Тюнингованные и коммерческие прошивки январь 5.1

Какие ЭБУ устанавливают на Ваз 2110

Раннее я уже рассказывал про то какие ЭБУ устанавливают на Ваз 2114, кому интересно прочитайте эту статью! Так вот на десятки электронные блоки управления устанавливаются аналогичные.

Январь 4 – технические характеристики на какие модели Ваз 2110 устанавливаются

Одним из самых распространенных ЭБУ устанавливаемых на Ваз 2110 является Январь 4.

Структурная система управления Январь 4

Январь 4 устанавливали на модели Ваз 2110 первого поколения 1999 г.в автомобиля. Конечно это не самая совершенная ЭБУ на Ваз, но все же она имеет ряд приемуществ о которых я расскажу позднее.

Bosch M1.5.4 — преимущества и недостатки использования в Ваз 2110

Для норм токсичности Евро-2 появляются новые модификации блока M1.5.4 (имеет неофициальный индекс «N», для создания искусственного отличия) 2111-1411020-60 и 2112-1411020-40, удовлетворяющие этим нормам и имеющие в своем составе датчик кислорода, каталитический нейтрализатор и адсорбер.

ЭБУ Bosch M1.5.4

Так же, для норм России был разработан ЭСУД для 8-кл. двигателя (2111-1411020-70), являющийся модификацией самого первого ЭСУД 2111-1411020. Все модификации, кроме самой первой, используют широкополосный датчик детонации. Этот блок начал производиться в новом конструктивном исполнении — облегченный негерметичный штампованный корпус с выдавленной надписью «MOTRONIC» (в народе «жестянка»). Впоследствии и ЭБУ 2112-1411020-40 тоже стали выпускаться в данном конструктивном исполнении. Замена конструктива, на мой взгляд, полностью неоправданна — герметичные блоки были более надежны. Новые модификации, скорее всего, имеют отличия в принципиальной схеме в сторону упрощения, так как канал детонации в них работает менее корректно, «жестянки» больше «звенят» на одинаковом ПО.

Январь-5 — описание и технические характеристики ЭБУ ВАЗ 2110

Параллельно с системой M1.5.4, АвтоВАЗ совместно с «ЭЛКАР» спроектировал функциональный аналог блока M1.5.4, который получил название Январь-5.». Первоначально были выпущены варианты под нормы Евро-2 (2112-1411020-41) имеющие в своем составе датчик кислорода, каталитический нейтрализатор и адсорбер. Позже началось серийное производство и установка систем на базе блоков управления:

  1. «Январь-5.1.2» для 16-ти (2112-1411020-71).
  2. «Январь-5.1.1» для 8-ми (2111-1411020-71) клапанных двигателей.

Все эти блоки имеют ПО и калибровки разработки ОАО «АвтоВАЗ». Для автомобилей классической компоновки используется модификация Январь 5.1.3 2104-1411020-01 в комплектации Евро-2, без датчика детонации.

ЭБУ ВАЗ 2110 Январь 5.1

От версии 5.1 отличается только незапаянными элементами канала детонации.В декабре 2005 г. НПП «Автэл» выпустило в запасные части (на конвейер ВАЗ это никогда не поставлялось!!!) ЭБУ «Январь 5.1.х» с измененной аппаратной частью.

ЭБУ ВАЗ 2110 BOSCH MP7.0H

Следующим поколением ЭБУ для Вазовских десяток стала Bosch MP 7.0 В данной модификации и аппаратная часть и программная разработаны фирмой «Bosch», окончательную калибровку и доводку систем выполнял ОАО «АвтоВАЗ». Это семейство также расширяется и уже дополнилось системами под нормы Евро-3 для 8-ми и 16-ти клапанных двигателей переднеприводных автомобилей, а также для полноприводных автомобилей ВАЗ-21214 и ВАЗ-2123 (нормы Евро-2 и Евро-3).

