1.2.2), и, поскольку она не предназначена для движения транспорта, чаще всего покрыта следующими материалами:

  • щебень;
  • гравий;
  • песок;
  • дерн;
  • глина.

В пункте 12.1 ПДД указаны назначения обочины:

  • только с правой стороны можно остановится для срочного ремонта или отдыха;
  • также, с правой стороны возможно оставить на недолгое время автомобиль;
  • используется в качестве тротуара для пешеходов.

В условиях одностороннего движения, а также при отсутствии трамвайных путей, разделяющих дорожное полотно, возможна также остановка или стоянка и на левой стороне обочины. Крупногабаритные транспортные средства могут останавливаться с левой стороны дороги только на время погрузки или разгрузки. Однако не у каждой дороги есть обочина.

Спорные моменты в данной ситуации и как можно отмазаться?

Нельзя сказать, что транспортным средствам запрещается находиться на обочине во всех случаях. В местах, где правилами не запрещается остановка или стоянка транспорта, всегда можно свернуть на данный элемент дороги и поставить машину.

По окончании остановки и стоянки вы также без проблем сможете уехать с обочины – наказуема только езда по ней. Но в некоторых местах рельеф достаточно сложен, и волей-неволей автомобилистам приходится немного проехать по обочине.

Если этот случай зафиксирован проверкой и к водителю предъявляются претензии, можно попробовать убедить инспектора, что автомобиль выезжал с обочины после окончания остановки, стоянки, а намерения проехать при этом по ней не было. Во избежание подобных неприятностей можно также, выполняя поворот на обочину, включить аварийную сигнализацию.

Обратите внимание! Иногда водители при объезде по встречной обочине пытаются объяснить свой поступок тем, что объезжали препятствие – в такой ситуации можно отделаться штрафом. Но такие аргументы редко принимают во внимание – ни заторы на дороге, ни остановившиеся из-за сложной ситуации с разъездом машины, не считаются в ПДД препятствием

Только в случае масштабного ДТП такие объяснения иногда сходят с рук

Но такие аргументы редко принимают во внимание – ни заторы на дороге, ни остановившиеся из-за сложной ситуации с разъездом машины, не считаются в ПДД препятствием. Только в случае масштабного ДТП такие объяснения иногда сходят с рук

Определение обочины содержится в пункте 1.2 ПДД РФ. Здесь говорится, что такое название носит крайняя часть дороги, которая отличается от проезжей части покрытием. Дополнительно обочина может быть отделена разметкой.

Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам Москва; Санкт-Петербург; Бесплатный звонок для всей России. По обочине нетерпеливые водители стремятся объезжать пробки

В результате создается опасность для лиц, которые имеют право использовать эту часть дороги. Такая возможность присутствует у пешеходов и велосипедистов. Запрет на движение по обочине накладывается пунктом 9.9 ПДД РФ

По обочине нетерпеливые водители стремятся объезжать пробки. В результате создается опасность для лиц, которые имеют право использовать эту часть дороги. Такая возможность присутствует у пешеходов и велосипедистов. Запрет на движение по обочине накладывается пунктом 9.9 ПДД РФ.

В пункте 11.2 ПДД РФ говорится, что обгон не допустим, если действие приведёт к созданию опасности и помех для иных участников движения. Человек обязан вернуться на ранее занимаемую полосу. Выезд на обочину допустим лишь для остановки и стоянки. Такая норма отражена в пункте 12.1 ПДД РФ.

Основания для наложения штрафа

За езду по обочине в 2021 году предусмотрен штраф. Получить его могут водители легковых или грузовых транспортных средств, которые перемещались по ней без крайней необходимости.

Основаниями для составления протокола считаются следующие ситуации:

  • Водитель перемещается по двухполосной трассе, и при заторе или медленном движении пытается проехать участок по грунтовой части.
  • Транспорт совершает обгон по встречной обочине.
  • Отделенный разделительной полосой участок дороги используется в качестве второй полосы при одностороннем движении.
  • Водитель пытается проехать поворот или перекресток по обочине, чтобы срезать путь или ускорить прохождение этих участков.

