Датчик температуры охлаждающей жидкости двигателя: как он работает, проблемы, симптомы, проверка
Содержание
- 1 Шаг 4: Оценка результатов проверки и решение проблемы
- 2 Как заменить датчик температуры
- 3 Проверка без снятия
- 4 Проверка термодатчика
- 5 Как проверить датчик температуры в стиральной машине?
- 6 Измерение температуры
- 7 Тестирование датчика IAT
- 8 Для чего применяются различные схемы подключения датчиков температуры сопротивления?
- 9 Проверка снятого ДТОЖ
- 10 Проверка исправности ДТОЖ
- 11 Основные датчики температуры в стиральной машине
- 12 Шаг 1: Подготовка инструментов и материалов
- 13 Получение результатов проверки термодатчика мультиметром
- 14 Тестируем термодатчик
- 15 Как проверить термодатчик мультиметром: инструкция
- 16 Неисправности ДТОЖ и их признаки
Шаг 4: Оценка результатов проверки и решение проблемы
После проведения проверки термодатчика мультиметром важно анализировать полученные результаты и определить, были ли установлены аномалии или неисправности. Если мультиметр показал, что сопротивление термодатчика равно нулю, то необходимо проверить его на наличие обрыва провода
Если же сопротивление оказалось очень большим, то следует проверить на короткое замыкание.
Если в процессе проверки термодатчика была обнаружена какая-то неисправность, необходимо принять решение о дальнейших действиях. В некоторых случаях может потребоваться полная замена термодатчика. Если же проблема была в проводах, то следует устранить их дефекты.
Важно отметить, что перед тем как заменять термодатчик или проводку, следует убедиться в правильности проведения проверки мультиметром
Также стоит обратить внимание на то, что неправильное использование мультиметра может привести к неправильным результатам
Как заменить датчик температуры
Это можно сделать своими руками, большого опыта для этого не требуется. Порядок таков:
- Слить ОЖ.
- Снять старый датчик. Он вкручивается в спец. отверстие с резьбой. Выкручиваем его.
- Вкручиваем новый датчик. Рекомендуется посадочное место смазать герметиком до вкручивания.
Вывод
Итак, температурный датчик жидкости охлаждения — это один из важных элементов в конструкции авто. При его неправильной работе или полном отказе, работа ДВС ощущается сразу. Отклонения в работе, что называется, на лицо.
Датчик представляет собой терморезистор. Данные об изменении температуры за бортом он передает в ЭБУ через изменения сопротивления.
Видео
В этом видео рассказывается, как правильно произвести замену датчика.
Проверка датчика своими руками в домашних условиях.
Не работает датчик температуры ВАЗ.
Проверка без снятия
Проверить исправность датчика можно двумя способами: без демонтажа и в снятом состоянии. В первом случае нужно провести осмотр, воспользоваться мультиметром или специальным сканером для диагностики. Второй предполагает применение нагревательных и контрольных приборов. Но об этом расскажем позже.
Предварительный осмотр
В большинстве случаев снимать датчик температуры тосола не надо. Частая причина выхода из строя — сгнившая, перебитая проводка или течь «охлаждайки». Поэтому первым делом советуем осмотреть датчик. Если провода не повреждены, а на контактах нет коррозии, нужна более тонкая диагностика.
Датчик может выдавать неверную информацию. Чтобы это проверить, нужно сопоставить температуры с панели, и данные, которые показывает датчик. Если данные отличаются, есть смысл снять прибор и проверить его в домашних условиях.
С мультиметром
Перед тем, как выявлять неисправность ДТОЖ, стоит проверить проводку в машине. Поскольку устройство нуждается в постоянном питании 5 В, нужно отсоединить его от проводов, завести мотор и подключить к проводам мультиметр, чтобы узнать подающееся на датчик напряжение.
Проверка датчика мультиметром
Значение сопротивления зависит от температуры тосола. Приведем справочные данные. Они не претендуют на стопроцентную точность для каждого автомобиля, но дают возможность определить среднее значение и сделать выводы. Таблица:
Температура жидкости, °C | Сопротивление ДТОЖ, Ом |
9420 | |
+5 | 7280 |
+10 | 5670 |
+15 | 4450 |
+20 | 3520 |
+25 | 2795 |
+30 | 2238 |
+35 | 1800 |
+40 | 1458 |
+45 | 1182 |
+50 | 972 |
+60 | 668 |
+70 | 458 |
+80 | 332 |
+90 | 240 |
+100 | 176 |
Следует прозвонить сам датчик на предмет обрыва цепи. Чтобы измерить сопротивление прибора, нужно перевести мультиметр в соответствующий режим. Затем измерить показания на выводах датчика. Температура на приборной панели совпадает со значением сопротивления? Значит все в порядке.
Диагностический прибор
Когда на «приборке» загорается лампа Check Engine, это явный сигнал о необходимости провести диагностику ДТОЖ. Наиболее эффективный и быстрый способ проверки — воспользоваться профессиональным ODB2 сканером. Однако можно применить и бюджетную модель Scan Tool Pro Black Edition.
Сканер ODB2
На дисплее сканера, подключенного к диагностическому разъему ODB2, появится значение температуры антифриза. Также диагностический прибор покажет, какие данные выдает ДТОЖ. Если они соответствуют реальным значениям, значит датчик работает нормально.
Проверка термодатчика
Термодатчик – это прибор, который используется для измерения температуры. Он может быть установлен в различных устройствах, например, в духовке, холодильнике или кондиционере. Как правильно проверить термодатчик мультиметром?
Первым шагом необходимо убедиться в том, что термодатчик подключен к питанию и к цепи измерения температуры. После этого нужно установить мультиметр на режим измерения сопротивления. Если сопротивление не соответствует стандарту, то термодатчик неисправен.
Для проверки термодатчика также можно использовать льдяную воду для создания низкой температуры и кипящую воду для высокой температуры. После того, как термодатчик находится в воде, нужно установить мультиметр на режим измерения температуры и проверить отображаемое значение. Если значение не соответствует ожидаемому, то термодатчик неисправен.
Важно помнить, что проверка термодатчика мультиметром должна проводиться только специалистами или людьми, имеющими соответствующие знания. Неправильно проведенная проверка может привести к повреждению прибора или даже к опасным последствиям
Как проверить датчик температуры в стиральной машине?
Обычно при простых режимах стирки требуется нагрев до 30°C. В некоторых случаях неисправности приводят к тому, что датчик не посылает сигнал о прекращении работы ТЭНа, поэтому машина продолжает нагревать воду до максимально возможной температуры. В таких случаях нужен ремонт, потому что это может испортить бельё или привести к большим затратам электроэнергии.
Неисправность может заключаться не только в термодатчике, но и в специальном программаторе, отвечающем за автоматическое управление. Особенности проверки зависят от конкретной разновидности.
Неисправности биметаллических датчиков обычно связаны с механическими повреждениями или износом, в результате чего электроцепь не размыкается. В результате этого вода доводиться до критической температуры кипения. Для проверки состояния нужно проделать следующее:
- частично разобрать корпус стиральной машины;
- снять клеммы проводов с термодатчика;
- использовать мультиметр на контактах при выборе различных режимов.
Сопротивление должно быть одно и то же, но при неисправностях оно будет отличаться при различных условиях.
Газонаполненный термостат крупнее биметаллического и включает медную капиллярную трубку. Обычно неисправность связана с повреждениями этой трубки с фреоном. Если газ улетучивается, то температура определяется некорректно. Для проверки проводятся следующие процедуры:
- частично разобрать корпус машинки, чтобы добраться до датчика;
- использовать мультиметр для замера сопротивления между клеммами;
- послушать, есть ли характерный щелчок при размыкании контактов при прекращении нагрева ТЭНа.
Термодатчики стиральной машинки обычно располагаются снизу бака
Необходимо проявить осторожность, чтобы не повредить медную трубку во время ремонта
Современные модели стиральной машины оснащаются электронными термисторами. Они замеряют сопротивление с помощью полупроводников. От сопротивления зависит конкретная температура воды внутри бака. В дополнении к этому имеется специальный контроллер, отвечающий за работу ТЭНа. Такие разновидности считаются наиболее эффективными, но ремонт в этом случае оказывается сложнее. Обычно спасти может только замена термодатчика.