В качестве ПЗУ в данных блоках использована микросхема FLASH, емкостью 256 Kb, из которых только 32 Kb содержат калибровочные таблицы и могут быть считаны и перезаписаны. Вернее, записать можно все 256 Кб, а вот считать только 32 кб. Считывание /запись этих блоков (без вскрытия блоков) поддерживает только Combiloader от SMS-Software. Возможно так же программировать флэш внешним программатором через переходник, подключаемый к шине ЭБУ.

ЭБУ ВАЗ 2110 BOSCH MP7.0H

В данном ЭБУ использован 16-разрядный процессор B58590 (внутренняя маркировка фирмы Bosch), 20 — разрядная шина и, в качестве ПЗУ, для хранения ПО и калибровок, использована флэш-память 29F200. ЭБУ разных модификаций аппаратно различаются. ЭБУ под нормы Е3 (-50) имеет дополнительный драйвер для подогревателя 2-го датчика кислорода. Так же возможны различия по каналу ДТВ. Красивая бумажная наклейка (встречается и такое), поверх штатного шильдика — скорее всего детище ОПП, такие блоки устанавливались на некоторые «Нивы» и «Надежды», перешитые на ОПП из обычных «нивских».  Этот тип ЭБУ поддерживает не отключаемую драйверную диагностику. Поэтому при установке ГБО на них строго обязательно применение безразрывного отключения форсунок.

Почему устройство Ваз 21074 не работает?

Иногда он не работает по довольно сложным причинам. Если лампочка горит до тех пор, пока двигатель не разогревается до 90 градусов, то проблема с устойчивостью мотора. Как правило, этот недостаток наблюдается в холодное время года.

Решить эту ситуацию можно несколькими способами:

  • Поменять датчик Ваз 21074. Обычно лампочка загорается тогда, когда этот элемент работает неправильно. Если оставить все как есть, то в скором времени он может полностью сломаться. А это приведет к тому, что машина остановится прямо на дороге, так как инжектор не сможет контролировать топливо. Этот процесс происходит в несколько этапов, но заменить деталь не составит никакого труда. Сделать это можно за 30-40 минут;
  • Сделать прошивку Ваз 21074. Нужно понимать, что сделать это своими руками не получится. Даже если бы и получилось, то делать этого не стоит, так как можно еще больше навредить машине. Поэтому лучше обратиться в автосервис, где прошивка будет выполнена быстро и качественно;
  • Снять клеммы аккумулятора Ваз 21074. Возможно, лампочка инжектора загорелась, когда он работал. Но после этого она так и не потухла. Так тоже бывает. Сняв клеммы, произойдет перезагрузка система, поэтому лампочка должна перестать светиться. Если нет, то надо искать другие причины.

https://youtube.com/watch?v=YNpES_eRlng

Уважаемые покупатели, во избежание ошибок при отправке электронного блока управления двигателем (ЭБУ, ЭСУД, контролёра), в строке “Комментарий” указывайте модель вашего автомобиля, год выпуска, система снижения токсичности соответствующей нормам «Евро 2», Евро 3» или «Евро 4» объём двигателя и количество клапанов.

Добросовестным покупателям . В связи с участившимися случа ями мошенничества, со стороны Заказчика. Любое повреждение пломбы на ЭБУ, вскрытие ЭБУ без письменного согласия с Поставщиком, автоматически снимает гарантию на изделие. Претензии не Принимаются. Каждое ЭБУ (электронный блок управления, контроллер) при отправке Заказчику проходит проверку (Тестирование).

Электронный блок управления двигателем (ЭБУ) – «компьютер», управляющий всей системой автомобиля. ЭБУ влияет как на работу отдельного датчика, так и на весь автомобиль. Поэтому, электронный блок управления двигателем очень важен в современном автомобиле.

ЭБУ чаще всего заменяется следующими терминами: Электронная система управления двигателем (ЭСУД), контролёр, мозги, прошивка. Поэтому, если вы услышите один из этих терминов, то знайте, что речь идёт о «мозгах», о главном процессоре вашего автомобиля. Иными словами, ЭСУД , ЭБУ, КОНТРОЛЁР – это одно и то же.