Езда по обочине – одно из самых распространенных нарушений на дорогах. Его особенности следующие:

  • Обочина – часть дорожного участка, примыкающая к нему и находящаяся на одном с ним уровне. Она отделена от основной дороги видом покрытия либо выделена при помощи разметки 1.2, означающей край проезжей части.
  • Назначение обочины заключается в создании устойчивости дорожного полотна, обеспечении участка для движения пешеходов и велосипедистов, остановке ТС (в специальных местах) и использовании в экстренных случаях.
  • За движение по правой обочине полагается штраф в размере 1 500 рублей, при езде по левой обочине – 5 тыс. рублей либо лишение прав на срок от 4-х месяцев до полугода.
  • Передвижение по обочине предполагает дополнительные нарушения, такие как несоблюдение дорожной разметки и/или знака, не предоставление преимущества пешеходу, нанесение вреда здоровью. За каждое из них положен отдельный штраф.
  • Езда по краю проезжей части запрещена из-за поднимающегося облака пыли, мешающего обзору, повышения риска возникновения ДТП, создания дополнительного риска для пешеходов и велосипедистов, а также замедления и увеличения затора при попытке нетерпеливого водителя вернуться в ряд.
  • Передвижение по обочине в пробке не является основанием для нарушения запрета на езду по краю проезжей части. Несмотря на ведущиеся разговоры о послаблениях в случае заторов, на сегодняшний день обгон по обочине в пробке не допускается.
  • На трассе также нельзя двигаться по краю проезжей части, несмотря на ее твердое покрытие.
  • Наказание за езду по обочине не будет наложено, если это произошло в силу чрезвычайных обстоятельств (например, это единственная возможность объехать участников ДТП).
  • Выезжать на обочину можно при остановке и при условии отсутствия препятствий для других участников дорожного движения.
  • Если штраф за выезд на край проезжей части был наложен неправомерно, его можно оспорить, хотя это достаточно сложно. Здесь многое зависит от позиции инспектора, выписывающего протокол.
  • Наказание за выезд на обочину будет правомерным, если создана опасность для других участников дорожного движения, передвижение осуществлялось задним ходом или отсутствуют знаки аварийной остановки.
  • Запрет на езду по обочине не распространяется на транспорт спецслужб, машины коммунальных и дорожно-эксплуатационных служб при выполнении ремонтных работ, а также для велосипедистов старше 14 лет, коммерческого транспорта, погружающегося или разгружающегося у объекта, находящегося в непосредственной близости от края проезжей части. Также по краю дороги могут передвигаться вьючные и верховые животные, гужевые повозки, мототранспорт относящийся к категории «М».
  • Фиксация нарушения запрета на езду по обочине производится инспектором ДПС или камерами видеонаблюдения.
  • С нарушителями можно бороться самостоятельно, записав факт езды по краю проезжей части на камеру и подав жалобу в ГИБДД.

  С какого возраста можно заключать договор?

Вопросы и ответы

Ехал по загородной трассе, перед поворотом на другую дорогу включил поворотник. После этого меня остановили сотрудники ГАИ и сказали, что я ехал по обочине. Я с этим конечно был не согласен. Позже был составлен протокол об административном правонарушении. Как я теперь могу обжаловать действия ГАИ?

ОтветВ течение десяти дней вы можете обжаловать постановление. Составьте жалобу, приведите свои аргументы. После этого отправьте документы в суд.

Сегодня получила в почтовый ящик два письма о нарушении ПДД за езду по обочине. Причем оба нарушения с одного участка с разницей в 15 секунд. Можно ли как-то обжаловать?

ОтветДа, вам нужно обжаловать один из штрафов в суде. Подготовьте свои возражения, возьмите с собой оба письма. Суд, скорее всего, примет решение в вашу пользу и отменит один из штрафов.

У нас на загородном участке, владелец одного из домов построил забор у самой дороги. В итоге водители стали ездить не вплотную, а по обочине. Это явное нарушение правил ПДД. Что делать в этой ситуации?

ОтветВам нужно обратиться в администрацию, за которой закреплен этот участок. Они примут решение, насколько законна установка забора. Если есть нарушения, забор снесут. Также можете вызвать сотрудников ГИБДД, чтобы они дали разъяснение как теперь нужно ездить на этом участке.

Ехал по загородной трассе зимой. На дороге был гололед и меня занесло. Скорость была у меня в пределах допустимой. После заноса, я ехал по обочине. Это зафиксировали камеры и мне выписали штраф. Что теперь делать?

ОтветНужно обращаться в суд и оспаривать протокол об административном правонарушении. Также можно узнать, кто должен был обслуживать этот дорожный участок. Можно потребовать компенсацию.

Этой зимой девушка выезжала из магазина и поехала по заснеженной обочине. Ее остановил сотрудник ГИБДД и выписал штраф. Я где-то слышал, что зимой можно ездить по обочине. Скажите, как на самом деле?

ОтветЕзда по обочине является нарушением правил ПДД. Нельзя ездить ни зимой, ни летом по ней.

