Схема проводки ява 350 12 вольт
Содержание
- 1 Jawa (Ява) 350 — характеристика и обзор модели
- 2 Фантастическая популярность
- 3 Ремонт и тюнинг
- 4 Модернизация проводки Ява 350: возможности и перспективы
- 5 Особенности комплектации
- 6 Технические характеристики
- 7 Источники тока
- 8 Техническая составляющая
- 9 Внешность модели
- 10 Рекомендации по эксплуатации мотоцикла Ява 350 12 вольт
- 11 Работы по переделке
- 12 Выбор и установка генератора ява 12 вольт
- 13 ИЖ в качестве донора запчастей
- 14 Потребители тока
- 15 Ява 350/638 Люкс
- 16 Отбор максимального тока
- 17 Основные компоненты схемы проводки ЯВА 350 12 вольт
- 18 В заключение
Jawa (Ява) 350 — характеристика и обзор модели
В мотомире существует много мотоциклов-легенд.
К примеру, на Западе одним из самых легендарных является Harley-Devidson.
У нас же наследием советской мотопромышленности , которое до сих пор довольно популярно и, в принципе, можно отнести к легендам мотопрома является мотоцикл «Ява», а именно модель Ява-350.
С момента появления на рынке, а это было давно – в 1974 году, и до сих пор — «Ява» является одним из самых желанных мотоциклов, на ряду с теперь уже полностью заполнившими рынок японскими мотоциклами и их китайскими копиями.
С начала производства этот мотоцикл претерпел несколько доработок, улучшивших его и технические характеристики, и внешний вид, поэтому рассматривать будем последнюю из моделей Ява-350, имевшая индекс – 638.
Эта модель, в народе получившая прозвище «Скамейка» из-за сиденья, являлась одним из «козырных» мотоциклов, колесивших дороги во времена Советского Союза, а также после его распада.
Но завод по производству мотоциклов, располагавшийся в Чехословацкой Республике после распада Союза обанкротился, да и республики такой уже нет, поэтому производство мотоциклов этой марки почти остановилось.
Ява-350-638 стала последней моделью перед закатом производства данного мотопроизводителя.
Модель Ява-350-638 являлась классическим дорожным мотоциклом. По нынешней классификации его можно еще и отнести к классу «нейкиды».
Фантастическая популярность
Отечественная промышленность в 70-е годы также не стояла на месте и предлагала потребителям ряд моделей мотоциклов (см. также статью о схеме проводки мотоцикла Урал ).
- по соотношению скоростных качеств и комфорта;
- а также в сочетании с надежностью и простотой в обслуживании своими руками;
мотоциклам из Чехословакии не было равных. Об этом красноречиво свидетельствует статистика: в 1976 году в стране было зафиксировано более 1000 000 владельцев мотоцикла семейства JAWA.
Столь огромная популярность объяснялась довольно просто – отсутствие у граждан технической возможности путешествовать:
- Даже имея средства на покупку, легковой автомобиль нужно было ждать в очереди страждущих по нескольку лет;
- Отечественные мотоциклы отличались низкой надежностью и не годились для комфортных многокилометровых поездок (см. также о деталях схемы проводки ИЖ Планета 5).
Ремонт и тюнинг
Вся техника советских времён, даже импортная, отличается простотой конструкции. Это одновременно и хорошо, и плохо. Ремонтопригодность в данном случае идёт рука об руку с устаревшими технологиями, которыми в наши дни не пользуются даже китайские и индийские мотопроизводители, специализирующиеся на предельно бюджетной технике.
Ремонт
Кто же потащит Яву 350 в сервис? Такие мотоциклы ремонтируются в гараже, с любовью и крепким словцом, когда что-то не получается. А если серьёзно, то разобраться в конструкции чехословацкого байка сможет даже малоопытный мотоциклист, потому что она чрезвычайно проста. Износостойкость некоторых узлов невысока, зато починить или заменить их очень легко.
Запчасти
Оригинальные запчасти за модель, снятую с производства давным-давно, найти очень трудно, причём искать нужно только на досках объявлений, по форумам владельцев и так далее. В магазинах они почти не продаются, хотя есть китайские аналоги неизвестного качества. Впрочем, для восстановления мотоцикла до оригинального состояния они всё равно не годятся.