Прошивка контроллера на фото и в наличии на складе может отличатся. При заказе уточняйте необходимую прошивку.

Доступны следующие версии прошивок:

Контроллеры М73 / 21067-1411020-21

Почему ELM 327 не подключается к ЭБУ ВАЗ 2110

Почему же ELM 327 не видит ECU? Как я могу подключить устройство, чтобы увидеть ЭБУ? В настоящее время существует множество адаптеров для тестирования автомобилей, и приобретение ELM327 Bluetooth означает, что вы можете попытаться подключить некачественное устройство. Или, возможно, вы приобрели более старую версию адаптера.

Адаптер ELM327

Устройство ELM327 Bluetooth с более старой прошивкой использует другой модуль Bluetooth и может взаимодействовать с двумя из шести доступных протоколов. Поэтому вы сможете синхронизировать систему мониторинга со смартфоном, но при попытке подключить систему мониторинга к ЭБУ появится сообщение «Unable to communicate with ECU».

Каковы же причины отказа от подключения к системе мониторинга?

  1. Сам адаптер низкого качества.
  2. Может возникнуть проблема с микропрограммой или аппаратным обеспечением устройства. Если основная микросхема не работает, невозможно будет диагностировать работу двигателя или даже подключиться к ЭБУ.
  3. Неисправный соединительный кабель. Кабель может быть сломан, сам кабель может быть неисправен, или программное обеспечение, установленное на устройстве, может быть неправильной версии и не синхронизировано.

Если у вас есть устройство с версией прошивки 1.5 и все шесть протоколов присутствуют, но адаптер не подключен к ЭБУ, есть решение. Вы можете подключить его к ЭБУ с помощью строки инициализации, чтобы адаптировать устройство к командам блока управления двигателем автомобиля. В частности, речь идет о строках инициализации в диагностических утилитах HobDrive и Torque для автомобилей, использующих нестандартные протоколы подключения.

