Вовлеченность в образовании. что о ней говорит наука?

Содержание

Интерактивное оборудование может стать мощным инструментом, помогающим повысить вовлеченность учащихся в учебный процесс. Предоставляя учащимся доступ к современным технологиям, таким как интерактивные доски, планшеты и проекторы, учителя могут создать иммерсивную среду обучения, способствующую активному участию. Эти технологии также могут быть использованы для введения новых понятий и облегчения сотрудничества между учащимися, позволяя им взять на себя ответственность за процесс обучения. Интерактивное оборудование, например как тут https://www.edcomm.ru/, также может обеспечить мгновенную обратную связь и помочь учащимся легче визуализировать сложные концепции, тем самым способствуя их пониманию и вовлечению. В конечном итоге, интерактивное оборудование может стать ценным активом в учебном процессе, позволяя учителям создавать захватывающие, увлекательные и эффективные учебные занятия для своих учеников.

Негативные последствия воздействия информационных технологий на учащегося

Выше речь шла о положительном влиянии на образовательный процесс средств информационных и коммуникационных технологий. Но, как и всякий предмет или явление, ИКТ имеют и обратную сторону. Их использование во всех формах обучения может привести к ряду негативных последствий, среди которых:

  • ухудшение физиологического состояния и здоровья учащегося (неустойчивая детская психика приводит к привыканию к компьютеру учащихся, что сказывается на их здоровье);
  • ряд психолого-педагогических проблем ( неотфильтрованная информация наносит психологический вред ребенку);
  • снижение речевой активности обучающегося (что особенно характерно для форм открытого и дистанционного обучения), в результате чего учащийся не имеет достаточной практики формулирования и высказывания собственных мыслей. Согласно последним психологическим исследованиям, длительное отсутствие активной речевой практики негативно сказывается на процессах мышления, в т.ч. самостоятельного;
  • недостаток живого диалогического общения между участниками образовательного процесса, который становится дефицитным в результате чрезмерной индивидуализации обучения.

А также, «минусами» применения ИКТ являются:

  • возросшие требования к педагогу (многие учащиеся имеют более современную технику дома, в то же время достаточно большое количество педагогов не имеет даже минимальных знаний в области ИКТ);
  • исследовательская деятельность учащихся затруднена двумя причинами: множество рефератов на CD дисках и в Интернете, дающие возможность получить готовый продукт;
  • технология проектной деятельности не до конца освоена учителями-предметниками;
  • технология самообразования для учащихся не разработана;
  • невысокая информационная культура, как у учащихся, так и у педагогов;
  • нет единой информационно—методической службы для учащихся, их родителей и учителей.

И, конечно, Internet. Не стоит преувеличивать его значение как информационного источника. Во всемирной паутине миллиарды документов, обеспечивающих мгновенный доступ к различным ресурсам информации. Приходится сомневаться в достоверности и качестве некоторых из них. Но главное, использование данных ресурсов часто приводит к негативным последствиям, прежде всего, в процессе обучения учащегося, его самостоятельной, научно-исследовательской деятельности. При использовании таких средств ИКТ срабатывает «принцип экономии сил»: зачем тратить собственную энергию и время на подготовку к практическому занятию или лабораторной работе, если Интернет предоставляет такой богатый выбор; если можно, не затрачивая почти никаких усилий, одним кликом компьютерной мыши получить готовое решение проблемы? Сообщения и рефераты, сочинения, — за деньги или бесплатно. Для современного ученика такой способ обучения стал привычным и вполне приемлемым. Хочется особенно подчеркнуть, что метод этот отнюдь не способствует повышению эффективности образовательного процесса. Наоборот. В результате таких бесхитростных действий обучающийся не способен самостоятельно мыслить, формулировать и высказывать собственное мнение; у него не формируются навыки работы с информацией (процесс её накопления, отбора и систематизации).

Актуальность бизнеса

Детские развлечения всегда пользуются высоким спросом. Это самая лояльная аудитория, которую легко привлечь. Дети с удовольствием посещают такие аттракционы, а родители с готовностью платят за услуги, которые считают не просто развлекательными, но еще и полезными.

Все выглядит довольно просто и выгодно – открывай игровую комнату и зарабатывай! На деле же обязательно нужно оценить бизнес, учитывая его перспективы и риски.

