Цоколи автомобильных ламп: все, что нужно знать
Содержание
Принцип выбора
Чтобы правильно подобрать оптику для своего автомобиля, нужно отталкиваться от заводских характеристик самой машины — маркировку цоколей, размер гнёзд и допустимую мощность
Внимание стоит обратить и на условия, в которых будет использоваться освещение: от этого зависит оттенок света и расстояние обзора
Для грамотного подбора осветительных приборов достаточно знать марку и модель автомобиля, год её выпуска и объём двигателя. Тип автоламп указан на колбе, цоколе и упаковке. Сейчас наиболее распространены виды — галогеновые, накаливания, ксеноновые и светодиодные. Последние известны как наиболее современные, долговечные и мощные, но в то же время экономные в плане потребления энергии. Некоторые приборы комплектуются двумя спиралями одновременно, что позволяет им брать на себя несколько функций: габаритные огни, стоп-сигнал и прочее. Производители указывают множество характеристик с пояснениями, поэтому выбрать комплект освещения для своей машины можно по номеру или параметрам машины.
Описание маркировки галогеновых ламп
Как уже говорилось, галогеновые виды автомобильных ламп наиболее востребованы среди автомобилистов. Они узнаваемы, благодаря своей форме, но новичкам может встретиться некоторые непонятные обозначения на цоколе и колбе осветителя. Отметим, что это маркировка автомобильных ламп, под которой может быть скрыто предназначение.
Если маркировка ламп автомобиля содержит букву H, это значит, что осветитель галогенный. Рядом с буквой стоят цифры, которые обозначают форму изделия, то есть в конкретную фару вставляется только лампочка определенной формы. Все такие изделия не являются взаимозаменяемыми.
Часто маркировка лампочек для авто может быть обозначение Blue. Это продиктовано тем, что ряд производителей выпускают «невидимки», обладающие голубоватым оттенком. «Невидимки» белого цвета обзавелись маркировкой автоламп Silver. Кроме того, в маркировках ламп в автомобиле можно увидеть такие обозначения, как +30% или +50%. Это значит, что согласно заверениям изготовителей, такие автомобильные лампы могут светить на столько процентов больше, чем традиционные.
Осветители с внушительным эксплуатационным ресурсом помечаются как LongLife или HD LL. Впрочем, у каждого производителя свои маркировки, обозначающие конкретную продолжительность срока службы. Например, компания OSRAM обозначает «долгоиграющие» автолампы буквой L.
Виды осветительной оптики
Лампы накаливания
Классическая лампочка Эдисона представляет собой сферическую стеклянную конструкцию, где в безвоздушном пространстве находится вольфрамовая проволока, которая и излучает свет при нагревании. Электроны разогревают тончайшую проволоку, провоцируя электромагнитное тепловое и световое излучение. КПД таких приборов колеблется в диапазоне 6–8%. Он зависит от максимальной температуры накаливания, поэтому большинство бытовых лампочек ограничены в интенсивности свечения. Её жёлтый оттенок обусловлен низкой по современным меркам температурой нити — 2000 градусов по шкале Кельвина. Так, цветовая температура далека от оттенка солнечного света, что делает автолампу накаливания не самой приятной глазу человека. При более высоких температурах нить перегорает, а из-за оседания частиц вольфрама на стекле ограничивается прозрачность последнего. Таким образом, лампам накаливания свойственно затуманивание. В силу своей конструкции, классические автолампочки не позволяют фокусировать их световой поток отражателями. Такие приборы R2, но в магазине их не встретить — стоит признать, что место им в музее.
Галогенные лампы
Их появление лишило пользователей множества неудобств, связанных с использованием классических ламп. Улучшения начались с формы колбы, которая позволила сократить длину нити. Сама же конструкция из кварцевого стекла стала похожа на цилиндр. Полость таких автоламп наполняется инертным газом с парами галогена (йод, бром и прочие). Такой внутренний состав ламп позволил им совершать самоочищение, так как молекулы вольфрама попадают обратно на нить накаливания. Стеклянная поверхность постоянно пропускает много света, делая такие автолампы более практичными в эксплуатации. Именно галогенные осветители начали поддерживать более высокую температуру накаливания, изменив диапазон цветовой температуры до 2700–3000К.