Скачать прошивки

Код прошивки Описание
Январь 5.1  2112-141020-41  1.5L 16V
J5V07A01 Динамичная.  Без ДК. Поддержка регулировки СО. На плохом бензине возможна детонация. С сайта chiptuner.
J5V05R61 Динамичная. Версия с ДК.На плохом бензине возможна детонация
С сайта chiptuner.
J5V07R61 Динамичная. Версия без ДК, регулировка СО с компьютера. На плохом бензине возможна детонация. С сайта chiptuner.
J5V05R17 Динамичная. Версия с ДК. С сайта chiptuner.
J5V07G28 Динамичная. Поддержка регулировки СО с диагностического оборудования. С сайта chiptuner.
J5V07G29 Динамичная. Поддержка регулировки СО с диагностического оборудования. С сайта chiptuner.
J5D07G31 Динамичная. Поддержка регулировки СО с диагностического оборудования. С сайта chiptuner.
J5V07G88 Тюнинг от Spy. С сайта chiptuner.
J5V07H88 Тюнинг от Spy. С сайта chiptuner.
J5V05L35 На основе серийной L25-61. С ДК. Стабильный запуск, очень ровный прогрев, эластичность в работе, небольшой расход при хорошей динамике. В целом очень стабильная прошивка. С ДК (частичная поддержка). С сайта chiptuner.
J5E07G26 Обкатана в течении года, клиент достаточно скурпулезный-расход измерял мерной емкостью заливая бак под горловину. Смешанный цикл — 5.5л/100км , зимний городской — 8.7. С сайта chiptuner.
 J5V05K17a_tst Прошивка от Alex. Прислана на тестирование. С сайта chiptuner.
J5V07G26S Серийная G26 с тарировкой ДМРВ Сименс. С сайта chiptuner.
Январь 5.1  2111-141020-61  1.5L 8V
J5V13M33 Без ДК, ровный ХХ, мало ест, хорошая динамика, на базе M30, СО на ХХ -0,35%. С сайта chiptuner.
J5V13G28 Динамичная. Поддержка регулировки СО с диагностического оборудования. С сайта chiptuner.
J5V13G30 Динамичная. Поддержка регулировки СО с диагностического оборудования. С сайта chiptuner.
J5V13G31 Совмещение динамики и экономичности.  Подхват снизу. Температура вкл/выкл вентилятора 100/96.  Подд. потенциометра СО, можно без, регулировка МТ. 4. Обороты хх 980. Обороты при прогреве 1500. Обороты хх при движении -1130.  Аи-92. Без ДК. Расход: на ХХ 0.6л,на трассе 5.5-6 л/100км. С сайта chiptuner.
J5D13G61 Динамичная. С регулировкой СО. С сайта chiptuner.
J5B13G33 Для работы с газовым оборудованием / 95 бензин. С сайта chiptuner.
J5V03L35 Доработанная серийная L25. Едет очень хорошо и при этом мало кушает. С ДК (частичная поддержка). С сайта chiptuner.
Январь 5.1.1  2111-141020-71  1.5L 8V
J5D13I61 Тюнинг от Almi. Динамичная, на базе J5V13I02. Калибровки приближены к знаменитой R61. С сайта chiptuner.
J5D13I63 Динамичная. С сайта chiptuner.
J5D13I03 Динамичная версия. Одна из самых удачных по динамике и тяге. С сайта chiptuner.
J5V13I29 Дальнейшее развитие 29-й серии «эластик». Правка авторская. С сайта chiptuner.
J5D13I91 Динамичная прошивка. Прислана на тестирование. С сайта chiptuner.
J5D13T95 Эластичный динамик, плавный набор оборотов. Мягкая работа двигателя. Уверенный пуск зимой.
J5D13T95 карта Карта калибровок J5D13T95. Для того, чтобы можно было редактировать калибровки, распаковать и положить рядом с файлом прошивки.
J5D13T95_980xx Версия J5D13T95 с холостым ходом 980 об/мин.
ЯНВАРЬ 5.1.1  перекалибровка для установки на а/м «Нива»
NIVA 1,8 Требует обкатки для уточнения характеристик. С сайта chiptuner.
NIVA 1,7 Требует обкатки для уточнения характеристик. С сайта chiptuner.
NIVA 1,7S Требует обкатки для уточнения характеристик. С сайта chiptuner.
J5N13I02 На базе J5V13I02. Требует обкатки для уточнения характеристик. С сайта chiptuner.

Предыдущая запись CVTz50 Диагностика вариатора
Следующая запись ELM327 Identifier Определение версии адаптера ELM327

Как прошить ЭБУ ВАЗ 2110 своими руками

Для того, чтобы прошить ЭБУ ВАЗ 2110 вам потребуется выполнить следующий порядок действий:

  1. Скачать и приобрести: К-лайн Адаптер (для примера МастерКит или Ромокабель, любой другой) АКБ, или БП (12V), Программа (в моем случае winfe_1.13) Авторская(или стоковая) прошивка. в моем случае i205LR54_v7.3.bin
  2. Блок снять для удобства работы на столе.PS НЕ ЗАБЫВАЕМ: Снимаем клемму массы с аккумулятора, а лишь Затем разъем с ЭБУ
  3. Схема подключения к блоку ЭБУ
  4. 51,53 контакт ЭБУ — Масса71 контакт ЭБУ — К-Лайн (сюда подключается адаптер для программирования)13 контакт ЭБУ — Включение зажигания (+12В)12 контакт ЭБУ – Неотключаемое питание (+12В)43 контакт ЭБУ — Разрешение программирования (+12В, через резистор порядка 4КОм)44,63 контакт ЭБУ — Питание главного реле (+12В)
  5. Для подключения можно приобрести такой разъем
  6. Теперь когда всё подготовилиПереходим к программе winfe_1.13(программа работает как из по Win ХР так и из под Win 7)Открываем программуВыбираем Январь 7.2Выставляем Порт(Щелкаем и выбираем тот на котором Адаптер)Выставляем скорость 57600
  7. Все подключено, настроено, программа открыта, врубаем питание на 13 контакт, ждем секунд 30 должна появиться надпись «Связь с ЭБУ», если не появилось выключаем питание сек на 5-10 и включаем опять. Если не появляется, проверяем правильность подключения!
  8. Как связь появилась щелкаем на кнопку «Программирование ЭБУ» и выбираем свою Декриптованную прошивку в формате «bin» весить она должна 64 кбайта! Если же она весит меньше(или программа её не понимает), значит надо Декриптовать программой «Enigma»
  9. Заходим щелкаем Распаковать прошивку, выбираем свою криптованную, Енигма её Декриптует! Далее опять выбираем нашу декриптованную прошивку и ждем когда она зальется. ЕЕПРОМ не трогаем. Отключаем, идем ставим.После перепрограммированния блока сброс контроллера с очисткой памяти самообучения (инициализацией) ОБЯЗАТЕЛЕН!

