Проверка аккумулятора

От работоспособности аккумуляторной батареи (АКБ) во многом зависит функционирование автотранспорта, различного технического оборудования, питающегося энергией от независимого источника электрического тока. Своевременная проверка аккумулятора способствует надёжной и безотказной работе потребителей, зависящих от автономных источников электрического тока.

Тестирование автомобильного аккумулятора

Тестирование автомобильного аккумулятора

Проверка автомобильных аккумуляторных батарей

Существует 3 основные методики, как проверить зарядку аккумулятора:

  1. Визуальный контроль.
  2. Проверка без нагрузки.
  3. Тестирование нагрузочной вилкой.

Визуальный контроль

Проверка любой АКБ начинается с визуального контроля. Он состоит из следующего:

  1. Во время осмотра обращают внимание на целостность корпуса. На нём не должно быть никаких следов от потёков электролита.
  2. Выкручивают пробки в банках.
  3. Стеклянную трубочку с двумя метками опускают в каждую банку до упора в сетку.
  4. Пальцем зажимают верхнее отверстие трубки. Вынув её, фиксируют положение мениска жидкости.
  5. Нормой считается положение уровня между двумя метками. Если мениск находится за пределами нижней отметки, то в отверстия банки доливают дистиллированную воду. Проверку повторяют.
  6. Чтобы раствор стал однородным, батарее дают небольшое время для отстоя.

Внимание! Пониженный уровень электролита может быть вызван перегрузочным режимом эксплуатации аккумулятора. Следует протестировать генератор и устранить неисправность оборудования.

  1. Затем проверяют плотность электролита. Для этого используют специальный прибор, называемый денсиметром.
  2. Заборный наконечник опускают в банку. Отжимая резиновую грушу, засасывают жидкость в стеклянную колбу с ареометром внутри.
  3. Мениск жидкости будет находиться на уровне с одной из градуированных отметок плавающего ареометра.
Проверка плотности электролита

Проверка плотности электролита

  1. Нормальная плотность, в зависимости от температурных условий, должна быть такой.

Плотность электролита

Плотность электролита, г/см3Температурные условия
1,27 – 1,29Холодное время года
1,25 – 1,2718 – 220С
1,23 – 1,25Жаркое лето

Дополнительная информация. Пониженный уровень электролита, низкая его плотность приводят к быстрому разрушению свинцовых пластин и полному выходу из строя АКБ.Отклонение от нормативных показателей устраняют доливкой раствора серной кислоты в банки батареи.

Проверка без нагрузки

Это самый простой способ, как проверить аккумулятор в домашних условиях. Прежде всего, с АКБ снимают клеммы питания и оставляют батарею в покое минимум на 7 часов. На тестере включают режим замера без нагрузки. Провод с клеммой «+» соединяют с плюсовым выводом АКБ, наконечник отрицательного провода прибора прижимают к минусовому выводу батареи. На экране вольтметра появятся цифровые значения ёмкости и напряжения.

Важно! Все замеры нужно производить только после полной зарядки аккумулятора. Если этого не сделать, то получить объективные данные о состоянии электрооборудования будет невозможно.

Анализируя показания вольтметра, можно судить о состоянии АКБ.

Результаты тестирования вольтметром

Напряжение, вольтЗарядка батареи, %Состояние
12,9 – 12,6100В полной исправности
12,6 – 12,375Нуждается в подзарядке
12,3 – 12,150Одна из банок замыкает
12,1 – 11,825Подлежит утилизации
11,8 – 11,50- « -

Замер без нагрузки

Замер без нагрузки

На этом можно закончить обследование батареи, установленной на авто. Однако может возникнуть ситуация, когда батарея в процессе эксплуатации будет продолжать быстро терять энергетический потенциал. Вот тут и потребуется проверить аккумулятор под нагрузкой.

Тестирование нагрузочной вилкой

Проверка состояния АКБ нагрузочной вилкой производится после полной зарядки батареи. Цель тестирования сводится к тому, как проверить заряд аккумулятора после активной нагрузки, равной по мощности с работой стартера в течение 5 секунд. Падение напряжения должно находиться в нормативных пределах.

Принципиальная схема нагрузочной вилки состоит в том, что на ручке закреплён вольтметр, соединённый с двумя контактными электродами через мощное сопротивление. Это может быть либо резистор высокой мощности, либо изогнутая лента из сплава металлов с большим сопротивлением. Нагрузка, прилагаемая к испытуемому оборудованию, составляет 100-250 А. Её величина имитирует запуск двигателя в машине.