Ксеноновые лампы (газоразрядные)
Такие осветительные приборы являются самой последней технологией в автомобилестроении. Схожие внешне с галогенными лампами, работают они иначе: колба, накачанная ксеноном, получает разряд, который провоцирует дугу электронов создавать свечение. Цветовая температура этой оптики самая высокая и на значении около 8000К излучает синий оттенок. Спектр света на отметке 5000–7000К похож на солнечный, что делает такие автолампы наиболее приятными для зрения. Их эффективность в разы выше ранее описанных, а долгий срок работы и надёжность обеспечены конструкцией: отсутствует нить накаливания, которая могла бы сломаться в случае тряски. Они разжигаются быстрее классических и дают далёкий и чистый свет.
В качестве минусов таких приборов отмечена потребность в стороннем оборудовании. Помимо этого, для разжигания требуется до 20000 вольт. Спорным качеством является и уровень света: с одной стороны, он повышает обзор хозяина машины, но с другой — может ослепить встречных водителей.
Ввиду сложной конструкции могут быть произведены только на заводе, что повышает их качество в целом, исключая шанс приобретения кустарных образцов.
Светодиодная оптика
Изначально в качестве автомобильные светодиодные лампы были использованы в верхних стоп-сигналах и задних фарах. Впервые белые светодиоды в освещении использовала фирма Audi в модели A8 W12 в 2004 году. Прошло чуть более десяти лет, но технология LED готова полностью заменить использующиеся на данный момент технологии. Ежегодно мощность светодиодов удваивается, что делает допустимым создание киловаттного устройства всего через 5 лет.
Преимуществами LED-технологии являются:
- Устойчивость к вибрации и ударам;
- Долгий срок службы;
- Малые затраты энергии;
- Высокий показатель яркости;
- Экологическая чистота.
Для замены обычных ламп на светодиодные не нужно менять цоколь или покупать стороннее оборудование — достаточно просто узнать тип гнезда и свериться по таблице идентичности осветителей.
Виды цоколей и их описание
Цоколи автоламп представляют собой соединения самого осветителя с патроном. Их существует немало вариантов в природе, но стоит их всегда отличать. Кроме того, на нашем сайте можно посмотреть список цоколей автомобильных ламп с картинками, а мы пока расскажем о цоколях ламп автомобильных.
Интересно! Необходимость в использовании оригинальных запчастей для ремонта автомобилей
Цоколь с защитным фланцем
Данные типы цоколей автомобильных ламп получили название фиксирующих и обозначены буквой P. Обычно их внедряют в осветители ближнего и дальнего света, требующие ясного местонахождения спирали относительно каркаса.
Софитные
Такие цоколи лампочек на авто обозначают, что осветители применяются в качестве салонной подсветки, номеров, грузового отсека или бардачка. Их внедряют между пружинными соединениями, из-за чего они напоминают предохранители. Такие цоколи ламп авто маркируют литерой S.
Штифтовые
Использование данного цоколя автомобильных ламп обычно идет на пользу авто. Еще это соединение может зваться байонетным, ведь цоколь лампы надежно крепится в пазу.
В этом отношении цоколевка автомобильных ламп может быть симметричной и несимметричной. Первая маркируется буквами BA, а вторая – BAZ или BAY.
Лампы со стеклянным цоколем
Это самые востребованные цоколи автоламп. По мнению ведущих автоэкспертов, при выборе осветителя лучше сфокусировать свой взор именно на этом варианте. Главным преимуществом можно назвать отсутствие металлического цоколя, что исключает образование ржавчине в патроне. Такие типы цоколей автомобильных ламп маркируются обычно в каталогах магазинов литерой W, а рядом в цифрах выражен его диаметр.
Указанные разновидности цоколевки применяемых в автомобиле ламп отличаются большим разбросом производительности и имеют разные назначения. Их используют, чтобы подсвечивать приборную панель или кнопки центральной консоли. Также они могут применяться в качестве подсветки автономеров.
Новые типы цоколей
Учитывая тот факт, что освещение авто в последнее время – центральная тема среди автолюбителей, поэтому производители предлагают альтернативу – поменять лампу стандартного типа на аналогичную только со светодиодами. Обычно такие типы цоколя автолампы в таблице магазинных каталогов. обозначены аббревиатурой LED.
Производители обычно используют цоколи, когда речь идет о штатном автомобильном освещение. Но среди видов автомобильных ламп и цоколей можно встретить и такие варианты, которые приспособлены для головных фар.
Но современные авто, обладающие светодиодными осветителями, предусматривают фары с цоколями специфичного строения. Тогда нужный фабрикат стоит подбирать в каталоге, ориентируясь на VIN-номер.