Электронный блок управления Bosch

Судя по его маркировке 21126-1411020 и судя по наименованию заводской прошивки B174DR04 можно определить, что это блок управления Bosch 7.9.7 с плюсом. Есть еще просто Bosch 7.9.7 без плюса. Так вот прошивки для двух этих блоков не взаимозаменяемы. Для Bosch 7.9.7 с плюсом идет своя прошивка, а для Bosch 7.9.7 без плюса своя. Блок имеет 81 контакт также, как и Январь 7.2. Блок, очень распространенный. Устанавливался на автомобилях вплоть до 2008-2009 годов выпуска. Это все семейства ВАЗ, Самара, 2110, Приора, Калина и Нива. При разборке этого блока в глаза бросается плата, на которой аккуратно расположены элементы. Этот блок Bosch 7.9.7 с плюсом поддерживает нормы токсичности Евро-3, т.е. системы на которых присутствуют два датчика кислорода. Январь 7.2 в отличии от этого Bosch 7.9.7 поддерживает нормы токсичности Евро-2, т.е. системы на которых присутствует только один датчик кислорода. Кроме того, если рассматривать главные отличия аппаратной части этого блока от Январь 7.2, то на этом блоке флеш память и процессор – это одна микросхема. При выходе флеш памяти или процессора при выходе на этом блоке придется полностью менять весь процессор, а на Январь 7.2 процессор и флешка – это две отдельные микросхемы, т.е. там при выходе из строя флеш памяти просто меняем микросхему флеш памяти, а если вышел из строя процессор меняем микросхему процессора.

На блоке присутствует 4 ключа зажигания. Это означает, что этот блок предназначен для 16-клапанных двигателей. Один ключ зажигания обрабатывает свою индивидуальную катушку зажигания. К тому же этот блок Bosch 7.9.7+ имеет более мощный процессор как раз для того, чтобы он смог обрабатывать сигнал с двух датчиков кислорода. Процессор Январь 7.2 итак уже загружены по 100%, и он бы не смог вырабатывать сигнал с двух датчиков кислорода. Поэтому на мой взгляд переход ВАЗов с Январь 7.2 на Bosch 7.9.7+ этим и обуславливается чтобы этот блок обрабатывал сигналы с двух датчиков кислорода. Ужесточение норм токсичности требует переход на более современные и мощные блоки управления. Для того, чтобы перепрошить блок Bosch 7.9.7+ недостаточно собрать кабель и подключиться к ножкам электронного блока через k-lineадаптер. Нужно на самой плате блока, конкретно если рассматривать блок Bosch 7.9.7+ нужно резистор на этой плате нужно выпаять из одного места и припаять к другому месту.  И только после этого запустить программу прошивальщика и блок при перепрошивке выйдет на связь. Если этого не сделать, то блок просто на связь не выйдет.