Преимущества

Недостатки

  • Высокий спрос и быстрая окупаемость

  • Не требует специальных серьезных знаний

  • Низкие текущие затраты

  • Простое ведение бизнеса

  • Не требуется лицензия на проведение работы образовательного характера, высококвалифицированных специалистов

  • Быстрый старт. Для раскрутки не потребуется значительных вложений. Закупку и установку оборудования для площадок можно поручить профессиональным компаниям

  • Стабильность. Данный вид деятельность работает на перспективу. Спрос на развлекательные комнаты остается активным и постоянно растет

  • Высокая конкуренция в сфере детских развлечений

  • Требуется серьезное оборудование

  • Высокая конкуренция в местах повышенного скопления целевой аудитории

Всё это необходимо учитывать на стадии планирования и подготовки. Начните с того, что изучите потребительский рынок и уровень конкуренции. Оцените свои возможности, подберите выгодные локации и разработайте подробный бизнес-план.

Анализ рынка

Назвать детскую интерактивную комнату высокорентабельным бизнесом: чтобы вложения окупились, потребуется не менее полугода. Однако это стабильная и перспективная идея, которая будет актуальна еще долгое время.

Чтобы вложения себя оправдали, а бизнес приносил прибыль, для начала нужно провести анализ рынка услуг по организации детского досуга в конкретном городе

Стоит также обратить внимание на наличие и количество потенциальных конкурентов, к которым можно отнести:

  • игровые комнаты для детей разных возрастных групп;
  • развлекательные центры для всей семьи;
  • центры развития детей.

При планировании бизнеса важно учитывать следующее:

  1. Место. Выбор правильной локации – один из наиболее важных параметров, влияющих на прибыльность дела. Интерактивная игровая комната должна находиться в месте скопления целевой аудитории. Крупный торговый центр – это отличный вариант.
  2. Конкуренция. При выборе места нужно убедиться, что поблизости нет прямых конкурентов. Если они есть, то стоит выяснить их ценовую политику, маркетинговую стратегию, наполнение, целевую аудиторию.
  3. Возрастная группа. Для начала не стоит пытаться охватить аудиторию всех возрастов, ведь для каждой требуется свой набор оборудования, а оно – удовольствие не из дешевых. Поэтому рекомендуется определиться с сегментом и сосредоточиться на нем.

Минусы

Тем не менее, у интерактивного метода есть и недостатки, которые важно учитывать при работе с детьми:

  • Не всегда удаётся адаптировать метод к особенностям характера и поведения всех детей. Например, он не всегда эффективно позволяет преодолеть нежелание ребёнка включаться в процесс обучения. Также есть вероятность, что мнение одного из учеников, лидирующего в группе, будет доминировать над другими.
  • Преподаватель, который включает детей в интерактив, должен обладать соответствующими характеристиками, знаниями и умениями. У него самого должен быть опыт работы в интерактиве. Если учитель недостаточно хорошо владеет интерактивными методиками, то есть вероятность, что он потеряет контроль над классом, а ученики воспользуются этим, чтобы отлынивать от работы.
  • В первое время внедрение метода может вызвать у учеников внутренний дискомфорт и тревожность, так как он разрушает привычные стереотипы о процессе обучения. Со временем этот эффект должен пройти, но за школьниками нужно внимательно следить и создавать для них комфортные условия.
  • Трудно сохранить баланс между игрой и учёбой. Если слишком увлечься интерактивом, то можно отклониться от главной цели обучения — получения новых знаний по определённой теме.
  • Если пользоваться только одним методом, есть риск, что ученикам позже будет труднее адаптироваться к другим. По этой причине рекомендуется сочетать несколько методов в процессе обучения, чтобы показать ребёнку, что существует множество путей и способов развития и получения знаний.

Персонал

В первое время сенсорная игровая площадка может обойтись минимальным количеством сотрудников: достаточно двух работников, работающих посменно. Функцию администратора может выполнять сам предприниматель, бухгалтерским учетом – специалист, нанятый по аутсорсингу. Если вы арендуете место в ТЦ, то уборкой, скорее всего, будет заниматься сотрудник ТЦ, а если у вас отдельная площадка, то уборку можно поручить основному работнику.

В основные обязанности сотрудников входит:

  • Присматривать за детьми;

  • Обеспечивать безопасность детей на площадке;

  • Организовывать игры, помогать разобраться с игровым оборудованием;

  • Следить за исправностью оборудования;

  • Поддерживать на игровой площадке чистоту и порядок.