Маркировка цоколя
Цоколь — это элемент крепления лампы в патроне, который передаёт напряжение от проводки к механизму освещения и поддерживает герметичность колбы лампы. Многие модели являются газонаполненными, поэтому цоколь должен справляться с защитой весь срок службы, чтобы не допустить его выхода. В светодиодных осветителях цоколь служит исключительно для установки прибора в классическое гнездо, так как LED-технология не нуждается в герметичности.
Введение ГОСТ 2023-88 позволило отсеять огромное количество видов цоколей , оставив несколько основных категорий.
Цоколи ламп:
А — Автомобильная лампа обыкновенная.
АМН — миниатюрная автомобильная лампа.
АС — софитная.
АКГ — кварцевая галогенная лампа.
Т — цокольная миниатюрная.
R — оптика цоколем из металла.
R2 — колба имеет диаметр более 40 мм.
P — 15 мм цоколь и колба до 26,5 мм.
SV(C) — софитная автолампа с цоколями с обоих концов. Чаще всего они используются для освещения номеров.
BA — штифтовой тип конструкции, где каждый штифты имеют симметрию.
BAY — аналогичная предыдущей, но один штифт смещён по высоте.
BAZ — один из штифтов смещён по высоте и радиусу.
W — цоколь сделан из стекла.
Категоризация не по цоколю
Литера «H» говорит о галогенной наполненности лампы.
Y — Если буква указана в начале, то автолампа имеет оранжевый цвет колбы.
Виды и типы цоколей автомобильных ламп
Кроме обозначений лампочек есть еще и маркировка по присоединительному цоколю. Разные цоколи предотвращают установку лампочек в другие патроны. Существует несколько основных обозначений по цоколю:
- P – наличие этой буквы в начале маркировки говорит о том, что у лампы фланцевый тип цоколя;
- BA – так обозначаются цоколи штифтового типа, при этом штифты располагаются симметрично относительно друг друга;
- BAY – в этом цоколе штифтового типа один из штифтов отличается по высоте;
- BAZ – цоколь данного типа также относится к штифтовым моделям, только имеется смещение штифтов по радиусу и высоте;
- SV – лампочка софитная, т.е. имеется два цоколя с противоположных сторон;
- E – данный тип цоколя имеет резьбовую поверхность;
- W – цоколь лампочки выполнен из стекла.
В обозначении может быть также зашифровано и количество контактов, которые имеет цоколь. Они обозначаются маленькими латинскими буквами:
- s – такой цоколь имеет только один контакт;
- d – в данном цоколе используется два контакта;
- t – этот тип цоколей выполнен в трехконтактном варианте;
- q – цоколь с четырьмя контактами;
- p – присоединительный цоколь с пятью контактами.
Классификация, типы и обозначение
Какие бывают типы цоколей автомобильных ламп и чем они отличаются между собой? Ответы на эти вопросы вы найдете ниже.
Разновидности европейских и отечественных ламп
На территории России до сих пор выпускаются лампочки с цоколями, которым был присвоен ГОСТ еще во времена СССР:
- А — стандартная автолампа;
- АМН — дословная расшифровка — автомобильная миниатюрная лампочка;
- АС — софитный тип устройств;
- АКГ — кварцевая галогенная лампочка.
Обычно после этих аббревиатур на цоколевке отмечаются цифры, свидетельствующие о мощности устройства, а также номер разработки. Следует отметить, что такую маркировку вы сможете увидеть только на отечественной продукции. Основной минус таких продуктов — это отсутствие в шифре определенного типа устройства.
Что касается европейских товаров, в данном случае маркировка лампочек осуществляется по стандарту ЕСЕ:
- Т — миниатюрная лампа;
- R — устройство, диаметр цоколевки которого составляет 1.5 см, а размер колбы в данном случае равен 1.9 см;
- Р — деталь, в которой диаметр цоколя равен 1.5 см, а колбы — 2, 65 см;
- W — в данном случае цоколь элемента будет стеклянным;
- Н — галогенка;
- У — если эта буква имеется в маркировке, то это свидетельствует о том, что цвет колбы оранжевый.
Виды лампочек в зависимости от типа цоколя
Необходимо отметить, что виды цоколей могут различаться между собой по маркировке присоединительного компонента. Разновидности соединителей в зависимости от типа позволяют избежать возможного монтажа элемента в другие патроны.