Схема перепрошивки Bosch 7.9.7+ точно такая же как для Январь 7.2. Разница в том, что на Январь 7.2. на 43-ю ногу электронного блока идет + через резистор 4,7 кОм. А для того, чтобы перепрошить блок Bosch 7.9.7+ провод, идущий на 43-ю ногу с электронного блока с + перенесем на – . Сейчас на 43-ю ногу электронного блока идет – и удалим резистор. Т.е. – должен идти напрямую от источника питания на 43-ю ногу электронного блока. Для прошивки использую БМ-9513, а в качестве источника питания используем прикуриватель. Программа ChipLoaderзапущена. K-lineадаптер висит на сом4. В самой программе также указываем сом4.  Переходим во вкладку Bosch 7.9.7+, имитируем включение зажигания, т.е. подаем + на 13 ногу электронного блока и нажимаем «установить связь». Программа считала прошивку, и мы можем ее сохранить. Теперь ее открываем.  Выключаем + на 13-ю ногу блока. Снова включаем, устанавливаем связь и записываем прошивку в память электронного блока. Запись прошивки в блок закончена. После перепрошивки блока резистор, который мы перепаяли для перепрошивки блока нужно выпаять и перепрошить на то место, где он стоял изначально иначе автомобиль просто не заведется. А если нам блок перепрошивать нужно несколько раз, то чтобы постоянно не возиться с перепайкой резисторов можно резистор который мы перепаиваем в другое место можно оставить на том же месте, пойти в магазин и купить точно такой же резистор и соорудить выключатель и перепаять.  Когда мы хотим этот блок перепрошить мы с помощью выключателя связь между двумя контактами разрываем и перепрошиваем блок. После перепрошивки для того, чтобы автомобиль завелся на этом блоке мы включаем выключатель для того, чтобы связь между двумя этими контактами была. Этот выключатель мы можем вывести куда-нибудь на корпус этого блока, чтобы постоянно блок не разбирать и не возиться с перепайкой резисторов. На блоке Bosch 7.9.7+ вы не сможете грамотно откалибровать прошивку в режиме онлайн при тюнинге двигателя. Поэтому если вы хотите тюнинга, то переходите на блок Январь 7.2.

Почему ELM 327 не подключается к ЭБУ ВАЗ 2110

Так почему же ELM327 не видит ЭБУ? Что делать, чтобы устройство могло подключиться и увидеть блок? Сегодня в продаже можно найти множество различных адаптеров для тестирования автомобиля. Если вы покупаете ELM327 Bluetooth, скорее всего, вы пытаетесь подключить некачественные устройства. Скорее всего, вы приобрели адаптер с устаревшей версией программного обеспечения.

Адаптер ELM 327

В устройствах ELM327 Bluetooth с устаревшей прошивкой используется другой модуль Bluetooth, который позволяет взаимодействовать с двумя из шести доступных протоколов. В результате можно синхронизировать устройство со смартфоном, но когда вы попытаетесь подключить устройство к ECU, он сообщит вам, что нет связи с ECU.

Итак, по каким причинам устройство отказывается подключаться к блоку:

  1. Сам переходник некачественный.
  2. Проблемы могут затронуть как прошивку устройства, так и его оборудование. Если основная микросхема не работает, то диагностировать работу двигателя и подключиться к ЭБУ будет невозможно.
  3. Неисправный соединительный кабель. Кабель может оборваться или не работает сам На устройстве установлена ​​неправильная версия ПО, в результате чего синхронизация не будет работать (автор видео о тестировании устройства – Рус Радаров)

Если вы являетесь владельцем устройства с правильной версией прошивки 1.5, где присутствуют все шесть протоколов, но адаптер не подключается к ЭБУ, выход есть. Возможно подключение к блоку через строки инициализации, которые позволяют устройству адаптироваться к командам блока управления двигателем машины. В частности, это строки инициализации для утилит диагностики HobDrive и Torque для автомобилей, использующих нестандартные протоколы подключения.