Назначение обочины

Согласно ПДД обочина предназначена для следующих целей:

Передвижение велосипедистов по обочине

Велосипедисты в возрасте старше 14 лет имеют право передвигаться только по специальным велосипедным дорожкам, если таковые имеются. При их отсутствии возможно использование обычной дороги с правой стороны. Если проезжая часть слишком перегружена, а велосипедные дорожки отсутствует, допустима езда по обочине.

Если же велосипедист ещё не достиг возраста 14 лет, его передвижение допустимо исключительно по местам категории жилой зоны или по тротуару.

Передвижение мопедов по обочине

Несмотря на обилие правил на водителей скутеров и мопедов, данная категория чаще других их нарушает. Мопед должен ехать исключительно по проезжей части и только с правой стороны. Если на обочине нет пешеходов, в крайних случаях разрешено движение и по этому участку дороги. Тем не менее, законодательных запретов по этому поводу нет. По пешеходным зонам и велосипедным дорожкам данной категории водителей категорически запрещено передвигаться, как и по тротуарам.

Использование обочины автомобилями

Если речь идёт об автомобиле, в обычной ситуации использование обочины для передвижения недопустимо. Автомобилистам разрешено использовать обочину в следующих случаях:

Помните, что конкретное расстояние, при котором за движение по обочину назначается штраф, в законодательстве не упоминается. Этот нюанс водители часто используют, чтобы объехать медленно движущийся транспорт или пробку.

Административное наказание актуально только тогда, когда использование рассматриваемого участка дорожной разметки конкретно для движения можно доказать.

Как пожаловаться на водителя, едущего по обочине

Есть 2 цивилизованных способа заявить о нарушении:

  • позвонить в полицию;
  • снять езду по обочине на камеру.

Во втором случае необходимо отослать копию отснятого материала на сайт ГИБДД или МВД. В заявлении, которое можно отослать через интернет, нужно:

  • указать номер и модель автомобиля, на котором было произведено нарушение;
  • назвать источник видеозаписи (смартфон, видеокамера и др.);
  • указать место, где было произведено нарушение;
  • описать манёвры, которые совершал водитель на обочине;
  • дать свои контактные данные, телефон, e-mail.

Если через 30 дней официальный ответ не придёт на почту, необходимо повторно написать заявление, указав, что ранее жалоба уже отсылалась.

В каких случаях допускается езда по обочине

Как из любого правила, запрет на передвижение по краю проезжей части предполагает некоторые исключения. Так, штраф не будет выписан, если вы выехали на обочину в чрезвычайной ситуации.

Например, произошло ДТП, и машины перекрыли движение транспорта. В этом случае выезд на обочину возможен, если это единственный вариант продолжить свой путь (обычно участников аварии объезжают по встречной полосе).

В других ситуациях водитель легкового транспорта не имеет права ехать по краю проезжей части.

Когда разрешено нахождение автотранспорта на обочине

Длительная стоянка на обочине также является нарушением, потому что она запрещена законом. Штраф не будет выписан только в том случае, если пребывание машины на краю проезжей части было вынужденным.

В этом случае нужно включить аварийные огни и выставить знак аварийной остановки.

Выезд на обочину и остановка. Чем отличается езда от выезда на обочину

Выезд на край проезжей части возможен для завершения маневра или для останавливающегося транспорта. В этом случае штраф налагаться не будет (если речь идет не об автотрассе).

Но при этом выезжать на обочину задним ходом строго запрещено, потому что это создает дополнительную опасность для других участников дорожного движения. За несоблюдение данного правила грозит штраф в размере 500 рублей.

Езда отличается от выезда тем, что в первом случае транспорт продолжает свое движение, а во втором – останавливается.

Неправомерный штраф за выезд на обочину – возможно ли его оспорить

За выезд на обочину наказание может налагаться неправомерно. Например, если водитель съехал на край по правилам, не создавая аварийной ситуации и остановился, а потом снова продолжил свой путь.

В подобном случае налицо юридическая несостыковка – транспорт съехал на обочину, где имел право остановиться, но ездить было запрещено. При этом факт передвижения по краю проезжей части действительно присутствовал.

Доказать свою правоту в подобной ситуации сложно, здесь многое зависит от позиции инспектора.

Вам нужно:

  • Попытаться объяснить свою позицию – что необходимо было остановиться, но правил при этом вы не нарушали.
  • Постараться избежать составления протокола, разговаривая с сотрудником Госавтоинспекции максимально корректно.
  • Если штраф все же был выписан, попытаться оспорить его, написав жалобу в отделение ГИБДД, к которому прикреплен данный инспектор.

При оспаривании необходимо иметь веские доказательства своей правоты: съемки с видеорегистратора и свидетельские показания.

Когда возможен правомерный штраф за остановку на обочине

Наказание будет правомерным и не подлежащим оспариванию в следующих случаях остановки на обочине:

  • Создание опасности для других участников дорожного движения.
  • Выезд на обочину задним ходом.
  • Отсутствие знаков аварийной остановки.

На каком транспорте разрешено передвигаться по обочине без ограничений

Запрет на передвижение по краю проезжей части не относится к следующим участникам дорожного движения:

  • Транспорт спецслужб – скорой помощи, пожарным машинам и т. д.
  • ТС, принадлежащие коммунальным и дорожно-эксплуатационным службам – при выполнении ремонтных работ.
  • Коммерческим машинам, которые подвозят товар к объектам, расположенным близко к обочине.
  • Велосипедистам старше 14 лет, при условии, что на дорожном участке нет велосипедных дорожек либо движение по ним запрещено.
  • Мопедам и относящимся к классу мопедов скутерам – единственные виды полноценного мототранспорта, подлежащие исключению из запрета.

Также по обочине могут законно передвигаться вьючные и верховые животные, а также гужевые повозки. При этом нужно обеспечить их движение в один ряд.

Противоречия законодательства

КоАП содержит подробное описание о том, как накладывается штраф и в какой последовательности осуществляются действия работников ГИБДД. Но технические моменты самого правонарушения проработаны плохо, что вносит в общение с сотрудниками дорожной инспекции много противоречий.

Но после введения системы штрафования водителей за езду по обочине многие сотрудники ГИБДД пытаются всеми силами подогнать под этот пункт и тех владельцев авто, которые просто припарковались на придорожной территории. Процедура выглядит примерно следующим образом:

  1. Владелец машины паркуется на обочине в отведенном для парковки месте.
  2. Выезжая с парковочного места на дорогу, он встречается с работником дорожной инспекции.
  3. Инспектор вполне законно останавливает транспортное средство и констатирует нарушение ПДД.
  4. Составляется протокол на немаленькую сумму.
  5. Итог – парадокс: парковаться на обочине можно, а двигаться — законодательство запрещает!.

Не всегда дело доходит до абсурда, описанного выше, и многие работники ГИБДД понимают противоречивость ПДД. Но доказать свою правоту водителю при вынесении постановления бывает весьма затруднительно.

Причиной введения системы административных штрафов за передвижение по обочинам послужило обострение ситуации на дорогах больших городов. Машины, съезжающие с проезжей части на обочину, создают обстановку с высокой аварийной вероятностью.

Пример 1: Антон решил обогнать пробку по обочине. Но впереди, через 200 метров, стоял экипаж ГИБДД, который и остановил Антона. На него составили протокол и выписали штраф на 1500 рублей.

Забота о жизни и здоровье пешеходов стала во главу угла и многие нестыковки введенного законодательства с действующим вызывают проблемы, непонимание водителей и контролирующих органов.

Кому можно ехать по обочине

Как вы уже поняли, в правилах есть исключения для некоторых видов транспорта и ситуаций. Так, езда по обочине разрешается:

  1. При развороте, если для маневра недостаточно места. Это можно делать вне перекрестка, уступив дорогу попутным и встречным машинам.
  2. Перед тем, как осуществить остановку или парковку.
  3. Для загрузки или разгрузки автомобиля, если это никак не помешает безопасности всех остальных участников движения.
  4. Коммунальным службам либо дорожным строителям.
  5. На мопеде и гужевой повозке, если они не являются помехой пешеходам.
  6. На велосипеде, если отсутствует велосипедная дорожка, или есть, но по ней точно не получится ехать, к примеру, из-за ремонтных работ.

Назначение обочины

Обочина является одним из элементов дороги. Она накрепко «приделана» к проезжей части и не может быть отделена от неё хотя бы чем-нибудь (например, газоном, бордюром, полосой травы или ещё чем-то). Если такое отделение всё же присутствует, то это уже что-то другое, возможно, к дороге отношения в юридическом смысле вообще не имеющее.

Часто (но не всегда) обочина отличается от проезжей части покрытием. Оно может быть, например, гравийным, грунтовым, травяным, щебневым, песочным или глиняным. Но на крупных трассах покрытие обычно ничем не отличается. Это сделано специально, чтобы камешки или частицы грунта с обочины не попадали на часть дороги, по которой ездят автомобили, не засоряли её и не оказывались под колёсами машин. В противном случае может пострадать безопасность движения. Ведь если у одного из колёс автомобиля коэффициент сцепления с дорогой будет меньше, нежели у остальных колёс, машина может пойти в занос, а система стабилизации присутствует не у всех. Граница обочины в таком случае определена сплошной белой разметкой.

Обочина предназначена для стоянок автомобилей

Штрафные санкции

Итак, какой штраф за езду по обочине может быть выписан водителю в разных ситуациях? Рассмотрим их:

  1. Использование правой обочины для объезда другого ТС воспринимается, как нарушение правил обгона согласно КоАП РФ ст. 12.15, п. 1. Водителю выписывается штраф на сумму 1 500 рублей.
  2. Использование левой обочины наказывается намного строже, поскольку речь идёт об обочине левой полосы. Актуальными в данном случае являются все запреты, связанные с движением по встречной полосе. Нарушение такого рода ведёт к штрафу в размере 5 тыс. рублей. Другой вариант административного наказания – лишение прав на 4 – 6 месяцев. Повторное правонарушение данного характера ведёт к лишению прав на срок до года, если инцидент был зафиксирован сотрудником ГИБДД, или штрафу на сумму 5 000 рублей, если нарушение зафиксировала автоматическая камера фото- и видеофиксации.

МКАД

МКАД не определяется, как автомагистраль из-за наличия знака 5.3 «Автомобильная дорога», обочины обозначены на таком дорожном полотне сплошной линией. Такая разметка указывает на полный запрет на движение или выезд на данный участок, как и в случае со скоростной трассой. На МКАДе установлено более 100 устройств фото- и видеофиксации. Нарушители будут в автоматическом порядке оштрафованы на 1 500 руб.

Трасса

Стоит запрет, как на движение, так и на остановку на данном участке дороги, поскольку для этих целей выделены специальные места. Неисправность, которая привела к неспособности автомобиля двигаться, расценивается как единственное возможное исключение.

В такой ситуации водитель обязан в обязательном порядке выставить знак аварийной остановки и активировать аварийные огни.

Задний ход

Транспорт, который выезжает на обочину с намерением остановиться, не нарушает законодательные нормы, если речь не идёт об автотрассе, однако, даже в данной ситуации водитель может быть оштрафован, если воспользуется задним ходом. Движущиеся по краю дороги велосипедисты и пешеходы оказываются в опасном положении, так же, как и другие водители. При нарушении данного правила штраф за движение по обочине задним ходом составляет 500 руб.

Дополнительные нарушения

К нарушениям, которые могут быть связаны с ездой по обочине, относятся следующие ситуации:

  • 500 руб. штрафа за несоблюдение дорожной разметки или игнорирование знака;
  • 500 руб. за невключённые поворотные огни согласно КоАП Ч. 1 статья 12.14;
  • 2 000 – 25 000 руб. за причинения вреда здоровью с учётом тяжести травмы;
  • 2 500 руб. за отказ в предоставлении пешеходу преимущества.

Повторное нарушения под знак «Обгон запрещен»

Часть четвертая статьи 12.15 регламентирует: вторичное нарушение норм ПДД в течение года влечет за собой лишение прав на срок 12 месяцев. Это положение действительно и для случая, когда водитель второй раз за год совершает обгон в неположенном месте.

Важно принимать во внимания и изменения, вступившие в силу в 2019 году. Согласно новым требованиям автомобилист не сможет вернуть себе право управления ТС без сдачи экзаменов

Если ранее для возвращения удостоверения можно было просто подать соответствующее заявление, то сейчас придется повторить ПДД.

Попытки сдачи экзамена после года лишения прав из-за повторного нарушения норм обгона предоставляются в неограниченном количестве. Однако после неудачной сдачи экзамена автомобилист может попробовать снова только после недельного перерыва. Также приступать к тестированию можно только после истечения годового срока лишения удостоверения.

Как могут оштрафовать нарушителя в 2023 году

Санкции за езду за пределами дороги назначают в зависимости от конкретной ситуации. Если автовладелец пойман при езде в попутном направлении, то будет оштрафован на 1.5 тыс. рублей. Нарушителю, которого остановили при обгоне по левой стороне, в 2023 году грозит до полугода лишения прав или штраф в 5 тыс. рублей за первый случай. Повторный выезд на обочину приводит к приостановке водительской лицензии до одного года.

За стоянку на газоне или тротуаре грозит штраф до 2 тыс. рублей, если даже автомобиль наехал на бордюр только одним колесом.

Движение за краем полотна наказывается также взысканиями за игнорирование знаков или разметки, а также создания препятствий для людей и машин.

Водитель обязан осознавать, что остановка или езда за пределами дороги создает опасные условия: запыленность, заторы и препятствия для людей. Некоторые даже считают, что взыскания за нарушение ПДД занижены.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *