За «ослепление» встречных водителей могут оштрафовать
Содержание
- 1 Какой свет правильно использовать при плохой видимости на дороге
- 2 Включение автомобильных фар согласно ПДД
- 3 Какой свет использовать в условиях недостаточной видимости (в тумане)?
- 4 Комментарий к Разделу 19 Правил дорожного движения РФ
- 5 Правила пользования внешними световыми приборами ночью
- 6 Правила, указанные в пунктах 3-5 ст.19
- 7 Какие приборы используются ночью
- 8 Что нужно помнить из ПДД о применении различных режимов световых приборов. Пункты 1 и 2 ст.19
- 9 Что делать при ослеплении дальним светом
- 10 Использование габаритов
- 11 Как наказать невежливого водителя
- 12 Где и как включаются фары
- 13 Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами
- 14 Можно ли получить штраф за неправильное использование внешних световых приборов?
- 15 Нюансы использования ПТФ
- 16 Как поступить при угрозе ослепления дальним светом
- 17 Что делать при ослеплении дальним светом
- 18 Как обжаловать штраф за дальний?
Какой свет правильно использовать при плохой видимости на дороге
Для тех, кто ежедневно путешествует на автомобиле, наиболее частыми источниками неприятностей являются: утренний туман, сильный снегопад, сильный дождь и сумерки. Для повышения безопасности вождения вы можете управлять фарами как в режиме дальнего, так и ближнего света. Здесь отметим, что плохая видимость из-за погоды и ночное время — это разные условия, согласно ПДД. Поэтому необходимо использовать дальний свет ночью и в условиях плохой видимости в соответствии с установленными правилами.
Условия с плохой видимостью — это условия, при которых обзор водителя вперед ограничен менее чем 300 м. Если в такой ситуации вы решите остановиться, то можете включить габариты вместе с противотуманными фарами или ближним светом. Или включите противотуманные фары в сочетании с дальним или ближним светом плюс задние противотуманные фонари.
Поэтому использование противотуманных фар без ближнего или дальнего света, включая включенные ДХО, будет правонарушением.
Включение автомобильных фар согласно ПДД
Автомобилистов справедливо интересует, когда и какие из фар, в том числе ближнего и дальнего света, требуется или не требуется включать, исходя из действующих ПДД.
Здесь многое зависит от времени суток, хотя люди часто спрашивают, как правильно это сделать в городе и за его пределами.
Начнем с городских условий. Если посмотреть пункт 19 действующих Правил вождения по дорогам общего пользования, то существенных различий между использованием оптики в городе и за городом нет. На основании этого можно решить, когда и какие фары должен включать водитель, не нарушая ПДД.
Как действовать днём
Еще до февраля 2010 года правила существенно отличались от сегодняшних. Сейчас эти правила не действуют. Но тогда водители были обязаны использовать ближний свет при движении за пределами поселков и в городе, но только при определенных условиях. Эти особые условия включали перевозку детей большими группами, движение машин колоннами и т д. Но потом правила изменились. Последняя редакция — это изменение от мая 2018 года.
Действующие законы гласят, что ближний свет или дневные ходовые огни должны быть включены в течение дня на всех транспортных средствах. И независимо от местонахождения. Это правило действует как внутри города, так и за его пределами.
Хотя важно добавить нюанс. Водители пошли на небольшие уступки
Если автомобиль движется в черте города или за его пределами, включить противотуманные фары можно без обязательного параллельного включения ближнего света.
Есть несколько ситуаций, когда нельзя использовать только ПТФ (противотуманные фары) как единственный осветительный прибор. Обязательно включите ближний свет дополнительно, если:
- недостаточная видимость на дороге;
- машина въезжает в туннель;
- движение осуществляется в вечернее время;
- машина движется ночью.
Правила достаточно прозрачны и в их соблюдении нет ничего сложного.
Как действовать ночью
Ночь или просто темное время суток предъявляют дополнительные требования к водителям транспортных средств. Они следят за тем, чтобы в нынешних условиях недостаточной видимости, в тоннелях и только в вечернее и ночное время в городе и за его пределами все водители обязаны использовать один из 2-х осветительных приборов. Это относится к ближним или дальним автомобильным фарам.
Водитель сам решает, какие фары в зависимости от ситуации включать. Дальний свет в основном дает вам высокий уровень видимости, когда дорога плохо освещена или освещение отсутствует вовсе. Незаменима эта оптика и при преодолении неосвещенных участков на трассе.
Поначалу может показаться, что у водителей есть свободный выбор. Но это не так. Во многом использование ближнего или дальнего света зависит от текущей дорожной ситуации.
Есть правила, которые требуют от водителя строго перейти на работу с оптикой крупного плана. Это следует сделать, если:
- автомобиль движется в черте города по освещенной площадке;
- автомобиль на встречной полосе приблизился на расстояние примерно 150 метров;
- встречная машина находится дальше, но сигнализирует о том, что вы ее ослепляете;
- возможно ослепление встречных и попутных транспортных средств.
В любой другой ситуации водитель может по своему усмотрению переключаться между дальним и ближним светом. Других ограничений нет.
Движение за чертой города
Здесь в основном говорят о том, когда водитель может включить дальний свет фар автомобиля. Объясняется это тем, что особых требований и существенных различий в правилах использования светотехники в городе и за его пределами нет.
А так как правила практически идентичны, то при выезде из города можно следовать тем же рекомендациям, что и при путешествии внутри деревни.
Но есть одна отличительная черта. И это касается только дальнего света оптики на всех автомобилях. В правилах четко указано, что вне населенных пунктов водители имеют законное право использовать его, даже если на дороге есть освещение. При движении в черте населенных пунктов в таких ситуациях переключают на ближний свет.
Какой свет использовать в условиях недостаточной видимости (в тумане)?
Условия с плохой видимостью тоже прописаны в правилах, поэтому двусмысленности здесь нет. К таким условиям относится видимость водителя менее 300 метров в тумане, сумерках, дожде, снегу и т.п. Как правило, если видимость дороги меньше прибл. 300 метров, единственное время ночь, это плохая видимость.
В условиях плохой видимости необходимо включать:
- ближний или дальний свет в движении (см выше в описании освещения в темное время суток, при каких условиях нельзя использовать дальний свет);
- габаритные огни при остановке и стоянке — ближний свет, противотуманные фары или задние противотуманные фонари вместе с габаритными огнями также могут включаться в условиях плохой видимости (в отличие от темного времени суток).
- противотуманные фары — только в связке с ближним или дальним светом (и на дорогах при любом освещении, в отличие от ночного).
- задние противотуманные фары (это единственное условие, при котором их можно использовать).
В условиях плохой видимости не используйте:
- противотуманные фары без ближнего или дальнего света;
- дневные ходовые огни.
Какой свет использовать в тоннеле?
Правила дорожного движения регламентируют обязательное включение фар в тоннелях (пункт 19.1). Правило здесь простое: условия использования тех или иных осветительных приборов такие же, как и в темное время суток.
Комментарий к Разделу 19 Правил дорожного движения РФ
19.1.
К внешним световым приборам автомобилей относятся габаритные огни, фары ближнего и дальнего света, противотуманные фары, дневные ходовые огни, указатели поворота, сигналы торможения, фонари заднего хода, задние противотуманные фонари, световозвращатели, лампы освещения номерного знака.
19.2.
Дальний свет может ослепить не только водителя, движущегося навстречу, но и едущего в попутном направлении, так как отраженный свет в зеркалах заднего вида помешает нормально видеть дорожную обстановку.
При ослеплении, следует остановиться не меняя полосы. Это нужно для того, чтобы не столкнуться со встречным транспортом, не наехать на препятствия, пешеходов, избежать съезда с дороги и т.д.
19.3.
Выбирая место для остановки или стоянки, следует учитывать указания раздела 12 ПДД Остановка и стоянка.
19.4.
Противотуманные фары за счет своего низкого расположения и широкого светового пучка могут освещать не только проезжую часть, но и ее кромку, что особенно важно в условиях плохой видимости. Рассеиватели фар могут быть желтыми и бесцветными.. 19.6
19.6.
Фары-прожекторы и фары-искатели имеют узконаправленный пучок света гораздо большей силы, чем у обычной фары. Это чревато ослеплением других участников движения. Самовольная установка фар-прожекторов и фар-искателей запрещена.
19.7.
По своим конструктивным особенностям задние противотуманные фонари имеют большую яркость, чем задние габаритные огни. Их нельзя применять вместо стоп-сигналов, так как они могут вызвать ослепление водителей, которые движутся сзади в попутном направлении.
19.8.
Опознавательный знак «Автопоезд» представляет собой три фонаря оранжевого цвета, расположенные на крыше кабины с промежутком между ними 15-30см. Он подсказывает, что по дороге движется или остановилось ТС большой длины. Необходимо учитывать его длину и быть осторожным при обгоне, объезде и встречном разъезде.
19.10.
В населенных пунктах для снижения общего шума и чтобы не дезориентировать других участников движения звуковой сигнал можно подавать только для предотвращения ДТП. Водители оперативных и специальных служб могут пользоваться специальным звуковым сигналом при выполнении неотложных заданий.
19.11.
Предупреждение об обгоне миганием светом фар используется, если водитель обгоняемого ТС по каким-то причинам не слышит звуковой сигнал. В любом случае, начинать обгон следует тогда, когда водитель обгоняемого ТС поймет, что его собираются обогнать.
Правила пользования внешними световыми приборами ночью
Ночью, или темным временем суток, в правилах называется промежуток времени между окончанием вечерних и началом утренних сумерек. В таких условиях обязательно включать передние и габаритные огни.
Выбор ближнего или дальнего света в данном случае зависит от следующих нюансов:
Если вы едете по освещенной дороге в населенном пункте, вы не можете использовать дальний свет, только ближний.
При приближении к транспортному средству, движущемуся по встречной полосе, дальний свет следует переключать на ближний не менее чем за 150 метров — так вы не ослепите другого водителя. Еще лучше сделать пересадку на 200-250 метров.
Если встречный автомобиль сигнализирует включением или миганием фар на большем расстоянии, выключите дальний свет. В таких ситуациях у вас, скорее всего, плохо отрегулированы фары, и они не столько освещают дорогу, сколько светят в глаза водителям на встречных полосах».
Вы также должны включать свет в других ситуациях, когда есть риск ослепить других водителей, как встречных, так и попутных водителей.
Что делать, если вы ослепли? Самое главное не перестраиваться, иначе есть риск попасть в аварию, наехать на пешехода или упасть в кювет. Правила предписывают в такой ситуации включать сигнализацию, постепенно снижать скорость и при необходимости останавливаться.
Вынужденная остановка ночью — обязательно включите габаритные огни и при желании дополните их ближним светом и противотуманками.
Правила, указанные в пунктах 3-5 ст.19
При стоянке или остановке, в соответствии с пунктом 3, в ночное время, при движении по плохо освещенной трассе или в ситуации, когда видимость падает до 300 м, просто необходимо использовать габаритные огни красного цвета. В последнем случае разрешается следить за работой габаритных огней ближнего света и противотуманных фар спереди или сзади.
Более точные правила относительно противотуманных фар обсуждаются в разделе 4 действующих правил. Если вы оказались в ситуации, когда из-за погодных условий видимость значительно ухудшилась, включите противотуманные фары, а вместе с ними и ближний или дальний свет. Это касается и движения по неосвещенным дорогам в темное время суток.
Согласно пункту 5, днем, где бы вы ни ели, по городу или на трассе, при хорошей видимости всегда должны быть включены ДХО или фары в режиме ближнего света.
Какие приборы используются ночью
Конечно, правильнее было бы сказать «в темное время суток», что даже имеет определение в ПДД. Без сильного уточнения в формулировках – это просто время, когда темно, в сумраке утра или вечером и ночью.
Фары здесь используются в режиме дальнего и ближнего света. Если у вас ночная стоянка (или если вы едете с прицепом, или на буксире), то вам нужно перейти к габаритам. Противотуманные фары в этом случае не должны работать отдельно, они сопровождаются дальним или ближним светом.
Если у вас есть налобный фонарь, не используйте его, если вы едете по населенным пунктам или видите приближающееся транспортное средство. Это нарушение правил дорожного движения.
Правила устанавливают порядок, позволяющий обеспечить безопасность всех участников дорожного движения. Поэтому запрещается ослеплять встречных водителей дальним светом, если автомобили приблизились более чем на 150 м. Кроме того, встречный водитель может попросить вас изменить режим освещения. Обычно для этого «мигают» фары.
При передвижении по территории хорошо освещенного населенного пункта также не используют дальний свет. И, как и в ситуации с дневным режимом, запрещено использовать противотуманные фары на освещенной дороге без сопровождения ближним или дальним светом. ДХО ночью тоже не включается.
Все вышеперечисленные требования относятся к движению в туннелях днем и ночью.
Что нужно помнить из ПДД о применении различных режимов световых приборов. Пункты 1 и 2 ст.19
Все нормы и правила регламентированы в статье №19, которая в полной мере помогает водителю ответить на вопросы, касающиеся режимов работы светотехнических приборов автомобиля в разных условиях и ситуациях.
Помните, что в туннеле действуют все те же правила, что и в темное время суток. Как только вы войдете в него, включите фары. Если вы ездите на велосипеде или вам посчастливилось испытать опыт езды на конной повозке, подарите своему транспортному средству фонарь. Но не забывайте о размерах, если вы:
- Вы водитель автомобиля
- Вождение с прицепом
В силу ПДД и простого уважительного отношения к другим участникам дорожного движения включать ближний свет по требованию водителя встречного автомобиля или без такового. Ослепление едущего навстречу водителя может привести к достаточно серьезным последствиям не только для него, но и для вас. Также не ослепляйте попутчиков впереди себя, так как фары отражаются в зеркале обзора и также нарушают безопасность дорожного движения
Если вы об этом не задумывались, обратите внимание, включилась ли аварийка впереди автомобиля
Что делать при ослеплении дальним светом
Человеческий глаз неспособен мгновенно переключатся от яркого света к полной темноте и наоборот. Для восстановления зрительных способностей потребуется не менее 10 секунд. Для машины, двигающейся по дороге со скоростью 80 километров в час – это длительный промежуток времени, за который может произойти серьезная авария.
Не всегда ослепление на дороге происходит специально, срабатывает обычная усталость, забывчивость и нерадивость. Также у водителя могут быть неправильно отрегулированы фары ближнего света. Взаимное уважение и культура поведения на дороге помогут избежать аварийных ситуаций.
Если на встречу движется автомобиль с включенными фонарями дальнего освещения и не собирается их переключать, попробуйте следующий метод: прикройте один глаз, а вторым внимательно наблюдайте за автотрассой. После того как машина «нарушителя» проехала мимо приоткройте глаз и зажмурьте ослепленный. Этот способ прекрасно работает и дает возможность спокойно продолжать дальнейшее движение по дороге.
Не обязательно, что человек за рулем специально не выключает дальний свет, он может просто забыть переключиться. Напомните ему, просто помигайте фарами, в большинстве случаев это срабатывает.
Но если встречная машина не прореагировала на вашу просьбу, следует снизить скорость движения или даже остановиться, прижавшись к обочине, оставив включенным ближний свет.
Бывает, что происходит ослепление при обгоне, когда первый водитель смотрит в зеркало заднего вида. «Ослепшему» водителю следует снизить скорость перемещения и уйти в сторону от обгоняющей машины иначе столкновения можно просто не избежать.
Для водителей, попавших под воздействие дальнего света фар, существуют конкретные правила дорожного движения: «Нужно снизить скорость, не меняя траекторию движения, при этом обязательно включение аварийной сигнализации».
Новичку на дороге сложно будет выполнить такие действия вслепую. Особенно если до предполагаемого поворота осталось несколько десятков метров и на ощупь в него войти невозможно. Вовремя включенная аварийная сигнализация, предупредит остальных водителей, и даже резкое снижение и прекращение движения спасет машину от столкновения. Конечно, если водитель успел запомнить участок дороги, то лучше свернуть на обочину и там прекратить движение, так как середина скоростного шоссе не лучшее место для восстановления зрительных способностей.
Использование габаритов
Кроме того, габаритные огни обязательны на всех автомобилях с завода. В отличие от ПТФ они присутствуют на всех машинах, а не являются дополнительными элементами в блоках освещения.
Размеры представляют собой специальные помещения с маломощными светильниками. Они расположены спереди и сзади. Основная функция – сигнализировать о том, что транспортное средство остановилось ночью или при слишком высокой видимости на дороге.
Можно с уверенностью сказать, что размеры рассчитаны на обеспечение безопасности. Их свечение позволяет другим водителям понять, что этот автомобиль остановился.
В ПДД есть особые правила, как и когда следует использовать эти элементы освещения автомобиля.
- Измерения включают, останавливается ли транспортное средство (менее 5 минут) или паркуется (более 5 минут) ночью, в тумане, в сумерках, во время сильного дождя или снега.
- При наличии на улице сильного тумана, снега или других неблагоприятных условий водитель может, но не обязан, кроме габаритных огней, включать другие осветительные приборы. Среди них ближний свет, задние и передние ПТФ.
- При нарушении водителем установленных требований ему грозит штраф, как и за аналогичные правонарушения, связанные с неправильным использованием световых приборов автомобиля.
С габаритами все намного проще. Водитель должен оценивать текущую дорожную ситуацию и понимать, насколько его транспортное средство будет заметно другим участникам дорожного движения в текущих обстоятельствах.
Как наказать невежливого водителя
Обидно, когда автомобилист сигналами фар просить встречную машину переключится на ближний свет, а та не реагирует. Водитель понимает, что его сейчас ослепят и желает отомстить. Неплохой способ вендетты – резкое включение дальнего света при приближении «нерадивого» водителя. Конечно, встречный автомобилист надолго запомнит этот «урок». Подобное действие может спровоцировать аварию. Особенно неприятно если столкновение произойдет с машиной «водителя-мстителя».
Наказание водителя не приведет ни к чему хорошему. Если человек просто забыл переключиться, моргните ему несколько раз своим дальним светом, если это не помогло, то никакая «наука» не сработает. Такой водитель беспокоиться только о своем комфорте, а на остальных участников движения ему просто наплевать. Поэтому в первую очередь побеспокойтесь о своей безопасности и примите все необходимые меры для избегания аварийной ситуации.
В темное время суток, передвигаясь по пустынным дорогам города и загородным трассам, многие водители включают дальний свет. Однако не все помнят, что при приближении другого транспортного средства, его обязательно нужно переключить на ближний – данный момент регламентируется правилами дорожного движения. Такое легкомыслие вполне может привести к возникновению на дороге аварийной ситуации — ослепление дальним светом дезориентирует водителя встречного автомобиля, сбивает его с толку, притупляет скорость реакций.
Где и как включаются фары
Что касается расположения органов управления фарами, то автопроизводители традиционно устанавливали их в одном из трех мест:
- На приборной панели, справа от руля.
В виде тумблера или кнопки. - На приборной панели слева от руля.
В виде поворотной ручки. - На подрулевом переключателе.
Он расположен у самого края рычага в виде вращающегося волчка.
Это решение несколько усложнило процесс управления осветительными приборами, но сэкономило место на приборной панели.
В отдельный ряд входят современные модели с сенсорными панелями управления.
На автомобилях типа Тесла и аналогов практически все функции и настройки собраны в одном месте.