Такие датчики представляют собой пластиковые или металлические стержни, которые крепятся непосредственно к блоку ТЭНа. Их рабочая часть погружается в воду для определения температуры.
Измерение температуры
Измерение температуры является важным параметром при работе с электроникой, бытовыми приборами и другой техникой. Термодатчики – измерительные приборы для определения температуры, которые могут работать в широком диапазоне температур.
Существует несколько способов измерения температуры, включая контактные и бесконтактные измерения. Контактные измерения осуществляются с помощью термодатчиков, которые вставляются в объект, чтобы измерить его температуру.
Для измерения температуры с помощью термодатчиков можно использовать мультиметр, который предоставляет дополнительные возможности, такие как регистрация минимальной и максимальной температуры, а также смена единиц измерения температуры.
- Перед началом измерений необходимо подготовить термодатчик и мультиметр.
- Установите мультиметр в режим термометра.
- Вставьте термодатчик в объект для измерения температуры.
- После того, как температура стабилизируется, считайте показания мультиметра.
Ошибка может возникнуть в результате плохого контакта между термодатчиком и объектом, поэтому необходимо убедиться, что термодатчик правильно размещен в объекте, и что контакты между термодатчиком и мультиметром достаточно крепко закреплены.
Тип термодатчика | Диапазон измерения | Точность измерения |
---|---|---|
Термопарный термодатчик | До +1800 °C | ± 0,75% от показаний |
Сопротивление Platinum (RTD) | От -200 °C до +850 °C | ± 0,03% от показаний |
Термодатчик на основе терморезистора (PTC или NTC) | От -100 °C до +260 °C | ± 0,5% от показаний |
Различные типы термодатчиков могут использоваться для измерения температуры в зависимости от конкретных требований. Каждый тип термодатчика имеет свой диапазон измерения температуры и точность измерения.
Тестирование датчика IAT
Устройство представляет собой термистор, который изменяет электрическое сопротивление при изменении температуры. Вы можете воспользоваться омметром. Но сначала найдите где располагается неисправный элемент в конкретном автомобиле. Если индикатор температуры всасываемого воздуха в вашем автомобиле является частью MAF или MAP, вам может потребоваться проверить его сопротивление или напряжение. Также обратитесь к руководству по ремонту вашего автомобиля, чтобы определить элементы питания.
Имейте в виду, что ваш индикатор температуры всасываемого воздуха будет увеличивать ( PTC ) или уменьшать ( NTC ) сопротивление при повышении температуры, в зависимости от его типа. При необходимости обратитесь к руководству по ремонту вашего автомобиля, чтобы проверить ваше конкретное применение. Следующие тесты предполагают, что у вас есть датчик типа NTC.
Вы можете использовать следующие два теста, если ваши датчики IAT являются неотъемлемой частью датчика MAF или MAP; но они также могут работать с независимо установленными устройствами. Перед тем, как приступить к следующему тесту, убедитесь, что ваш двигатель остыл.
А) Проверка сопротивления
Отсоедините электрический разъем.
Установите цифровой мультиметр на значение более 50 кОм по шкале Ом или на автоматический выбор диапазона.
При выключенном двигателе измерьте сопротивление на выводах.
При температуре около 68 F (20 C) вы должны получить около 37 кОм.
При температуре около 86 F (30 C) вы должны получить около 24 кОм.
Подключите электрический разъем.
Запустите двигатель и дайте ему поработать на холостом ходу примерно 20 минут или пока не включится охлаждающий вентилятор, чтобы двигатель прогрелся до рабочей температуры.
Заглушите двигатель.
Отсоедините электрический разъем индикатора температуры всасываемого воздуха.
При выключенном двигателе снова измерьте сопротивление на выводах.
При температуре около 194 F (90 C) вы должны получить сопротивление около 2,8 кОм.
При температуре около 212 F (100 C) вы должны получить около 2 кОм.
Для чего применяются различные схемы подключения датчиков температуры сопротивления?