Тюнинг
В прошлом этот байк часто тюнинговался, особенно в сельской местности, но сейчас это выглядит кощунством. Подобную мототехнику, дожившую до наших дней, нужно бережно реставрировать, а не превращать в передвижной экспонат выставки «Колхозный тюнинг года». А тех, кто с этим не согласен, и намеревается с помощью болгарки и кувалды превратить старенькую Яву в «типа чоппер» или «типа спортбайк», нужно долго и вдумчиво бить разводным ключом, пока они не осознают всю ошибочность своего намерения.
Модернизация проводки Ява 350: возможности и перспективы
Ява 350 — известный мотоцикл с 12-вольтной электрической системой. Однако, оригинальная проводка может иметь некоторые недостатки, которые могут быть устранены путем модернизации. Модернизация проводки Ява 350 имеет ряд преимуществ и перспектив для улучшения работы электрооборудования мотоцикла.
Преимущества модернизации проводки Ява 350:
Улучшенная надежность и безопасность: Оригинальная проводка Ява 350 может быть старой и подвержена износу. Модернизация позволяет заменить старые провода и соединения, обеспечивая надежную и безопасную работу электрооборудования мотоцикла
Это особенно важно при использовании мотоцикла в длительных поездках или в сложных условиях.
Увеличение функциональности: Модернизация проводки Ява 350 дает возможность добавить дополнительные электроприборы и аксессуары. Например, можно установить дополнительные фары, сигнализацию, USB-разъемы или навигационное оборудование
Это значительно расширяет функциональность мотоцикла и повышает его комфортность.
Экономия энергии: Старая проводка может иметь высокий сопротивление и потери напряжения, что приводит к ненужным расходам энергии. Модернизация проводки Ява 350 позволяет улучшить эффективность электрической системы и снизить потери энергии. Это может увеличить время работы аккумулятора и улучшить общую энергетическую эффективность мотоцикла.
Возможность самостоятельного обслуживания: Модернизация проводки Ява 350 делает систему более доступной для обслуживания и ремонта. Замена или настройка дополнительных электроприборов становится проще, а частые поломки или неисправности могут быть легче обнаружены и устранены. Это позволяет экономить на сервисных услугах и обеспечивает большую независимость в обслуживании мотоцикла.
Перспективы модернизации проводки Ява 350:
Модернизация проводки Ява 350 представляет большие перспективы для развития электрической системы мотоцикла. С появлением новых технологий и электроники, можно добавить различные функции и опции, которые делают мотоцикл более современным и удобным в использовании.
Например, установка системы «умного» стартера, которая автоматически включается при определенной температуре двигателя или по расписанию. Также можно добавить систему контроля давления в шинах, систему безключевого доступа или даже систему автоматической стабилизации и управления мотоциклом.
В целом, модернизация проводки Ява 350 открывает широкие перспективы для улучшения электрической системы мотоцикла. Это позволяет увеличить надежность, функциональность и энергоэффективность, а также создает возможность добавления новых современных технологий и опций для повышения удобства использования мотоцикла.
Особенности комплектации
Мотоцикл поставлялся в СССР в нескольких модификациях:
- « JAWA 250» модели 559-07 – вариант с 6В оборудованием и 250 кубовым мотором мощностью 12 л.с. Выпускался с 1969 года;
- «JAWA 350» модели 634-04 – вариант с 6В оборудованием и 350 кубовым мотором мощностью 16 л.с. Выпускался с 1973 года;
- «JAWA 350» модели 634-08 – вариант с 12В оборудованием на 16-ти дюймовых колесах. Выпускался с 1977 года;
- «JAWA 350» модели 638 – последняя из поставлявшихся в СССР моделей. Выпускался с 1986 года и отличался увеличенными до 18-ти дюймов колесами и иной формой рамы.
Источники питания электрооборудования
Особенностью чешского мотоцикла был генератор, позволявший эксплуатировать Яву без аккумуляторной батареи. В его конструкции был заложен способ возбуждения электрического тока, достаточный для подачи искры в момент запуска двигателя.
На представленной схеме цифрами обозначены:
- статор генератора JAWA;
- рычаг прерывателя;
- электронный регулятор напряжения;
- панель реле-регулятора4-клеммная;
- конденсаторы 2 шт. – на каждый цилиндр.
Аккумуляторная батарея
Вместе с новым мотоциклом в комплекте шла аккумуляторная батарея щелочного типа на 14 Ампер-часов.