Ближнего света
Хотя расположение органов управления может различаться, в большинстве случаев не составит труда найти переключатель для включения и выключения ближнего света. Для этого нужно найти тумблер или поворотную ручку, рядом с ней есть пиктограмма в виде медузы с опущенными лапами.
Этот знак одинаков на всех автомобилях, независимо от марки.
В большинстве случаев первое деление (крайнее левое) на поворотной ручке выполнено в виде нуля или надписи OFF, что означает, что все внешние оптические приборы выключены.
Исключением могут быть модели, в которых дневные ходовые огни сразу включаются при вставлении ключа в замок зажигания.
Второе положение ручки означает включение габаритных огней, необходимых для обозначения габаритов автомобиля в стояночном положении и в условиях плохой видимости.
И только третье положение переключателя зажигает оптику ближнего света.
На некоторых современных образцах есть режим автоматического управления фарами, активируемый четвертым положением переключателя (AUTO).
В этом режиме ближний свет будет включаться вечером при срабатывании датчиков, определяющих уровень освещенности на дороге или просто при начале движения.
Не путайте скрещенные ноги медузы с функцией выключения ближнего света.
Эта пиктограмма указывает положение переключателя для включения противотуманных фар и задних противотуманных фар.
Дальнего света
Бывало, что переключение между оптикой ближнего и дальнего света реализовано не на одной поворотной ручке. Практически на всех моделях отдельная функция на подрулевом рычаге отведена для включения дальнего света.
Кроме того, тумблер или поворотная ручка могут располагаться на приборной панели, но дальний свет всегда включается поворотным переключателем.
Для этого при включенном ближнем свете рычаг нужно отодвинуть вперед от себя. Таким образом, переключатель фиксируется в крайнем дальнем положении, а на дисплее приборной панели загорается синяя иконка медузы с прямыми ногами.
Этот индикатор на всех автомобилях имеет одинаковую форму и светло-голубой цвет, что отличает его от других индикаторов
Это важно, поскольку водитель должен быть проинформирован о том, что фары его автомобиля могут ослеплять других участников дорожного движения
Рекомендуем: Габаритные и дальние огни: в чем их отличия
Если потянуть рычаг на себя в крайнее положение, то включится дальний свет, даже если все остальные оптические приборы выключены. Однако это положение не является фиксированным, и если вы отпустите рычаг, он вернется в центральное положение, и фары выключятся. Эта функция используется исключительно как сигнал мигания фарами другим участникам дорожного движения короткими нажатиями.
Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами
19.1. В темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях на движущемся транспортном средстве должны быть включены следующие световые приборы:
- на всех механических транспортных средствах — фары дальнего или ближнего света, на велосипедах — фары или фонари, на гужевых повозках — фонари (при их наличии);
- на прицепах и буксируемых механических транспортных средствах — габаритные огни.
19.2. Дальний свет должен быть переключен на ближний:
- в населенных пунктах, если дорога освещена;
- при встречном разъезде на расстоянии не менее чем за 150 м до транспортного средства, а также и при большем, если водитель встречного транспортного средства периодическим переключением света фар покажет необходимость этого;
- в любых других случаях для исключения возможности ослепления водителей как встречных, так и попутных транспортных средств.
При ослеплении водитель должен включить аварийную сигнализацию и, не меняя полосу движения, снизить скорость и остановиться.
19.3. При остановке и стоянке в темное время суток на неосвещенных участках дорог, а также в условиях недостаточной видимости на транспортном средстве должны быть включены габаритные огни. В условиях недостаточной видимости дополнительно к габаритным огням могут быть включены фары ближнего света, противотуманные фары и задние противотуманные фонари.
19.4. Противотуманные фары могут использоваться:
- в условиях недостаточной видимости с ближним или дальним светом фар;
- в темное время суток на неосвещенных участках дорог совместно с ближним или дальним светом фар;
- вместо ближнего света фар в соответствии с пунктом 19.5 Правил.
19.5. В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни.