Дело в том, что измеряемым параметром при применении таких датчиков является сопротивление датчика, однако провода имеют собственное сопротивление и внсят тем самым определенную погрешность.
Например, если датчик температуры Pt100 при нуле градусов цельсия (сопротивление 100 Ом) подключен по двух проводной схеме медным проводом сечением 0,12 мм2, длина соединительного кабеля 3 м, то два провода в сумме дадут сопротивление около 0,5 Ом в результате набегает погрешность — датчик дает суммарное сопротивление 100,5 Ом, что соответствует температуре примерно 101,2 градуса.
Эту погрешность можно скорректировать прибором (если прибор это позволяет), введя корректировку на 1,2 градуса. Однако такая корректировка не может полностью компенсировать сопротивление проводов датчика. Это связано с тем, что медные провода являются сами по себе термосопротивлениями, т.е. сопротивление проводов так же меняется от темепратуры. Причем в случае например с нагреваемой камерой часть проводов, которая находится вместе с датчиком нагревается и меняет сопротивление, а часть за пределами камеры меняется с изменением температуры в комнате.
В случае рассмотреном выше при сопротивлении проводов 0,5 ома при нагреве на каждые 250 градусов сопротивление проводов может измениться практически вдвое. Дав дополнительно 1,2 градуса цельсия погрешность.
Для исключения влияния сопротивления проводов применяют трехпроводную схему подключения датчика температуры. При такой схеме подключения прибор измеряет суммарное сопротивление датчика с проводами и сопротивление двух проводов (или одного провода и умножает его на 2) и вычитает сопротивление проводов из суммарного, выделяя тем самым чистое сопротивление датчика. Такая схема подключения позволяет получать достаточно высокую точность при значительных влияниях сопротивлений проводов на тчоность измерения. Однако данная схема не учитывает, что провода ввиду погрешностей изготовления могут обладать разным сопротивлением (в следствии неоднородности материала, изменения сечения по длине и пр.) такие погрешности вводят меньшие отклонения в отображаемой температуре чем при двух проводной схеме, однако при больших длинах проводов могут быть существенны. В таких случаях может потребоваться применение четырех проводной схемы подключения, в которой прибор измеряет непосредственно сопротивление датчика без учета соединительных проводов.
В каких случаях можно применять двух проводную схему подключения:
1. Диапазон измерения не большой (например 0…40 градусов) и требуется невысокая точность (например 1 градус)
2. Соединительные провода имеют большое сечение и длина их не велика, т.е сопротивление проводов мало по сравнению с сопротивлением датчика и не вносит существенной погрешности. Например суммарное сопротивление 2 проводов 0,1 ом, а сопротивление датчика меняется на 0,5 Ома на градус, требуемая точнось 0,5 градуса, таким образом сопротивление проводов вносит погрешность меньше, чем допустимая погрешность.
Трехпроводная схема подключения датчиков температуры сопротивления:
Наиболее распространненная схема подключения, применяемая для измерений на удалении датчика от 3 до 100 м, позволяющая в диапазоне до 300 градусов иметь погрешность порядка 0,5 %, т.е. 0,5 С на 100 С.
Четырех проводная схема подключения:
Применяется как правило для прецизионных измерений с точностью 0,1 С и выше.
Проверка снятого ДТОЖ
Для более точной проверки рекомендуется демонтировать устройство с автомобиля. Для этого необходимо дать остыть мотору, а после слить охлаждающую жидкость из системы.
Для снятия потребуется только ключ на «19» (20, 21, 22), с помощью которого можно выкрутить датчик и снять его вместе с кольцом.
На этом же этапе стоит оценить состояние самого устройства, его резьбы, провести чистку и смазать ее.
Эти же операции можно сделать и по отношению к самому датчику. После завершения демонтажа можно переходить непосредственно к работе.
Проверка с термометром
После демонтажа можно сделать проверку с помощью термометра. Такой вариант дает наиболее точные сведения, поэтому рекомендуется для большинства случаев.
Алгоритм действий такой:
- Подготовьте сосуд и налейте в него воду.
- Используйте кипятильник для нагрева воды.
