Вопрос 426 пдд 2019 (c,d)
Содержание
- 1 «Двойники» и «такси» с мигалками
- 2 Кто будет виноват в ДТП?
- 3 Штраф за «не уступил дорогу»
- 4 В каких случаях нужно уступить дорогу автомобилю с проблесковыми маячками
- 5 Что значит «уступить дорогу» и как это делать
- 6 Правила безопасности при встрече желтого мигающего огня на светофоре
- 7 В данной ситуации водитель автомобиля с включенными проблесковыми маячками:
«Двойники» и «такси» с мигалками
На самом деле, проблема автомобилей со спецсигналами тянется достаточно давно – еще в начале 2010-х оказалось, что в России слишком много чиновников (и не только) получают право на сигнал и злоупотребляют им, чтобы добираться на работу (и по другим делам) без пробок.
До 2012 года в стране было около 7 тысяч автомобилей со спецсигналами – это именно «гражданские» автомобили (не полиция или «скорые», а чиновники). Другие водители были этим явно недовольны, из чего выросло целое движение «Синие ведерки» – когда владельцы приклеивали на свои машины ведерки, очень напоминающие «мигалки» (и формально ничего не нарушали – хоть их и наказывали за нарушение правил перевозок багажа).
В итоге ситуация сдвинулась с мертвой точки, и в 2012 году число гражданских авто с «мигалками» уменьшили до тысячи, а сейчас их вообще не больше 600. Право пользоваться такими сигналами сохранили немногие чиновники: члены правительства, администрации президента, руководство силовых органов (ФСБ, Росгвардия, Генеральная прокуратура, СК РФ, Минобороны), а также губернаторы. Еще 12 «мигалок» закреплены за Госдумой.
На практике, однако, все немного иначе. До сих пор случаются ситуации, когда спецавтомобили фактически оказывают услуги VIP-такси. Несколько лет назад в Москве это даже стало предметом для уголовного дела – сотрудники МВД на своих служебных автомобилях доставляли обеспеченных клиентов из аэропортов, и брали за это 70 тысяч рублей.
В регионах, отмечает один оппозиционный политик, ситуация еще хуже. Например, если «мигалку» согласовывают на один конкретный автомобиль, появляются его «клоны» с такими же госномерами – и у каждого из них будет свой спецсигнал. А руководство ГИБДД в регионах попросту закрывает на это глаза – лишь бы такие автомобили не выезжали в Москву.
Кто будет виноват в ДТП?
В России несколько лет назад усилили наказание за непредоставление преимущества автомобилям «Скорой помощи» – теперь, если из-за действия водителя пациенту будет причинен тяжелый вред здоровью, он рискует получить штраф в 80 тысяч рублей или до 2 лет тюрьмы. А если пациент умрет из-за этого – виновник может получить до 4 лет лишения свободы. Даже если до уголовной ответственности это не дотягивает – водителя за препятствование действиям медиков «Скорой» накажут штрафом в размере 4000-5000 рублей.
С одной стороны, это справедливо – если спецтранспорт имеет преимущество при езде с включенными сигналами, все обязаны уступать ему дорогу. С другой – ответственность несет и водитель самой «Скорой», который обязан убедиться в безопасности маневров.
С этим не так давно был связан судебный прецедент – водитель «Скорой помощи» сбил на пешеходном переходе девушку, когда возвращался на подстанцию (но с включенным проблесковым маячком). ГИБДД, и суды всех инстанций в итоге признали виновным именно его – и суть даже не в том, что он в момент ДТП не выполнял неотложного задания, а в том, что даже водители спецтранспорта обязаны убеждаться в безопасности своих маневров на дорогах.
Это значит, что водитель должен действовать так, чтобы своими действиями не создавать опасности для движения и не причинять никому ущерба.
Но что будет, если водитель «Скорой» (или пожарного авто, или авто ДПС, ВАИ или другого ведомства) не убедится в безопасности маневра, и попадет в ДТП – но с включенными сигналами и действительно выполняя неотложное задание?
Судебная практика по таким делам противоречивая – например, водителя «Скорой» из Новочеркасска, который столкнулся с легковым автомобилем, следуя на красный свет светофора с очень тяжелым пациентом, суд признал виновником ДТП (хотя он утверждал, что не видел другое авто из-за киоска возле перекрестка)
Но в других случаях суд может принять и противоположное решение, акцентируя внимание на том, что спецсигналы все же дают приоритет в движении
Если же следовать логике, в подобных ситуациях виновны обе стороны: водители спецтранспорта виновны в том, что не убедились в безопасности, а водители других авто – в том, что не уступили дорогу. Так что решения судов будут разными в каждом конкретном случае, в зависимости от обстоятельств ДТП.
Штраф за «не уступил дорогу»
Все виды наказаний за «не уступил дорогу» автомобилю с включенными проблесковыми маячками и мигалками прописаны в статье 12.17 КоАП.
1. Если не уступил дорогу машине без цветографических схем, например, «правительственному» чёрному мерседесу с синей мигалкой, то наказание — предупреждение или штраф 500 руб.
2. Если не уступил дорогу спецтранспорту с цветографическими схемами (скорой, пожарной, ГИБДД, ФСБ и т. д.), то наказание более существенное — штраф от 3 000 до 5 000 руб. или лишение прав от 3 месяцев до 1 года.
3
Особое внимание — скорой помощи. Если не уступил дорогу скорой и это повлекло за собой серьёзный вред здоровью пациента или даже его смерть, то наказание внушительное, вплоть до лишения свободы до 4 лет
Подробнее мы уже писали в статье «Не пропустили скорую? Штраф от 3000 рублей или в тюрьму».
Приходите учиться в автошколу Фортуна-Авто. С нами вы будете знать всё, что нужно хорошему водителю! Классы автошколы:
учебный класс ЮЗАОучебный класс ЮВАО2 учебных класса в ВАО
Автор статьи директор и ведущий преподаватель автошколы «Фортуна-Авто» Елена Александровна Исаева
В каких случаях нужно уступить дорогу автомобилю с проблесковыми маячками
Все случаи, когда необходимо уступить дорогу спецтранспорту или другим автомобилям с мигалками (например, правительственным) прописаны в пункте 3.2 ПДД:
То есть дорогу машине с мигалками уступать нужно только при ОДНОВРЕМЕННОМ выполнении ДВУХ УСЛОВИЙ:1. Включены проблесковые маячки синего или красного и синего цветов2. Включён звуковой сигнал.
Если у машины включены красные и синие маячки, звуковой сигнал, есть цветографическая схема и она сопровождает другое ТС или колонну, то уступать дорогу нужно всем.
Заметьте, уступать дорогу нужно только спецтранспорту с синими или сине-красными маячками, с жёлтыми и оранжевыми — нет.
Что значит «уступить дорогу» и как это делать
Понятие «уступить дорогу» прописано в ПДД в общих положениях:
В интернете достаточно много рассуждений и споров по поводу этого определения, но по факту суть такая — вы должны убрать машину с дороги мигалки или просто ничего не делать, например, спокойно стоять на обочине, как и стояли, или продолжать движение по своей полосе.
Иногда возникают сложности. К примеру, вы стоите в пробке в левой полосе и вдруг сзади материализуется автомобиль с мигалками и сиреной. В таком случае включайте правый поворотник и скорее всего вас пропустят в правую полосу и вы «уступите дорогу».
Если же пробка такая, что некуда «воткнуться», то тут хорошо иметь видерегистратор, чтобы всё подробно зафиксировать. Если вдруг вас «поймают», то запись поможет доказать, что вы физически не смогли никуда деть свой автомобиль и фактически ничего не нарушили.
К сожалению, каждый случай «не предоставления преимущества» в конкретной дорожной ситуации уникальный и общих рекомендаций дать нельзя.
Правила безопасности при встрече желтого мигающего огня на светофоре
Желтый мигающий огонь на светофоре означает особую ситуацию на дороге, которая требует внимания и предельной осторожности со стороны водителей
В таких ситуациях соблюдение правил безопасности особенно важно, чтобы избежать аварий и повреждений транспортных средств
1. Снизьте скорость.
Подходя к сигналу светофора с желтым мигающим огнем, необходимо сократить скорость движения. Это позволит вам максимально быстро реагировать на любые изменения на дороге и избежать опасных ситуаций.
2. Будьте готовы к стоп-сигналу.
Желтый мигающий огонь на светофоре может означать, что в ближайшее время он переключится на красный свет. Будьте готовы к остановке, соблюдая достаточную дистанцию до автомобиля, движущегося перед вами.
3. Уступайте пешеходам.
Встречая желтый мигающий огонь на светофоре, запомните, что пешеходы всегда имеют преимущество на дороге. Уступите дорогу пешеходам, которые намерены перейти дорогу. При этом обязательно остановитесь и дайте им возможность безопасно перейти.
4. Будьте готовы к маневрам других участников движения.
Встречая желтый мигающий огонь на светофоре, имейте в виду, что другие водители также будут реагировать на этот сигнал. Будьте готовы к возможным маневрам и изменениям направления движения, особенно на перекрестках и при поворотах.
5
Обратите внимание на дорожные знаки
Желтый мигающий огонь на светофоре может быть сопровожден дополнительными индикациями или дорожными знаками для обозначения особых правил движения
Обратите внимание на эти знаки и следуйте их указаниям
6. Не создавайте аварийных ситуаций.
Важно помнить, что наличие желтого мигающего огня на светофоре не оправдывает нарушения правил дорожного движения. Всегда соблюдайте скоростной режим, держитесь на своей полосе и не создавайте аварийных ситуаций
Соблюдение правил безопасности при встрече желтого мигающего огня на светофоре позволит вам быть внимательным и ответственным участником дорожного движения, а также обеспечит безопасность вашей поездки и окружающих.
В данной ситуации водитель автомобиля с включенными проблесковыми маячками:
Если водитель автомобиля включил проблесковые маячки, это значит, что он выполняет служебные обязанности или едет по экстренному вызову. В этом случае он имеет преимущество перед другими участниками дорожного движения и может выезжать на перекресток или поворачивать налево, несмотря на запрещающий сигнал светофора.
Однако, водитель с проблесковыми маячками обязан соблюдать стандартные правила безопасности и уступать дорогу при необходимости, чтобы не создавать аварийную ситуацию. Если другие участники движения уже начали свои действия, например, поворачивая налево, то водитель с проблесковыми маячками должен уступить дорогу и ждать своей очереди.