19.6. Фарой-прожектором и фарой-искателем разрешается пользоваться только вне населенных пунктов при отсутствии встречных транспортных средств. В населенных пунктах пользоваться такими фарами могут только водители транспортных средств, оборудованных в установленном порядке проблесковыми маячками синего цвета и специальными звуковыми сигналами, при выполнении неотложного служебного задания.
19.7. Задние противотуманные фонари могут применяться только в условиях недостаточной видимости. Запрещается подключать задние противотуманные фонари к стоп-сигналам.
19.8. Опознавательный знак «Автопоезд» должен быть включен при движении автопоезда, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости, кроме того, и на время его остановки или стоянки.
19.9. Исключен с 1 июля 2008 года. — Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 N 84.
19.10. Звуковые сигналы могут применяться только:
- для предупреждения других водителей о намерении произвести обгон вне населенных пунктов;
- в случаях, когда это необходимо для предотвращения дорожно-транспортного происшествия.
19.11. Для предупреждения об обгоне вместо звукового сигнала или совместно с ним может подаваться световой сигнал, представляющий собой кратковременное переключение фар с ближнего на дальний свет.
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- 10
- 11
- 12
- 13
- 14
- 15
- 16
- 17
- 18
- 19
- 20
- 21
- 22
- 23
- 24
- 25
- 26
Можно ли получить штраф за неправильное использование внешних световых приборов?
Да, за нарушение правил использования приборов наружного освещения возможен штраф в размере 500 рублей, но чаще всего инспекторы ограничиваются предупреждением и напоминанием о необходимости соблюдения правил. Если фары автомобиля не загораются ночью, инспектор обязан вас остановить. Кроме того, причиной штрафа является перегоревшая фара. Если фары или габаритные огни автомобиля неисправны, инспектор имеет право не только оштрафовать вас, но и запретить вам дальнейшее движение.
День/ясная погода
обязательно: ближний свет фар;
дополнительно: ДХО или противотуманные фары. Было бы ошибкой использовать только дневные размеры.
День/туман или метель
требуется: ближний свет, габариты;
опционально: противотуманные фары (рекомендуется включать во время сильной метели или тумана);
Ночь/ясная погода
требуется: ближний свет;
дополнительно: на неосвещенных дорогах и вне ситуации со встречным движением — дальний свет и противотуманные фары.
требуется: ближний или дальний свет, габариты;
дополнительно: противотуманные фары, противотуманные фары.
Тоннель
обязательно: ближний свет, габариты и внешние условия для встречного движения — дальний свет;
дополнительно: ДХО, противотуманные фары.
Нюансы использования ПТФ
О ПТФ много говорят среди автолюбителей, так как они есть не у всех. Все пытаются понять, когда можно и нужно включать противотуманные фары на автомобиле.
Разобраться в этой проблеме поможет пункт 19.4 действующих ПДД. Согласно этому документу, представленный тип оптики разрешено использовать в сложных погодных условиях, провоцирующих трудности с видимостью.
Водители имеют право включать ПТФ на автомобиле, использовать их вместе с ближним и дальним светом или с габаритами.
С учетом новых изменений в законе о ближнем свете и ДХО, ПТФ теперь приравнены к этим автомобильным световым приборам. Поэтому водителям законодательно разрешено днем использовать ПТФ как самостоятельный элемент освещения. Штрафа за такие действия нет и это вполне законное действие.
Все это дает возможность использовать днем и ближний свет, и ДХО, т.е дневные ходовые огни, либо противотуманки, которые не всегда поставляются с завода.
Нельзя забывать, что ПТФ – это дополнительный элемент оптики на автомобилях. Не все автомобили оснащены такими устройствами. Их отсутствие и неиспользование штрафами не караются. Если на машине нет ПТФ, можно ездить и без них. Но при наличии противотуманных фар следует соблюдать требования ПДД.
Как поступить при угрозе ослепления дальним светом
Не стоит паниковать, если водитель, который едет прямо на вас, не собирается переключать дальний свет на ближний. Просто воспользуйтесь старым, проверенным временем, методом решения проблемы – закройте один глаз, а другим смотрите на дорогу. Причем открыть глаз вы сможете только после того, как разминетесь с машиной, водитель которой забыл или не посчитал нужным переключить дальний свет на ближний.