Главное требование к сотрудникам — наличие санитарной книжки, поскольку они работают с детьми.

Будущие сотрудники должны уметь правильно обращаться с детьми, осознавать свою ответственность за их безопасность на площадке. Как правило, сотрудниками таких площадок становятся студенты педагогических вузов и работники, имеющие опыт работы с детьми в аналогичных проектах.

Источники интереса к изучению вовлеченности

Теория предотвращения «отсева» учащихся

Теория предотвращения «отсева» учащихся и школьных интервенций была озвучена в исследовании «Академические успехи среди учащихся, подверженных риску неуспеваемости в школе» в 1997 году. 1800 человек были поделены на три группы на основании их оценок: успешные (устойчивые), троечники и отсев (неуспевающие). Их сравнивали по психологическим характеристикам и показателям школьной вовлеченности. Результаты исследования подтвердили гипотезу: вовлеченность — ключевой компонент академической успеваемости, который позволяет разрабатывать мероприятия для «спасения» учеников в группе риска (отсева).

Теория мотивации

Интерес к концепции вовлеченности обычно связан с теорией мотивации, в основе которой лежит теория детерминации, связанная с пониманием внутренней мотивации. Например, если люди играют, исследуют и участвуют в деятельности ради удовольствия, вызова и волнения, то это внутренняя мотивация. К внешней мотивации может относиться какое-то поощрение: первое место, высокая оценка, приз. 

Как считает автор теории детерминации, американский психолог Ричард Райан, человек по своей природе — создание любознательное, у него есть интерес к познанию и обучению, желание понять обычаи и ценности, которые его окружают. Эта гипотеза была выдвинута в работе «Применение теории самоопределения в образовательной практике».

Человек будет вовлечен, если он находится в среде, поддерживающей его потребности к автономии, компетентности и принадлежности. Например, дети, учителя которых поддерживали их стремление к автономии, проявили больше внутренней мотивации к учебе, чем дети, которых учителя контролировали. Как показывает исследование 1999 года, положительная обратная связь от учителей усиливает стремление к свободному выбору.

Будьте строгим, давая инструкции

В первые две недели после начала занятий часто напоминайте учащимся о том, что от них ожидается. Для того, чтобы все слушали все время, поясните, что вы никогда не будете повторять свои инструкции после того, как единожды все объяснили. 

Пример:

Прежде чем начать говорить, очень важно потребовать:

  • полной тишины,
  • полного внимания со стороны учеников,
  • чтобы все пять глаз были на вас — это заставит ребят прислушаться (поясним: два глаза на лице, два глаза на коленях и глаз на сердце).

Существуют более подробные установки: сидеть, слушать, спрашивать, кивать, когда понимаешь, следить за говорящим.

Когда вы ознакомили учеников с правилами, придумайте сигнал, который должен напоминать им о требованиях и подождите, пока они не будут полностью готовы к тому, чтобы вы заговорили.

Местоположение

От правильности выбранного места будет зависеть рентабельность бизнеса

При открытии интерактивной комнаты для детей лучше всего обратить внимание на локации, расположенные:

  • В крупных ТЦ, где предполагается большой поток людей. При этом взрослые с удовольствием оставят своего ребенка под присмотром, чтобы спокойно совершить покупки.

  • В спальных районах города. Местные жители с удовольствием отведут детей на интерактивную площадку, которая находится рядом с домом.

При выборе подходящего помещения для открытия интерактивной игровой комнаты следует учитывать следующие моменты:

  • если она находится в ТЦ, то лучше располагать ее недалеко от входа или рядом с местами, где будет ваша целевая аудитория: магазины детской одежды и игрушек, фуд-корт и т.п. Выбирайте места, которые хорошо просматриваются, заметны сразу и к которым легко подойти. Тогда игровая комната будет рекламировать себя сама;
  • если она находится в отдельном помещении в спальном районе, то лучше выбрать первый этаж и предусмотреть отдельный доступный вход;
  • помещение должно быть просторным, а также иметь качественную отделку;
  • обязательно наличие санузлов в пределах комнаты или вблизи нее;
  • минимальная площадь помещения для интерактивной комнаты должно быть не менее 65 кв.м.

Площадь игровой комнаты зависит от финансовых возможностей предпринимателя и количества посетителей, предполагаемых обслуживать за один раз. Чем больше помещение – тем больше оборудования потребуется для оснащения, тем выше будет аренда. Логично, что интерактивная игровая площадка в ТЦ будет привлекать больше посетителей, но окажется дороже; а в спальном районе выгоднее открыть комнату поменьше, чтобы это было рентабельно.

Инновационные методики воспитания в свете ФГОС

Не так давно возникла насущная потребность внедрять инновации в официальный воспитательный процесс, для чего было принято ФГОС и ответственность за него. Цель таких перемен — сделать детей максимально готовыми к взрослой жизни, социализировать наших чад и минимизировать риски возможного девиантного поведения. И, естественно, такие перемены коснулись также интерактивных методик.

Подробнее об интерактивных методах обучения дошкольников

Организация интерактивного дошкольного занятия будет гораздо более продуктивной, если все смогут поучаствовать в нем, каждый автор внесет свой маленький вклад, будет стараться для общего блага. Эти методики учат активно взаимодействовать, работать в коллективе, познавать мир не только из уст взрослых, но и своих сверстников, а это, в свою очередь, учит толерантности, порождает начальный интерес принятие чужой позиции и другого мнения.

Интерактивные методы обучения, применяемые в ДОУ

Дебаты — пожалуй, один из наиболее популярных методов решения любых проблем с помощью коллективного обсуждения во всем мире. Раньше этот ограниченный вид не применяли в ДОУ, но сегодня этот инструмент используется с большим успехом.

Обратите внимание! Суть в том, чтобы дети поочередно высказали каждый свое мнение на заданную конкретную тему, а после высказываний ответили на все вопросы сверстников. Так можно услышать много разных точек зрения, выбрать самые интересные высказывания

Пример:

  • Постановка проблемы (вопроса, по которому будут вестись дебаты) — у воспитательницы заболел котенок.
  • Поочередно дети предлагают лечить его, кормить витаминами, завести к доктору, сделать укол, найти ему друга, повести на прогулку, одеть шарфик и т. д.
  • Дети определяют, что подходит и чем болен котенок.

Дебаты как интерактивное занятие это, в первую очередь, способ поиска истины, которая рождается только в процессе взаимодействия с другими детьми. Ребенок начинает понимать, что социализация важна, что положение в обществе также имеет большое значение, и что наиболее весомые предложения исходят от самых общительных деток.

Коллективные дебаты

Обратите внимание! Во время дебатов дети учатся не только вести беседу, задавать правильные вопросы, отвечать на них, но также и говорить четко, уверенно, не боясь публики, осуждения и коллектива. Ассоциативный цветок — еще одна интересная методика в арсенале современного воспитателя ДОУ

Суть заключается в том, что на доске закрепляется две картинки (центры цветков) и две группы детей заполняют цветочек листьями из других картинок, которые у них ассоциируются с центральной

Ассоциативный цветок — еще одна интересная методика в арсенале современного воспитателя ДОУ. Суть заключается в том, что на доске закрепляется две картинки (центры цветков) и две группы детей заполняют цветочек листьями из других картинок, которые у них ассоциируются с центральной.

Важно! Для детей младшего дошкольного возраста лучше выбрать обобщающие карточки (игрушки, цветы, человек конкретной профессии и т. д.), а для старшего возраста можно выбрать карточку с более узким спектром (санки, чашка, ракета и т. д.). Дерево решений — посредством подручных материалов создать общий проект-дерево

Здесь стоит использовать поэтапную работу:

Дерево решений — посредством подручных материалов создать общий проект-дерево. Здесь стоит использовать поэтапную работу:

  1. Создать условно нерешаемую задачу, вопрос, на который нет конкретного ответа, т. е. есть место фантазии.
  2. Знакомство со схемой дерева (ствол, ветки, листья) и сопоставление ее с задачей. Ствол выступает в качестве проблемы. Ее решение можно осуществить через ветки — пути поиска ответа на поставленный вопрос. А листья — это ответы.
  3. Сам процесс ответа на вопрос, когда дети предлагают варианты и рисуют/наклеивают/пишут на листьях дерева эти варианты.