Видео: ELM 327 не подключается к ЭБУ Ваз

https://youtube.com/watch?v=MwVfsGSOZVs

Схема подключения ЭСУД Россия-83 Bosch 1.5.4, Январь 5.1.1 ВАЗ-21102, 2111, 21122 с мотором 2111

2- свечи;

3- модуль зажигания;

4- диагностический блок;

6- колодка, подключаемая к проводке панели приборов;

8- предохранитель главного реле;

9- реле электровентилятора;

10- предохранитель цепи питания контроллера;

11- реле электрического топливного насоса;

12- предохранитель цепи питания бензонасоса;

13- датчик массового расхода воздуха;

14- датчик положения дроссельной заслонки;

15- датчик температуры охлаждающей жидкости;

16- регулятор минимума;

17- датчик детонации;

18- датчик положения коленчатого вала;

19- блок управления APS;

20- индикатор состояния APS;

21- датчик скорости;

22- электробензонасос с датчиком уровня топлива;

23- датчик сигнальной лампы давления масла;

24 датчик температуры охлаждающей жидкости;

25- датчик уровня масла;

26- колодка подключения к проводке системы зажигания;

27- панель приборов;

28- монтажный блок;

29- электровентилятор системы охлаждения;

30- выключатель зажигания;

А – замок, подключенный к жгуту салонной группы АБС; Б – колодка, подключенная к проводке кондиционера; С – колодка, подключенная к колодке R передней проводки; D – провод, подключенный к замку зажигания (лампа подсветки); А – замок, подключенный к сине-белым проводам отключенным от замка зажигания; F – к клемме «+» аккумулятора; G1, G2 – точки заземления; L – блокировка контактов с бортовым компьютером; М – контакт блока с блоком бортовой системы мониторинга; N – контакты колодки щитка приборов и передней проводки; R – колодка, подключенная к колодке С проводки системы зажигания; Z – к выводу «B +» генератора;

Где находится ЭБУ ВАЗ и взаимозаменяемость блоков управления

Прежде всего, для определения типа блока управления нужно найти его место установки в автомобиле. Для этого следует изучить мануал. В качестве примера остановимся на ВАЗ 2108 — 2115. На этих авто ЭБУ стоит в салоне, спереди справа, немного ниже бардачка.

Кстати, для проведения компьютерной диагностики данная информация также полезна, так как нужно знать, в каком месте можно подключиться к диагностическому разъему, установленному в различных местах на той или иной модели.

Что касается самих блоков, ВАЗ 2108 – 2115 разных лет выпуска имеют различные модели ЭБУ. Например, самый популярный ЭБУ Январь 4 ставился на ранние модели инжекторных двигателей с центральным впрыском во впускной коллектор.

Версия Январь 5 – 6 представляют собой ЭБУ с распределенным впрыском, но без поддержки кислородного датчика. Блок управления Январь 7 появился на машинах с 2007 г., поддерживает все датчики, эффективно управляет двигателем.

Еще добавим, что кроме Января, на ВАЗ активно использовались разные поколения блоков GM, являясь аналогией Январь 4 – 7. То же самое можно сказать об ЭБУ Bosch или Ителма. Учитывая все особенности, взаимозаменяемость возможна, однако нужно подбирать аналоги, подходящие по классу, версии, количеству поддерживаемых датчиков и т.д.

Дело в том, что каждая модель подходит только для определенной комбинации двигателя и датчиков, а также проводки и прошивки. Это значит, что различные модели даже в рамках одного семейства можно ставить только с учетом полной совместимости.

Чтобы точно определить ЭБУ, достаточно снять каркас панели приборов сбоку, выписать номер ЭБУ. Также при наличии БК можно опционально посмотреть версию и тип ЭБУ, а также номер прошивки блока

Описание «мозгов»

ЭБУ ВАЗ 2114 представляет собой бортовой компьютер транспортного средства, предназначенный для управления основными системами авто. Параметры управляющего модуля влияют как на функциональность тех или иных регуляторов, так и на работу двигателя в целом

То есть важность данной системы отрицать нельзя

Местоположение контроллера

В автомобилях ВАЗ 2114 и ВАЗ 2115 управляющий модуль устанавливается под центральной консолью авто, в частности, посредине, за панелью с магнитолой. Чтобы добраться до контроллера, необходимо выкрутить фиксаторы бокового каркаса консоли. Что касается подключения, то в модификациях Самар с полтора литровым двигателем масса ЭБУ берется с корпуса силового агрегата, с крепления заглушек, расположенных справа от ГБЦ.