Ее особенность заключалась в том, что:
- АКБ поставлялась в сухозаряженном состоянии;
- Перед эксплуатацией требовалось заполнить ее электролитом;
- Рекомендовалось зарядить АКБ перед началом работы в течение 5-6 часов.
На практике все происходило иначе:
- Счастливый владелец привозил с собой в магазин готовый электролит;
- Заполнял им емкости АКБ;
- Заводил мотоцикл «с толкача»;
- Эксплуатировал (ехал домой).
Технические характеристики
Советские мотоциклисты недаром мечтали об этой модели! У Явы 350 технические характеристики неплохи, особенно для своего времени, хотя сейчас они выглядят безнадёжно отстающими. Но этот мотоцикл был впервые выпущен почти 40 лет назад, и было бы несправедливо требовать от него соответствия современным стандартам.
Двигатель
Простейший (но для своего времени – очень даже прогрессивный!) 2-тактный 2-цилиндровый двигатель требует заливать в бензобак бензин с добавлением масла, чтобы механизмы могли нормально смазываться. Мощность – 26 л.с., и этот мотор способен разогнать мотоцикл до максимальной скорости в 130 км/ч. Двухтактный силовой агрегат не отличается высоким ресурсом, но всё равно он достаточно живуч.
Трансмиссия
В коробке передач не 5 передач, как привыкли байкеры в наши дни, а всего 4. Но передаточные числа довольно длинные, так что их хватает. А во всём, что касается надёжности, КПП Явы 350 может послужить образцом для подражания многим китайским бракоделам, которые в XXI веке ухитряются клепать мотоциклы с коробками, заедающими при каждом десятом переключении.
Ходовая часть и тормоза
Стальная рама со всей вышеописанной конструкцией покоится на четырёх стандартных амортизаторах – два сзади плюс вилка спереди. Никаких настроек не предусмотрено, что было нормой для 80-х годов прошлого века. Тормоза тоже простенькие, барабанные, причём дискового тормоза нет даже на переднем колесе. Тормозной путь довольно значительный, так как весит байк немало.
Электроника
Для этой модели впервые был применён аккумулятор на 12 вольт вместо 6. Это пошло мотоциклу на пользу – электросхема в нём чрезвычайно проста, пусть и архаична. Зарядка АКБ начинается, когда двигатель набирает обороты от 1000 в минуту и выше, а обеспечивает её генератор, работающий совместно с диодным выпрямителем напряжения. По сравнению с предыдущей моделью чехословацкого завода генератор стал в целых 2,8 раза мощнее.
Вес и габариты
Сухая масса байка достаточно велика, 156 кг без коляски. В ту эпоху никто особенно не задумывался о применении более современных технологий с целью снижения веса и, соответственно, улучшения энерговооруженности. Впрочем, по сравнению со многими советскими мотоциклами детище чехословацких инженеров тяжёлым совсем не кажется.
Управляемость
В наши дни этот байк наверняка бы назвали «мотоциклом двойного назначения«. Он одинаково хорошо справляется с ездой как по асфальту, так и по грунтовым дорогам, и даже лёгкого бездорожье ему по плечу, особенно если озаботиться покупкой подходящей резины. Если сравнивать его не с современными мотоциклами, а с теми, что выпускались на закате СССР, он будет очень даже хорош.
Расход топлива
Ява 350 способна ездить на любом бензине, какой вам только удастся найти. Не забывайте мешать его с маслом в пропорции 40 к 1! А если вы меняете двигатель или какие-то элементы поршневой группы, то соотношение должно быть 33 к 1, согласно рекомендации завода-производителя. Расход топлива на трассе может достигать 5 литров на 100 км, а в городских условиях вырастать и до 7 литров.
Источники тока
На мотоцикле источниками тока являются два устройства:
- Аккумулятор,
- Генератор.
Оригинальная схема электропитания мотоцикла Ява 350 634
На приведенном рисунке генератор обозначен буквой – G, и аккумулятор GB.
Также обозначены:
- Буквой L обмотка возбуждения статора генератора,
- Буквами EL2 система зажигания,
- Буквой S выключатель зажигания,
- Лампа уровня заряда или разряда аккумуляторной батареи обозначена EL1.