Дерево решений в ДОУ

Пример:

  • Вопрос: «Что нужно дереву, чтобы найти друзей?».
  • Дети рисуют на листиках цветочки, чтобы сделать его привлекательным для пчел, наклеивают картинки с фруктами, чтобы к нему пришли детки, изображают гнезда, чтобы приманить птичек, создают импровизированное дупло для белки и т. д.

Все интерактивные технологии в дошкольном образовательном процессе, которые сегодня существуют, используются в практике воспитателей ДОУ, тем не менее, в зависимости от возраста такие методы могут быть видоизменены. Например, для старшего дошкольного возраста лучше использовать дискуссию, а младшим больше подойдет деловая игра.

Базовое оборудование кабинета информатики

Начнём с самого минимального набора. Вообще, главной отличительной особенностью компьютерного класса от простого класса, это наличие в нём компьютеров и локальной сети. Поэтому можно начать именно с них.

Компьютеры (автоматизированное рабочее место)

Компьютеры это самое необходимое, что должно быть в кабинете информатики. Причём все они должны отвечать минимальным системным требованиям, а их количество, должно соответствовать количеству обучающихся.

Характеристики, на которые стоит обратить внимание:

  • Оперативная память не менее 4Gb
  • Процессор не менее чем на 2 ядра и частотой не менее 1,6 Ghz
  • Объём памяти видеокарты не менее 512 Mb
  • Жёсткий диск любого объема (интерфейс Sata)
  • Наличие Usb – разъема на лицевой стороне системного блока (в верхней части)
  • Мышь и клавиатура должна быть Usb
  • Диагональ монитора не менее 17 дюймов, жидкокристаллическая.

Дорогие и высокопроизводительные компоненты брать совсем необязательно, в большинстве случаев будет достаточно и самых бюджетных комплектующих, отвечающих перечисленным требованиям. Таким образом, можно хорошо сэкономить, что приветствуется во всех образовательных учреждениях.

Не стоит экономить только на мышках, чаще всего они быстрее выходят из строя.

Следуя этому совету, Вы перестанете издеваться над нервами детей и ускорите работу на занятии!

Сервер (учительский компьютер)

В базовой комплектации компьютерного класса роль сервера будет выполнять преподавательский компьютер, который должен быть более производительным. Компьютер преподавателя будет и хранилищем общих файлов, и сервером тестирования, и сервером печати и еще много обязанностей на него можно возложить.

На учительском компьютере экономить не стоит, качество комплектующих и высокая производительность будет оправдан.

Локальная сеть

С компьютерами разобрались теперь о локальной сети. А именно провода, розетки, разъёмы. Ни для кого не секрет что, для соединения компьютеров в локальную сеть практически всегда используется кабель – витая пара. При покупке кабеля следует сначала подсчитать метраж.

Используйте розетки для сетевых проводов. Не допускайте, чтобы из стены торчали провода.  Коннекторы используются RJ-45. Они нужны для обжима кабеля на концах проводов витой пары. Также купите обжимник (Кремпер). У любой серьёзной организации должен быть такой инструмент.

Используйте розетки для сетевых проводов

Причём обратите внимание на то, что розетки бывают внутренними и наружными

Коммутатор

Без этого устройства соединить компьютеры не получится. Берите коммутатор с 24 и более розетками. Это позволит в будущем увеличить общее число компьютеров в классе или подключить дополнительное сетевое оборудование (например, модем или сетевой принтер)

24-портовый коммутатор будет оптимальным вариантом для компьютерного класса.

Принтер или МФУ

Принтер нужен не только в компьютерном классе, он незаменим везде. Поэтому о его необходимости говорить не приходится. Будет лучше, если это будет МФУ (многофункциональное устройство). И обязательно с сетевым интерфейсом. Это позволит подключить МФУ к локальной сети и обеспечить сканирование и печать с любого компьютера в классе.

Выбирайте принтеры и МФУ только популярных производителей (Canon, HP, Samsung, Xerox), и обязательно с лазерной печатью, хорошей скоростью печати и высокой производительностью.

Проектор

Проектор должен быть обязательно, в любом компьютерном классе. Желательно его сразу установить на потолок, чтобы его никто не двигал и не брал попользоваться. Дополнительно к проектору прикупите проекционный экран (белое полотно). Ну, беспроводной презентатор для компьютера.

При покупке проектора обязательно проверьте его работу при дневном свете, так как в бюджетных моделях очень тусклая лампа.

Надёжное электропитание

Очень важно обеспечить надёжное электропитание всего того что мы перечислили выше. Тут нам помогут сетевые фильтры и источники бесперебойного питания (ИБП), которые спасут вашу технику от резких скачков напряжения, а в некоторых случая и от молнии

Кроме того, не лишним будет, чтобы в электросети класса было встроено УЗО (защитное устройство).

В целях экономии ИБП можно установить для компьютера преподавателя или отдельного сервера, а на рабочих местах использовать сетевые фильтры

Внедрение модели интерактивного образования

Занятия, на которых используются интерактивные технологии образования, должны быть четко структурированные.

Обратите внимание! Воспитателю отводится роль практически наблюдателя, поэтому он должен продумать, как сделать урок интересным, полезным

Структура занятия интерактивного обучения

Очень эффективным является использование схемы активного занятия в ДОУ, описанной ниже. Такая структура урока позволит добиться не только результативности обучения новому материалу, но и сплоченности группы. Выглядит структура таким образом:

  1. Знакомство с заданием
  2. Разбивка на группы.
  3. Начало интерактивной игры и сам процесс.
  4. Заключительный этап.

Роль учителя

Роль воспитателя ДОУ заключается в том, чтобы следить за происходящим, а если это нужно — регулировать течение игры. Необходимо обеспечить максимальное взаимодействие, педагогический контроль, предупреждать конфликты, подсказывать правила.

Работа в парах или группах

Знакомство с заданием: как правило, на этом этапе ребенок уже заинтересован в активном участии, так как хочет узнать, что же это такое. Тем не менее, следует обозначить не только цель интерактивной игры, но и рассказать все правила. Роль воспитателя на этом этапе очень важна, поскольку от его умения относить информацию деткам, будет зависеть выполнение намеченного плана.

Разбивка на группы

Разбивка на группы (пары): с этой задачей может справиться только профессиональный воспитатель. Казалось бы, чего тут сложного, но подобрать микрокоманду очень сложно. Если в одну группу отобрать только активных ребят, а в другую — пассивных, то ясное дело, что первая группа покажет куда более высокие результаты.

Как добиться максимального эффекта

Работа в коллективе ДОУ с детворой может проходить как в парах (готовят совместный проект), так и в группах по несколько человек (играют в ассоциации), а может быть для всего коллектива (деловая игра или дерево решений).

Начало интерактивной игры и сам ее процесс:

  • В зависимости от того, какой возраст детворы, будет оптимальным подобрать конкретное задание. Например, вернемся к ассоциативному цветку: дети, которые уже могут понять, что с санками ассоциируются лыжи или коньки, смогут очень весело провести время и узнать много нового, а если ребенок кроме зимы ничего не смог подобрать, то такой цветочек завянет, так и не распустившись.
  • Если ребенок не хочет играть в игру, то можно использовать дискуссию или мозговой штурм. Если все дружно будут решать проблему «Как развеселить друга?», то и ребятишкам будет весело, и ребенок, который был без настроения, активизируется.

Обсуждение проблем

Заключительный этап. В любой игре есть победители и проигравшие. Главное — донести ребенку то, что опыт, полученный в процессе игры, — бесценен. Ребенок начинает познавать мир и социализироваться, осознавать, что не всегда будет побеждать, а выиграть есть шанс у каждого. Роль воспитателя тут сводится к оценке эмоций каждого ребенка, и если есть те, кто расстроен, — поддержке.

Важно! Все предложенные интерактивные образовательные технологии являются активом в руках воспитателя ДОУ. Добиться максимального эффекта можно только если использовать все их по назначению, по возрасту и придерживаться правил игры

Таким образом, можно заключить, что применение интерактивных методов, таких как презентация, учебный игровой урок, в образовании детей дошкольного возраста очень просты в использовании, помогают хорошему воспитателю справиться с любыми трудностями в коллективе, научить детей справляться с любыми сложностями, моделируя ситуации взрослой жизни.