Основные разновидности устройств такие:
- ВА — деталь, оборудованная цоколевкой штифтового типа;
- W — стеклянный компонент, в данном случае проволочные контакты выводятся наружу, этот тип обычно применяется для установки в поворотные огни;
- Р — такая маркировка свидетельствует о наличии фланцевой цоколевки — внутри конструкции расположена линза, предназначенная для направления света в определенную область;
- Е — данный символ предупреждает о том, что устройство имеет резьбовую поверхность, которая сначала использовалась в лампочках накаливания, на данный момент этот тип наиболее популярен среди автомобилистов;
- ВАY — эта комбинация также говорит о цоколевке штифтового типа;
- BAZ — устройство относится к подвиду штифтовых элементов, однако в конструкции должно быть незначительно смещение штифтов;
- G — компонент со штыковой цоколевкой.
Это были рассмотрены наиболее популярные виды, теперь вкратце расскажем о других разновидностях:
- F — конструкция устройства предусматривает наличие одного штыря.
- R — в данном случае контакт утоплен. Такой подвид рассчитан на более повышенную мощность, а также он может использоваться в среде с более высокой температурой. Как правило, это обозначение кварцевых и галогенных устройств, поскольку сами по себе они характеризуются небольшой массой и размерами.
- Т — телефонный тип, однако применяется он для обеспечения освещения в контрольном щитке транспортного средства.
- b — элемент оборудован рифленый штырем.
- с — в данном случае штырь будет иметь особую форму.
- а — цилиндрический тип штыря;
- S — софитное устройство, в котором цоколевка расположена на одной из сторон трубчатой лампочки. В быту такие детали используются в подсветках, светильниках, но и в автомобильных приборах софитные лампочки — не редкость.
- К — конструкция устройства подразумевает наличие кабельных соединений (автор видео — канал ПРОСТЫЕ ШТУКИ).
Также следует отметить, что между собой цоколевки могут отличаться не только по виду, но и по различному количеству контактов.
В данном случае маркировка будет следующей:
- s — это значит, что в конструкции используется один контакт;
- d — два контакта;
- t — устройство с тремя контактами;
- q — четыре;
- р — лампочка, в конструкции которой предусмотрено пять контактов.
Чтобы лучше разбираться в обозначении световых компонентов, предлагаем вам также ознакомиться с фотографиями устройств. Не каждый автолюбитель должен знать обо всех видах, тем более, что как видно в статье, разновидностей осветительных устройств достаточно много.
Технические характеристики ламп для автомобилей
Назначение | Тип | Напряжение, В | Мощность, Вт | Световой поток, Лм | Цоколь |
---|---|---|---|---|---|
Дальний-ближний свет | R2 | 61224 | 45/4045/4055/50 | >600400-550 | P45t-41 |
Противотуманные фары, дополнительные фары, ближний-дальний свет для четырехфазных систем | H1 | 61224 | 555570 | 135015501900 | P14.5e |
Дальний свет, ближний свет фар | H2 | 61224 | 555570 | 130018002150 | X511 |
Противотуманная фара, дополнительная фара | H3 | 61224 | 555570 | 105014501750 | PK22s |
Дальний-ближний свет фар | H4 | 1224 | 60/5575/70 | 165010001900/1200 | P43t-38 |
Дальий-ближний свет фар для четырехфазных систем | H7 | 12 | 55 | 1500 | PX26d |
Ближний свет для систем с четырьмя фарами | HB4 | 12 | 55 | 1100 | P22d |
Дальний свет для систем с четырьмя фарами | HB3 | 12 | 60 | 1900 | P20d |
Сигнал торможения, проблесковый сигнал, задний противотуманный фонарь, фонарь заднего хода | P21WPY21W | 612 | 21 | 460 | BA15s |
Сигнал торможения | P21/5WPY21W | 61224 | 21/521/521/5 | 440/35440/35440/40 | BAY15d |
Передний и задний габаритные фонари | P5W | 61224 | 5 | 50 | BA15s |
Задний габаритный фонарь | R10W | 61224 | 10 | 125 | BA15s |
Подсветка номерного знака, задний габаритный фонарь | C5W | 61224 | 5 | 45 | SV8.5 |
Лампа заднего хода | C21W | 12 | 21 | 460 | SV8.5 |
Передний габаритный фонарь | T4W | 61224 | 4 | 35 | BA9s |
W5W | 61224 | 5 | 50 | W2.1×9.5d | |
Передний габаритный фонарь, освещение номерного знака | W3W | 61224 | 3 | 22 | W2.1×9.5d |
D1S | 8512 | 3540 | 3200 | PK32d-2 | |
Ближний свет фар для четырехфарной системы | D2S | 8512 | 3540 | 3200 | P32d-2 |
Ближний свет фар для четырехфарной системы | D2R | 8512 | 3540 | 2800 | P32d-3 |