Генератор мотоцикла JAWA
На модели «634» устанавливался шести полюсный генератор мощностью 75 ватт и напряжением в 6 вольт:
- Оснащенный двумя прерывателями (по одному на каждый цилиндр),
- Шестью полюсными катушками с железными башмаками,
- И системой самовозбуждения (работа без аккумулятора).
Иллюстрация из сервисной книжки JAWA
Аккумулятор мотоцикла JAWA
На мотоцикле устанавливался аккумулятор 6 Вольт на 14 А.ч (как и в схеме проводки ИЖ Планета 3).
Из особенностей АКБ можно отметить:
- Расположение под сиденьем,
- Минусовая клемма подключалась на раму,
- Непосредственно у АКБ размещался плавкий предохранитель на 15 А на кронштейне,
- АКБ имела вентиляционную трубку, выведенную вниз мотоцикла.
Аккумулятор размещался под сиденьем мотоцикла у заднего стоп-сигнала
Справочно: отсутствие запчастей приводило к тому, что владельцы вынуждены были эксплуатировать мотоцикл без АКБ. Это было возможным благодаря конструкции генератора, а также небольшим переделкам электросхемы.
Техническая составляющая
Теперь о технической части. Этот мотоцикл имел классическую конструкцию. Рама была трубчатой несущей, к ней и крепились все элементы.
Подвеска спереди состояла из передней телескопической гидравлической вилки.
Сзади – маятник с двумя амортизаторами. Тормозная система – полностью барабанная, спереди привод тросиковый, сзади – системой тяг.
Силовая установка – двухцилиндровая двухтактная, с рядным расположением. Охлаждение воздушное, а система питания – карбюраторная. Запуск силовой установки был ножной.
Коробка передач – с ножным переключением, имела 4 скорости. Привод на заднее колесо осуществлялся посредством цепной передачи.
Простой по конструкции мотоцикл, но именно из-за этого, да еще и с эффектной внешностью он был желанным транспортом для многих.
Внешность модели
Внешне он хоть и был сравнительно простым, но все же внимание притягивал. Большая фара, с выступающими по бокам круглыми поворотниками, и располагающимися сверху колодцами приборной доски сочетались очень гармонично
И пускай колеса на мотоцикле были спицевыми, на солнце они блестели очень хорошо.
Бак у мотоцикла был объемный, но формы имел аккуратные, в задней части его имелись довольно габаритные накладки для колен водителя. Но самое главное, что имелось на баке – это надпись «Jawa».
У модели 638 было двойное ровное сиденье, посередине разделенное ремешком для пассажира, за которое он должен был держаться. Под сиденьем и баком по обеим сторонам располагались вещевые бардачки.
Прозвище «Скамейка» этот мотоцикл получил из-за того, что под сиденьем располагались декоративные накладки, тянущиеся вдоль всего сиденья, и заканчивались стоп-сигналом. Из-за этого сиденье было объединено с задним стоп-сигналом.
Двухцилиндровый двигатель был полностью открытым для обозрения, все составные элементы его хорошо просматривались, хотя открытость его играла важную роль – мотор имел воздушное охлаждение.
К достоинствам этого мотоцикла можно было отнести очень стильный вид, до которого советским мотоциклам, к примеру, продукции «ИЖ» было очень далеко.
Дополнительно к этому двигатель был более высокооборотистый, что делало этот байк вне конкуренции. Многим также очень нравилось решение запуска мотоцикла.
У него ножка переключения передач еще и выполняла роль кик-стартера, достаточно было немного вдавить ножку в корпус КПП и поднять вверх.
Из всех недостатков этого мотоцикла можно выделить только дефицит запчастей. Как и любой другой мотоцикл, он мог сломаться, а запчасти достать было трудно.
По внешнему виду, мотоцикл ЗиД Сова 200 отличался от «Восхода» более современным дизайном, который мог помочь привлечь российских покупателей.
Мотоцикл от Урал, который отличаются высокой мощностью и надежность: http://themoto.net/moto/rossiyskie/ural/solo.html
Рекомендации по эксплуатации мотоцикла Ява 350 12 вольт
Опытные владельцы мотоцикла Ява 350 12 вольт собрали ценные советы по его эксплуатации. В этом разделе мы рассмотрим основные рекомендации, которые помогут вам безопасно и эффективно использовать ваш мотоцикл.
- Правильный старт. Перед каждой поездкой убедитесь, что мотоцикл готов к работе. Проверьте уровень масла и топлива, а также состояние тормозов и освещения.