Виды интерактивных и активных методов обучения

Обучение деток средствами интерактивной методологии включает множество способов: это и дискуссия, и викторина, и дерево решений, и реклама, и деловая игра, и мозговой штурм и многие другие

Сегодня же мы обратим особое внимание на два последних активных коммуникационных метода обучения

Интерактивные технологии

Деловая игра

Деловая игра является неотъемлемым элементом воспитания ребенка дошкольного возраста. С ее помощью дети имитируют различные роли: финансист, повар, водитель автобуса, няня, иностранный переводчик, учитель, педагог в вуз и т.д. Воспитатель может сам предложить тут или иную ситуацию, а маленькие «актеры» играют свои роли. Деловая игра позволяет раскрыть не только актерский талант, но и научиться, как правильно принимать решения, вести себя в коллективе, общаться и даже рассчитывать семейный бюджет.

Обратите внимание! Если провести деловой интерактив «Семейный бюджет!», то с ее помощью можно научить коллектив как правильно распределять доходы, где стоит сэкономить, какие потребности более важны, а чем можно пожертвовать

«Мозговой штурм» в дошкольном образовании

Мозговой штурм — это активная методика обучения, при которой дети взаимодействуют, обсуждая ситуацию, и принимают решение вместе. Перед тем, как приступить к дискуссии, ребятишкам дается время на обдумывание ситуации. Это может быть 1 минута, а может и 10 — все будет зависеть от сложности вопроса. И когда каждый самостоятельно обдумает вопрос, предлагается коллективно обсудить его. Такую методику нельзя отнести к новой: ее используют даже в международных компаниях, поскольку вместе проблему решить гораздо легче.

Мозговой штурм

Теории целеполагания

Саморегуляция напрямую связана с навыком постановки целей, который и отвечает за эффективность выполнения задач. О цели как о «конечной причине» изменений или движения человека в определенном направлении еще Аристотель. Но в современном виде теория целеполагания (или теория постановки целей) появилась в 1968 году благодаря американскому психологу Эдвину Локку. Он изучил работу британского ученого Алека Мейса, считавшего, что деньги не всегда являются основной мотивацией человека к работе. Отталкиваясь от этого, Эдвин Локк провел исследования и описал выводы в статье «Теория мотивации целей и стимулов», она и легла в основу современной теории целеполагания.

Пять принципов целеполагания Локка

Согласно Эдвину Локку, есть пять принципов, определяющих успешность достижения цели:

  • ясность;

  • вызов;

  • вовлеченность;

  • обратная связь;

  • дробление задач (крупных на более мелкие).

В своих исследованиях он показал, что трудные цели обеспечивают более высокий уровень производительности, чем легкие, а их конкретизация усиливает отдачу в сравнении с размытым определением «сделать все возможное».

Категории целей по Дуэк и Леггетт

Мотивация учащихся и поведение, ориентированное на достижения результатов, могут быть поняты при помощи изучения причин или целей, которые они ставят во время включения в обучение. Согласно исследованию «Социально-когнитивный подход к мотивации и личности» Кэрол Дуэк и Эллен Леггетт, «цели, преследуемые индивидами, создают рамки, в которых они интерпретируют события и реагируют на них». 

Дуэк и Леггетт вывели общую концепцию целей, согласно которой разделили цели в интеллектуальной деятельности на две категории — производительность и обучение. Также выделяется третья целевая ориентация: цель избежать неудачи. Разные цели рождают разные паттерны реагирования. В зависимости от выбора конечной цели, успех и неудача будут означать разные исходы. В первом случае человек стремится получить высокую оценку своего труда, во втором — намерен повысить свою компетентность, в третьем — стремится получить оценку не хуже, чем другие. Исследования показывают, что цель избежать неудачи пагубно влияет на академическую успеваемость.

Основы вовлеченности

Чтобы по-настоящему заинтересовать детей учебой, работать необходимо с когнитивным и эмоциональным уровнем. Разобраться с факторами вовлеченности в этих двух измерениях поможет теория ожиданий и ценности. В ее основе лежат два компонента: ожидания ребенка, то есть ощущение, что он может справиться с задачей, и воспринимаемая ценность задачи, то есть мотивация браться за ее решение. 

Если дети сомневаются, что могут справиться с заданиями, они начинают волноваться и стараются избегать таких «непосильных» задач. Считается, что именно так мы теряем девочек, увлеченно занимающихся точными науками в старшей школе или выбирающих образование в STEM. Подверженные стереотипам, они верят, что у них, в отличие от мальчиков, нет таланта к математике. А если его нет, то нет смысла и стараться, так как все равно они не смогут разобраться в этом странном предмете.