Правила дорожного движения российской федерации экзаменационный билет №14
Содержание
- 1 Как ПДД 2023 года определяют полосу движения?
- 2 Загородная трасса: на чем основывается выбор полос
- 3 Всегда ли запрещено занимать крайний левый ряд на трассе?
- 4 Произошло ДТП из-за правила левой полосы – кто будет виноват?
- 5 Штраф за «Направление движения по полосам»
- 6 Знак 5.15.2 «Направления движения по полосе»
- 7 Могут ли оштрафовать за неправильный выбор полосы движения?
- 8 Движение в городских «джунглях»: любая полоса?
- 9 Какой скоростной режим в левом ряду?
Как ПДД 2023 года определяют полосу движения?
Прежде всего выясним, как делится проезжая часть дороги на полосы. Ведь всё становится понятно, если на данном участке присутствует разметка. А если её нет?
Таким образом, получаем три важных для дальнейших пояснений вывода:
- полоса движения может находиться исключительно на проезжей части дороги,
- если нет разметки, то дорога всё равно делится на ряды,
- при этом, каждый из таких рядов должен быть достаточен для проезда ширины автомобилей (плюс безопасный боковой интервал – но конкретных величин ПДД не приводят).
Дорога с отсутствующей разметкой, где водители должны самостоятельно определять количество полос движения
При этом, водитель обязан самостоятельно разделить дорогу на полосы, а также определить, где будет встречка, поделив ширины проезжей части пополам.
И обратите особое внимание, что ширина для определения полосы должна быть достаточной именно для автомобилей, а не любых транспортных средств. Если, к примеру, на всю попутную половину ширины проезжей части помещаются 2 или даже 3 мотоцикла, то это ещё не значит, что здесь, соответственно, 2 или 3 полосы движения
Если автомобиль помещается только один, то и ряд один. Но да, конечно же, машины могут быть и грузовыми шириной 2,5 метра, и малолитражками, едва 1,5 метра ширины. Как в этом случае определять ряды, Правила уже не уточняют.
Итак, перейдём теперь поближе к нашему главному вопросу.
Загородная трасса: на чем основывается выбор полос
Напомним, точкой вступления в силу правил загородного движения являются дорожные знаки. Они означают конец населённого пункта.
Знаки начала и конца населённых пунктов.
При нахождении на загородной трассе автомобилист обязан ехать по правой полосе. Левая под запретом за исключением случаев маневрирования. Непосредственно в правилах нет понятия «маневрирования», поэтому традиционно автомобилисты трактуют маневр, как:
- обгон впередиидущего автомобиля или любого другого транспортного средства;
- объезд препятствия любого типа на своей полосе;
- надобность поворота или разворота.
То есть, по левой полосе можно объехать любое препятствие, мешающее движению, в том числе ямы на дороге, ремонт дорожного полотна, чье-то неудачно припаркованное авто и т.д. Так же разрешается занять левую полосу на время обгона другого ТС. не накажут и если водитель перестроился влево перед левым поворотом или разворотом. Но заблаговременность перестроения должна быть в пределах разумного, а не за километр до развилки.
Главное условие: после совершения маневра, водитель обязан вернуться в правую полосу.
Всегда ли запрещено занимать крайний левый ряд на трассе?
Итак, почти каждый водитель слышал о правиле левой полосы. Большинство из нас знает, что запрещено движение по крайней левой полосе вне населённого пункта, если заняты правые. Однако, это не совсем точное описание данного правила.
- полный запрет движения по крайней левой полосе при свободных правых,
- обязанность водителей вести автомобиль по возможности как можно правее по проезжей части.
Разрешён ли выезд для обгона?
Ну и по Правилам, исходя из описанного разделом выше, становится всё просто. Да, вы имеете полное право выехать на крайнюю левую полосу на трассе для опережения другого авто. При этом, после опережения вы обязаны вернуться вновь на правую, чтобы выполнить требование ПДД двигаться как можно правее по возможности.
Но вам ничего не запрещает опередить хоть километровую колонну других транспортных средств по левому ряду. А вот какое расстояние должно быть между двумя автомобилями в правом ряду, чтобы у вас не возникло обязанности перестроиться туда же, а затем, по приближении к следующему автомобилю, вновь перестроиться в крайнюю левую, в Правилах не говорится. Хотя, именно это и вызывает чаще всего агрессию многих водителей к так называемым «тошнотам в левом ряду».
А на автомагистрали?