Современная модель нагрузочной вилки

Современная модель нагрузочной вилки

Проверку осуществляют кратковременным контактом электродов прибора с полюсными выводами АКБ. Новые модели тестеров снабжены проводами с зажимами. Их закрепляют на клеммах оборудования и нажимают кнопку. Прибор включается ровно на пять секунд. Результат замера отображается на экране в числовом выражении.

Если проседание напряжения достигло 10,4 вольт, то это говорит о том, что батарея находится в полной исправности. В случае падения напряжения до 9,6 в аккумулятор должен заряжаться. Более низкие показатели могут означать, что АКБ лучше заменить новой батареей.

Внимание! Не стоит опасаться проверить аккумулятор нагрузочной вилкой. Вреда батареи это не принесёт. Однако стоит избегать частых замеров.

Проверка батареи ноутбука

Если своевременно проверить аккумулятор мобильного персонального компьютера, это поможет избежать неприятной ситуации, когда ноутбук замрёт вдали от электрических розеток. Средний ресурс АКБ достигает 400-500 циклов разрядки – зарядки. Срок службы составляет 3-4 года. По мере эксплуатации ноутбука возрастает износ батареи. Время работы устройства до зарядки сокращается.

Тестирование проводят с помощью программного обеспечения Windows. В результате запроса на дисплее компьютера отразится информация о первоначальной и фактической ёмкости батареи.

Например, было получено сообщение: 54020 и 24010. Процентное соотношение этих величин составит: (24010/54020) х 100 = 44,4%. Батарея утратила 55,6% ёмкости, и предстоит скорая замена аккумулятора.

Тестирование АКБ шуруповёрта

Знание о том, как проверить заряд аккумулятора для шуруповёрта, поможет не ошибиться при покупке б/у инструмента. Проверку делают с помощью мультиметра следующим образом:

  • Аккумуляторный блок полностью заряжают, установив его в зарядное устройство;
  • Дисковый указатель мультиметра устанавливают напротив знака DCV (область измерения постоянного напряжения);
  • Наконечники проводов прибора вставляют в пазы корпуса аккумуляторного блока. В плюсовое гнездо опускают щуп красного провода, в минусовый паз вставляют наконечник чёрного провода.
  • Если экран мультиметра покажет напряжение не ниже 18 в, то батарея находится в отличном состоянии.
  • Величина напряжения ниже 16 в «говорит» о том, что батарея находится в плачевном состоянии и требует замены.

Совет. Бывает, что щупы прибора не проходят в пазы АКБ. Надо взять проводки, зачищенные от изоляции с обеих сторон. Их вставляют в проёмы корпуса аккумулятора и соединяют с наконечниками.

Проверка АКБ шуруповёрта

Проверка АКБ шуруповёрта

Блок состоит из нескольких цилиндрических литиевых батарей (бочонков). Они соединены между собой никелевой лентой с помощью точечной сварки. Чтобы не менять весь блок, бочонки рассоединяют и тестируют каждый из них отдельно. Проверенные негодные элементы меняют на новые батарейки. Соединения восстанавливают точечной сваркой.

Проверка аккумуляторов 18650

Пальчиковые аккумуляторные батарейки задействованы во многих электробытовых устройствах: от фонариков до беспроводных пультов управления игровыми приставками.

Ёмкость пальчиковых аккумуляторов обычно составляет 2500-3200 mAh. Есть батареи с ёмкостью 3600 mAh и более. Если замечено, что АКБ 18650 разряжается быстрее, чем обычно, то следует проверить реальную ёмкость. Для этого потребуются мультиметр, нагрузка и секундомер.

Тестирование АКБ 18650

Тестирование АКБ 18650

Измерение ёмкости пальчиковой батареи сводится к фиксации временного промежутка, в течение которого произойдёт падение напряжения до критического значения 2,5 в. Умножив количество времени в часах на величину силы тока разряда, добавив теоретический расчёт до полного разряда, получают фактическое значение ёмкости батареи.

Внимание! Часто реальная ёмкость новой АКБ оказывается ниже заявленной производителем. Это обычный приём изготовителя для повышения спроса на товар.

Проверки состояния аккумулятора сэкономит средства и продлит срок службы батареи. Если не окажется соответствующего оборудования для тестирования АКБ, то это можно сделать в ближайшей радиомастерской.

Видео