- Подготовьте мультиметр для измерений.
- Опустите чувствительный элемент датчика в жидкость.
- Обеспечьте возможность подключения мультиметра к контактам.
- Установите в воду термометр для контроля температуры. Лучше использовать электронный вариант, обеспечивающий более максимальную точность.
- Подогревайте воду и делайте измерения для разных температур, к примеру, от +5 градусов Цельсия и выше с шагом в «5».
- Заполните таблицу, в которой будут параметры сопротивления по отношению к устанавливаемой температуре.
- Сверьте со сведениями, которые приводятся в мануале к автомобилю.
Конечно, в процессе измерения могут иметь место неточности. Погрешность зависит от нескольких факторов: условий работы и особенностей определенного ДТОЖ. В частности, даже в устройствах одной модели параметр сопротивления может отличаться.
Без термометра
При желании можно сделать проверки без применения измерителя температуры воды.
В данном способе можно действовать по рассмотренному выше принципу, но с небольшими ограничениями.
Общий алгоритм такой:
- Закипятите воду.
- Установите в нее чувствительный элемент ДТОЖ.
- Замерьте сопротивление на выводах.
При температуре около 100 градусов Цельсия сопротивление должно быть около 177 Ом. Но здесь нужно учитывать возможные погрешности.
В частности, на момент проведения измерений температура может измениться в меньшую сторону.
Минус метода в том, что проверка выполняется только при одной температурной точке.
Проверка исправности ДТОЖ
Датчик температуры антифриза проверяется двумя основными способами: не снимая с автомобиля либо демонтируя с его посадочного места. Второй метод также разделен на два варианта диагностирования: с применением термометра и без него.
Если датчик не прикипел к резьбе, то его довольно просто снять рожковым ключом подходящим по размеру
Важно перед откручиванием отсоединить разъем контактов. Следующим шагом нужно проверить приходит ли питание от ЭБУ на датчик
Сделать это довольно просто имея универсальный тестер (мультиметр):
- отсоедините разъем от датчика;
- переведите режим измерения мультиметра на «20 В постоянное напряжение»;
- присоедините щупы к контактам клемм приходящим от ЭБУ.
Если мультиметра у вас под рукой нет исправность ЭБУ и проводки до него можно проверить просто сняв разъем с датчик температуры охлаждающей жидкости во время работы двигателя, автоматически включится вентилятор радиатора. Это произойдет потому что блок управления увидит разрыв цепи и перейдет в аварийный режим. Если этого не произошло то либо неисправен ЭБУ либо вентилятор охлаждения.
Проверка не снимая с автомобиля
Самый удобный способ, ведь не нужно проводить демонтаж с последующим монтажом. Проверка выполняется при помощи тестера, путем замера показаний на контактах датчика.
Чтобы обеспечить доступ к контактам, потребуется отсоединить клеммник от датчика. При выполнении работ на горячем двигателе будьте осторожны, ведь можно не только обжечься самому, но и оплавить корпус или щупы мультиметра.
Затем тестер переводится в положение измерения сопротивления и присоединяется к выходным контактам датчика. Стоит заметить, что у холодного двигателя значение показаний будет высоким, у горячего – значительно ниже.
Для общего понимания какие значения выдает датчик при разных температурах, как пример, ниже приведены данные для ВАЗ-2110. Показания других легковых машин сильно отличаться не будут.
Показания датчика в зависимости от изменения температуры
Температура жидкости, °С | Сопротивление проводника, Ом | Температура жидкости, °С | Сопротивление проводника, Ом |
5 | 7 280 | 45 | 1 188 |
10 | 5 670 | 50 | 973 |
15 | 4 450 | 60 | 667 |
20 | 3 520 | 70 | 467 |
25 | 2 796 | 80 | 332 |
30 | 2 238 | 90 | 241 |
40 | 1 459 | 100 | 177 |
Стоит отметить, что датчик ломается крайне редко, чаще встречаются ситуации, когда он выдает неверную информацию. Поэтому следует сравнить показания температуры на приборной панели с данными полученными от датчик температуры охлаждающей жидкости в соответствии с таблицей. Если данные отличаются тогда есть смысл снимать датчик и проводить его дальнейшую диагностику.