Такой тип дороги почти во всех случаях располагается вне населённого пункта. Отсюда и распространение требования пункта 9.4 ПДД на автомагистраль в том числе. То есть занимать крайнюю левую полосу здесь нельзя при свободной правой.
Когда можно ехать по левой даже при свободной правой?
Здесь мы поговорим об упоминании в официальной трактовке 9.4 ПДД слова «по возможности». Обязанность двигаться именно при наличии возможности ближе к правому краю проезжей части по сути означает, что вы имеете право двигаться по левому ряду даже при свободных правых рядах в следующих случаях:
- если на ближайшем пути вам нужно повернуть налево,
- если аналогично скоро вам нужно развернуться,
- если нет возможности ехать по правой полосе по тем или иным причинам.
Здесь следует отметить как раз эту пресловутую возможность и отсутствие чётких критериев в Правилах дорожного движения её наличия или отсутствия. Например, на протяжении правой полосы больше ям или глубже колея. Образует ли это отсутствие возможности двигаться по ней? Очевидно, что нет. Да и инспектор, скорее всего, выпишет штраф за движение по крайней левой полосе при свободных правых в этом случае.
Пример участка дороги, где правые ряды заняты, и можно ехать по левой полосе
Другой вопрос, на который также не будет ответа: за сколько до целевого места поворота налево или разворота можно перестроиться на крайний левый ряд, чтобы не был нарушен пункт 9.4 ПДД? Увы, но большинство автолюбителей настолько заранее занимают левую полосу, что создают помехи другим автомобилям на километры.
Обязан ли водитель уступать дорогу, если его догоняет другая машина?
В то же время именно создавать помехи движение слева Правилами не запрещено прямо.
Да, вам запрещается занимать крайнюю левую полосу при свободных правых на трассе, если на это нет причины или если правые полосы свободны. Но это не образует объективную сторону состава правонарушения для привлечения вас к ответственности именно за невыполнение обязанности уступить дорогу. Хотя бы, потому что обязанность уступать дорогу возникает только по отношению к тем, кто имеет преимущественное право проезда. А ваше движение слева не образует преимущество у едущего позади вас авто.
Таким образом, даже если вы движетесь в левой полосе в нарушение ПДД, когда вас догоняет автомобиль сзади, едущий по тому же ряду с большей скоростью, у вас не возникает обязанности уступить ему дорогу. Но всё ещё остаётся обязанность перестроиться вправо. Впрочем, разница здесь только в статье КоАП, по которой вы можете быть привлечены – только по статье за нарушение правил расположения, но не за неуступление дороги. Хотя, и размеры штрафов в обоих случаях одинаковые.
Произошло ДТП из-за правила левой полосы – кто будет виноват?
Здесь всё зависит от конкретных обстоятельств происшествия и условий дорожной обстановки. Одно следует указать точно. Суды при определении виновности (а вину и её степень определяет только суд – сотрудники ГИБДД лишь выписывают постановления, на основании которых в упрощённом порядке можно получить выплату по страховке ОСАГО) следуют простой логике причинно-следственной связи. То есть виновен в ДТП бывает тот, чьё нарушение привело к столкновению.
Особенно ярко это выражается при обоюдной вине. Тогда судья ставит вопрос: отсутствие нарушения которого из водителей могло бы предотвратить столкновение или уменьшить последствия? Ответ на данный вопрос и ставит ту или иную степень виновности каждого из участников.
Отсюда выводы и по нашему частному случаю перестроения или движения в левой полосе. Как примеры:
- если один и водителей уже давно ехал в левом ряду 40 км/ч при разрешённых 90 км/ч, а другой влетел в него сзади, то причиной ДТП будет несоблюдение дистанции позади едущего,
- если же первый перестроился, не уступив дорогу второму, то вина ляжет при прочих равных обстоятельствах уже на него.
То есть здесь можно смело утверждать, что само нарушение движения в левой полосе никак не может быть в причинно-следственной связи в произошедшим ДТП. То, что автомобиля не должно было быть, когда в него въехали, никогда не ставится в причину происшествия. Также, как не ставится в эту связь то, что не должно было быть в данном месте, к примеру, припаркованного в нарушение ПДД водителя. Потому что поставь на его место другой автомобиль, не нарушающий ПДД – удалось бы избежать столкновения?
Вот и в нашем случае – если в левом ряду движется тот, кому скоро нужно на разворот, с ним бы не столкнулся водитель другого автомобиля?
Но есть и ещё одна сторона этой «медали». Дело в том, что Верховный суд однажды пояснил, что уступать дорогу нужно не всем, а только тем, кто имеет преимущество. Преимущество же нельзя иметь при отсутствии права на движение. В стандартных случаях с догоняющим «тошнота» в левом ряду это, конечно же, не работает, потому что обязанности уступать дорогу здесь вообще не возникает, как мы указали выше.
Штраф за «Направление движения по полосам»
Штраф за нарушение требований дорожных знаков «Направление движения по полосам».
Знаки «Направление движения по полосам» предписывают двигаться в определенных направлениях, назначенных для каждой из полос и указанных стрелками на знаках.
Игнорирование данных предписаний есть нарушение правил расположения ТС на проезжей части.
За нарушение требований знаков «Направление движения по полосам» предусмотрен штраф по ст.12.15 ч.1 КоАП РФ в размере 1500 рублей на момент публикации.
Чаще всего это нарушение выглядит как проезд в направлении «прямо» по левой или правой полосам, предназначенным для поворотов налево и направо, соответственно.
Другим вариантом нарушения являются повороты из полос, на которых знаками предписано движение в направлении «прямо».
Кроме невыполнения требований ПДД эти нарушения способны привести к ДТП либо к напряженным ситуациям, которые, в свою очередь, могут спровоцировать ДТП.
Наглядный пример можно посмотреть в статьях Поворот направо из третьей полосы, Поворачиваю, как хочу и Опережение по «новой» полосе.
Полный список дорожных знаков особых предписаний с краткими комментариями (пояснениями) на сайте avtonauka.ru размещен в Приложении 1 ПДД.
Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.
В продолжение темы о безопасности движения по дорогам предлагаю ознакомиться с материалом следующих статей:
Опережение по «новой» полосе;Поворот направо через выделенную полосу;Перестроение на дороге. Безопасность маневра;Опережение по полосе, предназначенной для поворота направо;Как избежать ДТП.
Будьте внимательны за рулем.
Навигация по серии статей
<< Знаки особых предписаний 5.11.1 — 5.14.3Знаки «Начало полосы» и «Конец полосы» >>
Знак 5.15.2 «Направления движения по полосе»
Разрешенные направления движения по полосе.
Знак 5.15.2 «Направления движения по полосе» обозначает число полос и разрешенные направления движения по каждой из них.
Отличие знаков 5.15.1 и 5.15.2 между собой состоит лишь в том, что первые указатели выглядят как совмещенные, а вторые — раздельные, для каждой из полос. Функция у этих знаков одинаковая.
Дорожные знаки 5.15.1 «Направления движения по полосам» и 5.15.2 «Направления движения по полосе» применяют для указания разрешенных направлений движения по каждой из полос на перекрестке, когда требуется обеспечить использование полос в соответствии с интенсивностью движения ТС по различным направлениям.
Знаки 5.15.1 и 5.15.2, разрешающие поворот налево из крайней левой полосы, разрешают и разворот из этой полосы. Но прежде чем развернуться, следует убедиться, что разворот не запрещен знаком 3.19.
Знаки 5.15.1 и 5.15.2, разрешающие только разворот, запрещают левый поворот.
Действие знаков 5.15.1 и 5.15.2, установленных перед перекрестком, распространяется на перекресток, если знаки 5.15.1 или 5.15.2, установленные непосредственно на перекрестке, не дают других предписаний.
Рекомендую ознакомиться с серией статей Проезд перекрестков и статью Перестроение (смена полосы) на перекрестке.
Действие этих знаков не распространяется на маршрутные транспортные средства.
Водители маршрутных ТС имеют право отступать от требований знаков «Направления движения по полосам». Это право объясняется специфическими направлениями маршрутов.
К тому же места остановок колесного общественного транспорта располагаются с правой стороны дороги. Рекомендую статью Проезд мимо остановки маршрутных ТС.
Знаки направлений движения по полосам устанавливают над проезжей частью на заметном расстоянии от перекрестка, чтобы водители имели возможность своевременно осуществить необходимые перестроения.
Знак 5.15.1 (совмещенный) размещают над серединой проезжей части данного направления. Каждый из знаков 5.15.2 (раздельные) располагают над серединой полосы, для которой он предназначен.
На широких дорогах кроме расположения непосредственно у перекрестков, знаки «Направления движения по полосам» устанавливают еще и предварительно.
Если перед перекрестком для данного направления проезжая часть имеет до трех полос, то предварительно могут быть установлены или знак 5.15.1 (совмещенный), или знаки 5.15.2 (раздельные).
Если перед перекрестком проезжая часть имеет три и более полос для движения в данном направлении, то предварительно установят знаки 5.15.2 над каждой полосой.
На других дорогах, с меньшим числом полос, предварительные знаки устанавливают по необходимости.
Предварительные знаки 5.15.1 и 5.15.2 размещают на расстоянии 50 — 150 метров до места установки основных знаков.
Основные знаки устанавливают в начале разделения полос движения разметкой 1.1 (одинарная сплошная линия).
На дорогах, имеющих не более двух полос для движения в одном направлении знак 5.15.1 (совмещенный) допускается размещать не над проезжей частью, а справа от дороги, при этом устанавливают еще и предварительный знак 5.15.1.
При наличии знаков 5.15.1 и 5.15.2 знаки 4.1.1 — 4.1.6 не применяют.
Могут ли оштрафовать за неправильный выбор полосы движения?
1500 рублей будет стоить опрометчивость водителя, движущегося по левой полосе за городом. Естественно, если весомых причин для такого поведения у него нет.
Инспектор ДПС вправе выписать штраф за неправильное расположение авто не проезжей части
Штрафовать водителей за такое нарушение камеры еще не обучены, сделать это может только инспектор, коих на загородной трассе не так часто можно встретить. А вот в городе или селе, где посты ДПС дежурят гораздо чаще, инспектор ГИБДД может выписать протокол за нарушение по статье 12.15 КоАП:
- водителям автомобилей движущихся по левой полосе с включённой аварийкой;
- управляющим транспортными средствами, которые не могут развить скорость свыше 40 км/ч.
Учите правила, чтобы, не только получить права, но и став участником дорожного движения, не создавать аварийных ситуаций.
Движение в городских «джунглях»: любая полоса?
В какой полосе ехать автомобилисту в черте города, зависит от нескольких факторов.
Когда попутных — две
Если попутных полос две, то ехать теоретически можно по любой из них. Главное, не забыть перестраиваться при поворотах: если нужно налево – занимайте левую полосу заблаговременно, собираетесь направо – перестраивайтесь в правую.
Не вправе выбирать одну из двух полос лишь «тихоходы» — автомобили, которые технически не способны развивать скорость более 40 км/ч. В этом списке не только различная сельскохозяйственная техника, но и неисправные ТС. Им предписано движение только по правой полосе даже в городском режиме. Включенная аварийная сигнализация – правила не отменяет! Естественно, это касается лишь обычного движения, маневрирование осуществляется по общим правилам.
Трёх и более полосная дорога
В городской дорожной структуре нередки дороги, где попутных полос три, четыре или даже больше. Для них действуют правила, описанные ниже.
Легковым авто, если движение на дороге плотное, интенсивное, в правой полосе поток, в который не «втиснуться» — можно ехать по левой. Если впереди развилка, водитель намерен повернуть влево, также разрешается.
Грузовикам ( разрешенная максимальная масса более 2,5 тонн), если движение на дороге плотное, интенсивное, в правой полосе поток, в который не «втиснуться» — можно ехать только по правой. Если впереди развилка, водитель намерен повернуть влево, ему можно ехать по левой полосе.
Особняком в правилах стоят автомагистрали обозначенные спецзнаками (5.1 и 5.3) и прочие дороги, где можно развивать скорость более 80км/ч. На таких скоростных дорогах в городской черте левый ряд при свободном правом занимать нельзя, за исключением замены полосы при обгоне, объезде препятствия, повороте или развороте.
Знаки 5.1 и 5.3
Какой скоростной режим в левом ряду?
А вот отдельных ограничений скорости для левого ряда, в отличие от правил расположения, не установлено в общих случаях. Это означает, что нет такого правила, что левая полоса только для быстрых, проворных или каких-либо ещё водителей. Вовсе нет! Хотя, законодатели, и правда, придерживались цели разделить транспорт по их скоростному режиму (иначе почему двигаться по левому ряду запретили грузовикам).
Впрочем, отдельные скоростные режимы для полос могут быть установлены соответствующими знаками. Например, знак минимальной скорости движения или рекомендуемой.
Ещё кое-что полезное для Вас:
- Новый закон об электросамокатах с марта 2023 года – какие изменения ПДД?
- Какой штраф за одинарную и двойную сплошную линию: пересечение, поворот и разворот?
- Автобусная полоса по ПДД и штраф за езду и остановку на ней в вопросах и ответах