- Правильная посадка. Сядьте на мотоцикл с прямой осанкой и уверенным захватом руля. Ваша посадка должна быть устойчивой и комфортной. Не забывайте использовать защитный шлем и другие средства индивидуальной защиты.
- Бережная езда. Помните, что мотоцикл Ява 350 12 вольт не является спортивным мотоциклом и не предназначен для экстремальных скоростей. Сохраняйте разумную скорость и дистанцию до других участников дорожного движения.
- Уход за мотоциклом. Регулярно проверяйте и обслуживайте свой мотоцикл. Очищайте его от грязи и пыли, проверяйте состояние шин и давление в них, а также не забывайте смазывать подвижные части мотоцикла.
- Безопасность на дороге. Соблюдайте правила дорожного движения и будьте внимательны к другим участникам дорожного движения. Используйте поворотники, не превышайте скоростной режим и обязательно включайте фары в темное время суток.
- Учебные курсы. Если вы новичок в мотоциклистах, рекомендуется пройти обучение по вождению мотоцикла. Учебные курсы помогут вам освоить правильные навыки управления и повысить уровень безопасности на дороге.
- Контрольные пункты. Перед дальней поездкой убедитесь, что у вас есть все необходимые документы и средства связи. Проверьте состояние колес и тормозов, а также уровень жидкостей в мотоцикле.
Следуя этим рекомендациям, вы сможете максимально продлить срок службы вашего мотоцикла Ява 350 12 вольт и обеспечить безопасную и комфортную поездку.
Работы по переделке
Приступаем к непосредственной работе на Яве.
Инструкция по переделке будет следующей:
Прикручиваем планшайбу болтами М6. Используем только с утапливаемыми заподлицо головками, поскольку обычные болты будут мешать работе ротора.
Устанавливаем ротор и проверяем его вращение. Он должен свободно и без люфтов прокручиваться на оси.
- Зажимаем его вместе с фланцем под модулятор с помощью болта.
- Монтируем статор. Вначале выводим клемму центра обмоток статора – она потребуется для реле контрольной лампы работы генератора.
- Подключаем провода.
- Устанавливаем пластину-прерыватель.
На этом все. Остается только проверить работоспособность нашей модернизации, для чего запускаем двигатель со снятой крышкой. При необходимости, выставляем и регулируем угол зажигания.
Выбор и установка генератора ява 12 вольт
Выбор и установка генератора ява 12 вольт являются важными шагами при работе с автомобильной электрической системой. В этом разделе мы расскажем вам о том, как правильно выбрать и установить генератор ява 12 вольт.
Шаг 1: Определите требования к мощности генератора
Перед тем, как приступить к выбору генератора ява 12 вольт, необходимо определить требования к его мощности. Это зависит от множества факторов, включая мощность системы зажигания, потребление энергии приборов и аккумулятора.
От общего потребления энергии следует отнять мощность системы зажигания и мощность аккумулятора, чтобы определить необходимую мощность генератора.
Шаг 2: Сравните характеристики генераторов
После определения требований к мощности генератора, следует сравнить характеристики различных моделей
Обратите внимание на следующие параметры:
Мощность: Убедитесь, что выбранный генератор обладает достаточной мощностью для обеспечения энергией всех потребителей в автомобиле.
КПД: Важно выбрать генератор с высоким коэффициентом полезного действия, так как это позволит снизить расход топлива и повысить эффективность работы системы.
Надежность: Обратите внимание на отзывы и рейтинги пользователей о надежности и долговечности выбранной модели.
Шаг 3: Установка генератора
Установка генератора ява 12 вольт должна выполняться квалифицированным специалистом в сервисном центре или автомастерской
В ходе установки специалист должен следовать инструкциям производителя и соблюдать все необходимые меры предосторожности
Перед установкой генератора следует изучить руководство пользователя и убедиться, что модель генератора совместима с вашим автомобилем. Также необходимо установить все соединения в соответствии с рекомендациями производителя, чтобы избежать повреждения генератора или автомобильной электрической системы.
Важно также произвести проверку работы генератора после установки с помощью специального оборудования и удостовериться в его правильной работе. При выборе и установке генератора ява 12 вольт следует учитывать требования к мощности, сравнивать характеристики различных моделей и доверять работу профессионалу при установке
Это поможет обеспечить надежную и эффективную работу электрической системы вашего автомобиля
Преимущества установки генератора ява 12 вольт
Преимущества
Пояснение
Надежность
Генераторы ява 12 вольт известны своей высокой надежностью и долговечностью.
Мощность
Генераторы ява 12 вольт обладают достаточной мощностью для питания всех потребителей в автомобиле.
Компактность
Генераторы ява 12 вольт отличаются компактным размером, что облегчает их установку в автомобиле.
При выборе и установке генератора ява 12 вольт следует учитывать требования к мощности, сравнивать характеристики различных моделей и доверять работу профессионалу при установке. Это поможет обеспечить надежную и эффективную работу электрической системы вашего автомобиля.
ИЖ в качестве донора запчастей
Рассмотрим, к примеру, переход с 6 вольт на 12-ти вольтовую схему электрооборудования, причем, детали для такой переделки мы позаимствуем от мотоцикла ИЖ – благо их достаточно много продается на постсоветском пространстве.
Проводка на Яву при этом останется прежней – если ее состояние удовлетворительное, а вот лампы и катушку придется заменить. Но зато вы получите более мощную систему, что отразится на всех характеристиках мотоцикла.
Причины переделки:
- Устранение слабого света фары – явление, свойственное всем Явам с 6В оборудованием;
- Устранение недозарядки аккумулятора при продолжительной езде с малыми оборотами;
- Поломки и отказы вследствие износа родных 6V деталей;
- Отсутствие возможности приобретения оригинальных узлов и расходных материалов;
Что берем у отечественного мотопрома
Фактически от ИЖа нам потребуется минимальный набор деталей:
- реле-регулятор, обозначен на фото ниже под №1;
- ротор генератора (под №2);
- обмотки статора (под №3);
- подающий провод к замку зажигания на клемму 54 (под №4).
Заказные детали
Без помощи токаря не обойтись. А раз так, то начните с его поиска по знакомым или по газетным объявлениям.
Ему вы закажете:
- Переходную шайбу (планшайбу) для установки генератора;
- Доработку статора – обращенную к коленвалу сторону придется укорачивать;
- Проточку посадочного места.
На видео ниже демонстрируется работа мотоцикла Ява с генератором от ИЖ на 12 вольт.
Именно такой результат и получится, если придерживаться предлагаемой процедуры модернизации вашей Явы.
Потребители тока
Следует разделять электросхему потребителей мотоцикла на:
- Первичную электрическую цепь,
- Вторичную электрическую цепь.
Заводская схема проводки Ява 634 6в: первичная и вторичная цепи
Благодаря катушке зажигания они индуктивно взаимосвязаны первичная цепь тянется от генератора к выключателю зажигания через контакт «51» (на схеме вверху), либо через аккумулятор (клемма «30»).
При включении зажигания (клемма «54»):
- ток подается на первичную обмотку катушки,
- а затем со вторичной на прерыватель зажигания.
Справочно: Принцип действия катушки зажигания заключается в генерировании тока высокого напряжения с помощью первичной и вторичной обмоток, а затем в его подаче на свечу, воспламеняющую топливовоздушную смесь в цилиндре. Наглядно это можно увидеть на обучающем видео из школьных уроков физики.
Помимо системы зажигания, в электрической схеме присутствуют следующие потребители:
- контрольные лампы приборы и,
- головной свет,
- стоп-сигналы,
- габаритные огни,
- лампы подсветки приборов.
Выводы: Надеемся, что приведенные в статье схемы и технические особенности помогут вам в обслуживании электрических цепей мотоцикла (см. подробнее также статью о электропроводке Ява 350). И ваш «железный конь» прослужит не один десяток лет в исправном состоянии.
Ява 350/638 Люкс
Ява 350/638 появилась в 1985 году, и стала настоящим символом совершенства у советских мотоциклистов. Ява на голову превосходила свой советский аналог — «ИЖ Юпитер-5». И хотя цена была значительно выше, мотоцикл был в дефиците. Возле магазинов выстраивались очереди, чтобы стать счастливым обладателем мечты.
Технические характеристики, для того времени, были прогрессивными. Двухцилиндровый двигатель выдавал 26 л.с, и был довольно оборотистым. Тогда с Явой в динамике мог сравнится только ИЖ «Планета-спорт», но значительно отставал в комфорте. Нельзя не упомянуть, что была версия «Люкс», которая имела отличительные черты внешнего вида, и немного отличалась строением КПП.
Отбор максимального тока
Официальная инструкция производителя помимо технического регламента, предписывала и рекомендации, касающиеся отбора максимального тока у генератора:
- Мощность в 15А допустима к отбору при условии, что температурный режим статорной обмотки не превышает 155С;
- С прицепной коляской Ява-638 и со всеми постоянно включенными потребителями допускается длительное подключение еще одного потребителя, мощность которого не превышает 42Вт (3А);
При более высоких температурах, например, при эксплуатации мотоцикла в южных широтах, существует риск теплового повреждения статорной обмотки. Также высока вероятность, что проводка на Яву 638 может получить повреждения изоляции.
Основные компоненты схемы проводки ЯВА 350 12 вольт
Схема проводки ЯВА 350 12 вольт включает в себя ряд основных компонентов, которые обеспечивают нормальную работу электрической системы мотоцикла. Рассмотрим каждый из них подробнее:
1. Аккумулятор
Аккумулятор является источником питания для электрической системы мотоцикла. Он постоянно поддерживает заряженное состояние и обеспечивает энергией различные электрические устройства, такие как световые приборы, зажигание и др.
2. Генератор
Генератор отвечает за производство электрической энергии в системе мотоцикла. Он преобразует механическую энергию, получаемую от двигателя, в электрическую, которая затем заряжает аккумулятор и питает другие электрические устройства.
3. Регулятор напряжения
Регулятор напряжения контролирует и стабилизирует выходное напряжение генератора, чтобы поддерживать его на оптимальном уровне. Он предотвращает перегрузку и повреждение аккумулятора и других электрических устройств.
4. Предохранители
Предохранители предназначены для защиты цепей проводки от перегрузок и короткого замыкания. Они являются первым звеном защиты и предотвращают возникновение пожара или повреждения проводки в случае неисправности.
5. Переключатели
Переключатели используются для управления различными электрическими устройствами мотоцикла, такими как освещение, указатели поворота, звуковые сигналы и др. Они позволяют включать и выключать эти устройства в нужный момент.
6. Лампы и световые приборы
Лампы и световые приборы обеспечивают освещение дороги и панели приборов мотоцикла. Они включают фары, задний свет, указатели поворота, стоп-сигналы и др. Наличие световых приборов обеспечивает безопасность и видимость на дороге.
7. Провода и разъемы
Провода и разъемы соединяют все компоненты схемы проводки воедино. Они переносят электрический ток от генератора и аккумулятора к различным электрическим устройствам, обеспечивая их работу. Провода и разъемы должны быть надежными и хорошо изолированными, чтобы предотвратить повреждения или короткое замыкание.
8. Датчики и реле
Датчики и реле отвечают за мониторинг и управление различными функциями мотоцикла. Например, датчики могут контролировать уровень топлива или температуру двигателя, а реле могут управлять работой электрических устройств, таких как стартер или вентилятор.
9. Индикаторы и сигналы
Индикаторы и сигналы предоставляют информацию о состоянии мотоцикла или предупреждают о потенциальных проблемах. Например, индикаторы могут показывать уровень топлива или заряда аккумулятора, а сигналы могут сигнализировать о низком давлении в шинах или о неисправности двигателя.
10. Звуковые сигналы
Звуковые сигналы используются для предупреждения других участников дорожного движения о намерениях мотоциклиста. Они могут быть встроены в различные переключатели или оснащены отдельными кнопками на рулевой колонке.
Все эти компоненты вместе образуют схему проводки ЯВА 350 12 вольт, которая обеспечивает надежную и безопасную работу электрической системы мотоцикла. В случае возникновения проблем с электрической системой рекомендуется обратиться к специалисту для диагностики и ремонта.
В заключение
Надеемся, что отсутствие оригинальных запчастей на JAWA не остудит ваше желание восстановить работоспособность двухколесного транспортного средства. Тем более, что предложенный метод повышения вольтажа опробован на многих мотоциклах чехословацкого производства, и при аккуратности сборки результат оправдал все возлагаемые на него надежды.
Благодаря переходу на 12-ти вольтовую схему улучшается искрообразование в цилиндрах, топливовоздушная смесь сгорает более интенсивно, что сказывается на приемистости и мощности, а АКБ постоянно получает ток зарядки, невзирая на обороты двигателя.
Источник