Есть и еще один вариант решения рассматриваемой проблемы – только в данном случае следует подготовиться заранее. В светлое время суток, устроившись за рулем своей машины, найдите на ее лобовом стекле такую точку, на которую бы вы могли смотреть, одновременно следя за дорогой боковым зрением. Запомните ее и, как только на дороге перед вами появится автомобиль с включенным дальним светом, сразу же переведите взгляд на эту точку. Такой несложный прием обязательно должен вам помочь.
Что делать при ослеплении дальним светом
Человеческий глаз неспособен мгновенно переключатся от яркого света к полной темноте и наоборот. Для восстановления зрительных способностей потребуется не менее 10 секунд. Для машины, двигающейся по дороге со скоростью 80 километров в час – это длительный промежуток времени, за который может произойти серьезная авария.
Не всегда ослепление на дороге происходит специально, срабатывает обычная усталость, забывчивость и нерадивость. Также у водителя могут быть неправильно отрегулированы фары ближнего света. Взаимное уважение и культура поведения на дороге помогут избежать аварийных ситуаций.
Если на встречу движется автомобиль с включенными фонарями дальнего освещения и не собирается их переключать, попробуйте следующий метод: прикройте один глаз, а вторым внимательно наблюдайте за автотрассой. После того как машина «нарушителя» проехала мимо приоткройте глаз и зажмурьте ослепленный. Этот способ прекрасно работает и дает возможность спокойно продолжать дальнейшее движение по дороге.
Не обязательно, что человек за рулем специально не выключает дальний свет, он может просто забыть переключиться. Напомните ему, просто помигайте фарами, в большинстве случаев это срабатывает.
Но если встречная машина не прореагировала на вашу просьбу, следует снизить скорость движения или даже остановиться, прижавшись к обочине, оставив включенным ближний свет.
Бывает, что происходит ослепление при обгоне, когда первый водитель смотрит в зеркало заднего вида. «Ослепшему» водителю следует снизить скорость перемещения и уйти в сторону от обгоняющей машины иначе столкновения можно просто не избежать.
Для водителей, попавших под воздействие дальнего света фар, существуют конкретные правила дорожного движения: «Нужно снизить скорость, не меняя траекторию движения, при этом обязательно включение аварийной сигнализации».
Новичку на дороге сложно будет выполнить такие действия вслепую. Особенно если до предполагаемого поворота осталось несколько десятков метров и на ощупь в него войти невозможно. Вовремя включенная аварийная сигнализация, предупредит остальных водителей, и даже резкое снижение и прекращение движения спасет машину от столкновения. Конечно, если водитель успел запомнить участок дороги, то лучше свернуть на обочину и там прекратить движение, так как середина скоростного шоссе не лучшее место для восстановления зрительных способностей.
Как обжаловать штраф за дальний?
Максимально подробно вопрос подачи жалобу на постановление мы рассмотрели в специальной статье об оспаривании штрафа ГИБДД. Здесь отметим отдельные тонкости касательно пользования светом.
До недавнего времени повсеместно действовала практика «нет оснований не доверять сотруднику полиции» (ведь он принимал присягу). На это основании суды принимали решение в пользу инспектора, который только на словах вынес постановление с наказанием. Но Верховный суд не так давно указал, что одного только зоркого ока полицейского и протокола о нарушении недостаточно – должны быть изучены иные доказательства правонарушения.
И, хотя и в 2023 году активно всё ещё водителей признают виновными в нарушении ПДД на основании одного только протокола, такую практику следует оспаривать. Следовательно, если в отношении вас вынесли штраф за езду с дальним, когда это запрещено, то у инспектора должны быть по меньшей мере свидетели нарушения. Но оптимально для него будет видеозапись или фотоматериалы. Если этого нет, шансы успешно обжаловать штраф за дальний по крайней мере не нулевые.