Проверка ДТОЖ с термометром
Для такой диагностики, необходимо снять датчик с его посадочного места. Как упоминалось выше, сделать это можно при помощи соответствующего гаечного ключа. Заодно можно почистить сам датчик, с резьбы на патрубке удалить налет и смазать ее, осмотреть контакты на наличие окислений и при необходимости удалить.
Затем набрать воду в электрочайник или в другую емкость, но в таком случае придется воспользоваться кипятильником. Помимо этого для измерения нужно взять мультиметр и перевести его переключатель в положение измерения сопротивления проводника.
Головка датчика опускается в воду, а к его контактам присоединяются щупы тестера. Также в емкость с датчиком помещается и термометр, для удобства измерений желательно электронный, но можно и ртутный.
Затем постепенно повышая температуру жидкости сравнивать показания датчика и электронного термометра в соответствии с таблицей. Для большей точности фиксировать показания лучше через каждые 5 градусов. В итоге Вы получите данные которые можно занести в таблицу. Их впоследствии можно сравнить с информацией предоставленной в технической документации к конкретной модели авто. На крайний случай можно сравнить с таблицей приведенной выше.
При проведении проверки допускаются небольшие отклонения от значений. Небольшие погрешности могут зависеть от разных условий и от самого датчика. Часто даже у датчиков температуры охлаждающей жидкости одной модели есть незначительные различия в показаниях при одинаковых условиях измерения.
Проверка без термометра
Такой метод не сильно отличается от предыдущего, только здесь не применяется термометр и показания снимаются одни раз.
Для проверки датчика его следует погрузить в емкость с водой и довести ее до кипения. Затем присоединить к выходным контактам щупы мультиметра и посмотреть, что он покажет.
Если ДТОЖ полностью исправен, то его сопротивление должно быть 177 Ом. Однако следует учитывать погрешности. К тому же щупы мультиметра тоже имеют свое сопротивление, да и температура воды может быть чуть ниже 100 градусов, а соответственно и сопротивление будет чуть больше.
Основные датчики температуры в стиральной машине
Автоматическая машинка может оснащаться различными видами датчиков, осуществляющих контроль. Обычно выделяют несколько разновидностей:
- термисторы;
- биметаллические;
- газонаполненные.
Как нетрудно догадаться, они отличаются конструктивными особенностями и принципами работы. От этого может зависеть диагностика неисправностей и дальнейший ремонт. Но для начала нужно определить наличие поломки.
Обычно это сделать довольно сложно, потому что вода находится внутри и непонятно, какая там температура. Одним из признаков является наличие большое количества пара. Это означает, что внутри содержимое практически кипятится. Также можно выявить и обратный эффект – если вода сливается холодная, значит, машинка практически ничего не нагревает.
Устранение неисправностей бака стиральной машины своими руками
Шаг 1: Подготовка инструментов и материалов
Перед проверкой термодатчика мультиметром необходимо подготовить все нужные инструменты и материалы. Перечень необходимых предметов следующий:
- Мультиметр с функцией измерения сопротивления и напряжения
- Термодатчик, который необходимо проверить
- Термометр, для измерения температуры окружающей среды
- Лапка крокодильчиков, для удобства подключения к термодатчику
Важно убедиться, что все инструменты и материалы находятся в рабочем состоянии и не имеют повреждений. Также перед проверкой термодатчика необходимо проверить правильность подключения мультиметра
Для этого следует проверить, что мультиметр включен в соответствующий режим измерений и подключен к источнику питания
Также перед проверкой термодатчика необходимо проверить правильность подключения мультиметра. Для этого следует проверить, что мультиметр включен в соответствующий режим измерений и подключен к источнику питания.
После того, как все инструменты и материалы готовы к использованию и настроены на правильную работу, можно приступать к проверке термодатчика.
Получение результатов проверки термодатчика мультиметром
После того, как вы провели проверку термодатчика мультиметром, нужно оценить полученные результаты. Если мультиметр показывает сопротивление в пределах нормы, значит термодатчик работает исправно и можно приступать к его использованию.
Если же мультиметр показывает, что сопротивление термодатчика выходит за пределы нормы, то это говорит о том, что термодатчик вышел из строя и требует замены.
Если мультиметр не выдает никаких данных, то возможно, что есть проблемы с самим мультиметром. Тогда нужно провести проверку мультиметра, а затем повторно проверить термодатчик.
В любом случае, при получении результатов проверки термодатчика мультиметром нужно быть внимательным и оценивать их в соответствии с установленными нормами.
Тестируем термодатчик
Сначала стоит протестировать работоспособность элемента, и только потом покупать новую деталь. Подготовьте инструменты для разбора аппарата, а также мебели, если ваша модель не отдельно стоящая, а встроенная. Также для проверки нам понадобится мультиметр с термометром и таз для воды.
Нам нужно проверить терморезистор на изменение сопротивления во время понижения и повышения температуры. Подключите щупы измерителя к проверяемой детали и измерьте сопротивление в разных условиях. Если все в порядке, то значения обязаны быть следующими:
- примерно 6000 Ом в +20 градусах по Цельсию;
- около 1350 Ом в +50 градусах;
- наконец, 1200 Ом в +60 градусах.
Для точного теста важно сделать два замера сопротивления: один в комнатной температуре, то есть в +20-25 градусах по Цельсию, и один при нагреве воды до +50-60 градусов. Для второго теста поместите температурный датчик в таз с горячей водой и подождите около пяти минут, пока термистор будет достигать температуры жидкости в тазике
Если проверка покажет, что сопротивление снижается во время повышения температуры, то прибор в норме. Однако если сопротивления на датчике нет вовсе, то он перегорел. Такие детали являются надежным элементом, который редко требует замены, поэтому подобная поломка могла произойти из-за заводского брака, механического повреждения или же естественного износа во время продолжительной эксплуатации. В таком случае делать нечего – придется менять термистор.
Как проверить термодатчик мультиметром: инструкция
Шаг 1: Подготовьте инструменты
Перед началом проверки термодатчика мультиметром, вам необходимо подготовить следующие инструменты: мультиметр, проводники, термодатчик и паяльник со станиной.
Шаг 2: Проверьте проводники
Прежде чем проверять термодатчик мультиметром, убедитесь, что ваши проводники в исправном состоянии. В случае необходимости замените их.
Шаг 3: Проверьте термодатчик на обрыв цепи
Для проверки термодатчика мультиметром на обрыв цепи, подключите проводники к термодатчику и мультиметру. Установите мультиметр в режим проверки на обрыв цепи и проверьте, есть ли в цепи обрыв.
- Если мультиметр показывает бесконечное сопротивление, то цепь оборвана и термодатчик исправный.
- Если мультиметр показывает нулевое сопротивление, то цепь не оборвана и термодатчик неисправен.
Шаг 4: Проверьте термодатчик на замыкание цепи
Для проверки термодатчика мультиметром на замыкание цепи, подключите проводники к термодатчику и мультиметру. Установите мультиметр в режим проверки на замыкание цепи и проверьте, есть ли в цепи замыкание.
- Если мультиметр показывает бесконечное сопротивление, то цепь не замкнута и термодатчик исправный.
- Если мультиметр показывает нулевое сопротивление, то цепь замкнута и термодатчик неисправен.
Шаг 5: Проверьте термодатчик на короткое замыкание
Для проверки термодатчика мультиметром на короткое замыкание, подключите проводники к термодатчику и мультиметру. Установите мультиметр в режим проверки на короткое замыкание и проверьте, есть ли в цепи короткое замыкание.
- Если мультиметр показывает бесконечное сопротивление, то короткого замыкания нет и термодатчик работает исправно.
- Если мультиметр показывает нулевое сопротивление, то есть короткое замыкание и термодатчик неисправен.
После тщательной проверки термодатчика мультиметром и убедившись в его исправности, вы можете продолжить работу с ним без проблем.
Неисправности ДТОЖ и их признаки
Принято считать, что ДТОЖ достаточно надёжен из-за своей нехитрой конструкции. Однако рано или поздно практически каждый агрегат автомобиля подвергается износу. В случает с ДТОЖ имеет место быть нарушение градуировки. Такое нарушение приводит к незапланированному изменению сопротивления и некорректной работе ЭБУ.
Самым явным признаком выхода из строя ДТОЖ является отсутствие включения в работу вентилятора во время того, как температура повышается выше установленных значений.
Этот показатель не считается достоверным, если в автомобиле присутствуют одновременно основной и дополнительный датчики. В этом случае на неисправность точнее укажет окисление проводки или выход из строя дополнительного датчика. Основные признаки неисправности ДТОЖ следующие:
- падение оборотов двигателя или самопроизвольная его остановка на холостом ходу;
- более длительное время прогрева автомобиля;
- учащённый выход двигателя за рамки оптимального температурного режима во время работы;
- увеличенный расход топлива;
- снижение контроля над автомобилем у водителя;
- дым из выхлопной трубы приобретает чёрный оттенок;
- нарушение стабильности работы двигателя.
Кроме этого иногда возможны детонационные постукивания в двигателе. На некоторых старых моделях автомобилей есть специальный контроллер. Когда стрелка этого контроллера выходит за пределы критической зоны, автомобиль необходимо немедленно остановить. В этом случае порой тоже имеет место неисправность ДТОЖ. А в более современных моделях о перегреве двигателя водителей уведомляет бортовой компьютер. Но такое сообщение не всегда указывает на неисправность именно датчика. Часто это происходит из-за обрыва проводки и её окисления.
Подробно рассмотрим принцип работы и разновидности контроллеров.
Магнитные
Такие контроллеры состоят из катушек, расположенных по сторонам стального якоря. К последнему подсоединена стрелка контроллера, расположенного на щитке приборов в салоне. Первая катушка подключается к бортовой сети автомобиля, а вторая — к кабелю с меняющимся сопротивлением. Этот параметр изменяется в соответствии с температурными значениями в двигателе. Напряжение, проходя через катушки, создает магнитное поле, которое управляет якорем. Параметр смещения элемента определяется разницей полей, зависящей от значения тока.
Пользователь Иримия Евгений на своем видео показал, как нестабильно работает ДТОЖ.
Биметаллические
Принцип действия биметаллических контроллеров основан на расширении элементов в ходе нагрева. Устройство оборудовано стержнем, который меняет размер в ходе увеличения температурного режима ДВС. Полосы в катушке осуществляют вращение стрелки на контрольном щитке в салоне авто в соответствии с величиной тока.
В современных датчиках температуры антифриза могут использоваться два типа сенсоров:
- полупроводниковые;
- биметаллические.
Вторые сегодня практически не используются. Полоса в таких контроллерах перемещается к катушке и открывает контакты, способствуя изменению величины тока, поступающего на приборную панель. А полупроводники применяются повсеместно. Блок управления подает сигнал на термистор устройства с отрицательным коэффициентом через резистивный элемент, обладающий постоянным сопротивлением. Когда температура увеличивается, сопротивление в этой схеме падает. Соответственно, снижается и уровень напряжения. Управляющий модуль определяет снижение этого параметра и определяет температуру расходного материала, выводя ее на контрольный щиток с индикатором.
Капиллярные
Считается самым старым и неактуальным для применения сегодня типом датчика. Стрелка на устройстве напрямую связана с девайсом. Контроллер выполнен в корпусе в виде емкости с расходным материалом, обладающей пониженной температурой кипения. Резервуар соединяется со стрелкой, а также стальной трубкой. При прогреве силового агрегата хладагент в емкости начинает кипеть и испаряться, в результате чего повышается давление в колбе. Этот параметр поступает на указатель, где расположена трубка Бурдона. Этот элемент начинает распрямляться в результате воздействия давления и перемещает стрелку на контрольном щитке.
Этот тип контроллеров почти не используется по нескольким причинам:
- сам измерительный элемент пролегает через весь моторный отсек, с одной стороны соединяясь с трубкой, а с другой — с контрольным щитком;
- капиллярная трубка довольно тонкая, в ходе эксплуатации она быстро повреждается.