Место расположения ЭБУ в «Четырке»

В автомобилях, оборудованных 1.6- и 1.5- литровыми моторами с ЭБУ нового образца масса берется с приваренной шпильки. Сама шпилька фиксируется на металлическом корпусе контрольного щитка у тоннеля пола, неподалеку от пепельницы. Во время производства инженеры ВАЗ, как правило, ненадежно фиксируют эту шпильку, так что со временем она может разболтаться, соответственно, это приведет к неработоспособности некоторых устройств.

Устройство и принцип работы

Управляющий блок электронной системы работает в соответствии с показателями, полученными от датчиков:

  • скорости;
  • детонации;
  • лямбда-зонда;
  • фаз впрыска горючего;
  • положения коленчатого вала;
  • положения дросселя;
  • расходомера воздуха;
  • температуры антифриза.

В соответствии с данными, полученными от этих контроллеров, управляющий модуль осуществляет управления следующими системами:

  • зажигания;
  • адсорбером;
  • форсунками, а также бензонасосом;
  • системой вентиляции и отопления;
  • программами для диагностики работоспособности авто;
  • регулятором холостых оборотов (автор видео — Евгений Вехтер).

Что касается устройства, то конструктивно управляющий модуль состоит из следующих компонентов:

  1. ОЗУ или оперативная память. В этом модуле содержатся основные данные о недавно выявленных ошибках, обнаруженных электронной системой в работе различных узлов. Когда водитель отключает зажигание, блок ОЗУ обновляется, в результате чего эти данные пропадают.
  2. ППЗУ — основной элемент системы, в нем содержится прошивка управляющего модуля. Следует отметить, что в данном блоке памяти содержатся все необходимые данные о калибровках систем «четырки» вместе с общим алгоритмом управления двигателем. В отличие от ОЗУ, ППЗУ — это постоянная память, поэтому данные, прописанные в ней, сохраняются и после отключения зажигания. При необходимости данный модуль может быть перенастроен, то есть заново запрограммирован, что может привести к улучшению мощности, а также динамики транспортного средства.
  3. ЭРПЗУ — первостепенная функция этого модуля заключается в охране авто. В памяти ЭРПЗУ содержится информация от противоугонной установки — пароли, а также кодировка основных параметров. Запуск мотора будет возможен только в том случае, если ЭПЗУ успешно сверится с данными, содержащимися в памяти иммобилайзера.

Характерные неисправности: их признаки и причины

По каким признакам можно определить неисправность ЭБУ:

  • нет сигналов управления, поступающих от исполнительных устройств (РХХ, расходомера, различных датчиков и т.д.);
  • нет сигнала взаимодействия с системой зажигания, топливным насосом, форсунками и прочими элементами;
  • при подключении диагностического тестера связь с электронной системой также будет отсутствовать;
  • также признаком могут служить перегоревшие контакты и механические повреждения устройства.

Какие причины способствуют выходу из строя управляющего устройства:

  • замыкание электроцепи или ее обрыв;
  • неправильный ремонт электрики, в ходе которого были допущены ошибки, в частности, речь идет об установке или ремонте противоугонной системы;
  • подкуривание севшего АКБ от автомобиля с заведенным мотором;
  • поломку блока может спровоцировать неверное подключение клемм аккумулятора — плюс вместо минуса и наоборот;
  • отключение контактов АКБ при заведенном двигателе;
  • попадание влаги на плату модуля электронной системы;
  • механические повреждения девайса в результате аварии (автор видео о ремонте управляющего модуля в гаражных условиях — канал Авто Практика).
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *