Лебедки ручные и электрические: назначение, устройство и использование

Содержание

Электрические лебедки в Уфе являются одними из самых распространенных тяговых механизмов. Они нашли широкое применение в разных сферах, включая строительство и промышленность. Кроме того, без них не обойдется ни один автомобилист, который любит езду по труднопроходимым участкам дороги. Об особенностях такой техники мы и поговорим сейчас.

Из чего состоит электрическая лебедка

Из основных составляющих элементов устройства стоит выделить:

электромотор. Силовой агрегат приводит всю конструкцию в действие. Мощность двигателя напрямую влияет на грузоподъемность и скорость подъема устройства; барабан. Во время работы механизма на барабан наматывается трос. От емкости барабана зависит, на какую высоту лебедка способна поднять груз; понижающий редуктор. Отвечает за плавность намотки троса. С его помощью можно замедлять обороты мотора и регулировать плавность тяги; раму. Выступает в роли опорной конструкции лебедки

Некоторые недооценивают важность этого элемента, в то же время, его прочность влияет на надежность работы всей системы; тормоз электродвигателя. Рядом с мотором находятся тормозные диски, с помощью которых можно зафиксировать трос в нужном положении; канат

Несмотря на простоту устройства каната, его прочность и диаметр влияют на способность механизма работать с разными грузами. Высокое качество каната существенно повышает уровень безопасности при работе с грузоподъемной техникой; пульт управления. С его помощью можно запустить механизм, изменить скорость подъема, зафиксировать груз и т. д.

Принцип работы электрической лебедки достаточно простой: в моторе электрическая энергия преобразуется в силу тяги, затем канат начинает навиваться на барабан. Наличие тормозного устройства предотвращает обратное движение барабана, а также дает возможность зафиксировать груз.

Разновидности устройств

Классифицировать электролебедки можно по разным критериям:

  • необходимое питание. Прежде всего, механизмы могут работать от бытовой сети и от электрической сети на 380 В. Кроме того, бывают и лебедки на 12 вольт, а также другие устройства, работающие от автомобильного аккумулятора;
  • способ монтажа. Установки бывают переносными и стационарными. Первые весят до 40-50 кг, так что их легко переносить, в то время как вторые отличаются большей мощностью, в результате чего подходят для интенсивных работ;
  • принцип действия (устройства могут быть гидравлическими, червячными и т. д.);
  • конструктивные особенности (на одну или несколько скоростей, одно- и многобарабанные).

Независимо от того, вы собираетесь приобрести автомобильную лебедку, лебедку на 220 вольт, или же любое другое похожее устройство, до начала работ необходимо ознакомиться с инструкцией по эксплуатации такого механизма. В ней содержится информация о технике безопасности, правилах хранения, транспортировки и эксплуатации техники, а также другая полезная информация, которая поможет продлить срок службы механизма и избежать различных непредвиденных происшествий.

На что обращать внимание при выборе устройства 

Перед тем, как выбрать электрическую лебедку, стоит обратить внимание на такие параметры:

  • грузоподъемность;
  • скорость подъема;
  • длина и диаметр троса;
  • мощность мотора;
  • габариты и вес модели;
  • необходимое рабочее напряжение.

Современный рынок предлагает достаточно большое количество разнообразных механизмов, так что вы сможете подобрать для себя оптимальный вариант.

Разновидности тросов

Применяются в основном два типа тросов – металлический и синтетический. Вариант в виде скрутки из стальных нитей может показаться предпочтительнее, но, как ни странно, он имеет существенные недостатки. Во-первых, не стоит возлагать на металл особые надежды в плане прочности. Со временем отдельные его нити рвутся, и в определенный момент необходимо его заменять. Во-вторых, гидравлическая лебедка с металлическим тросом небезопасна. Те самые разорванные нити могут ранить кожу рук и повредить одежду, а если упустить момент критического износа, то полный разрыв троса в процессе тяги может привести к трагическим последствиям. Синтетика тоже не идеальна, но она менее опасна, нединамична и дольше служит при надлежащем уходе. Следует оберегать такой трос от солнечных лучей, а после использования в условиях контакта с песком необходимо тщательно промывать волокна.

Советы, касающиеся сборки и эксплуатации

При сборке самодельной лебёдки следует внимательно отнестись ко всем деталям. Это позволит избежать возможных неприятных последствий, которые могут проявиться из-за некачественной конструкции. Ни в коем случае не надо форсировать процесс сборки. Как говорится, поспешишь — людей насмешишь Лучше потратить лишний час, чтобы уже точно разобраться во всём, чем потом пожинать плоды своей поспешности. Нужно обратить внимание на коммутацию и монтаж электрической проводки

Пульт управления лебёдкой рекомендуется закрепить подальше от вращающихся деталей Это снизит риск получения травм, которые могут быть впоследствии получены по неосторожности или в результате поспешных действий.

Конструктивные особенности и особенности управления

Корпус ручной лебедки состоит из двух боковин на стяжных болтах, к которым монтируются валы барабана, передаточного механизма и автоматической системы торможения.

Для того чтобы поднять груз на нужную высоту или опустить его нужно вращать одну или сразу обе рукоятки, насаженные на вал, в соответствующем направлении.

Автоматический грузоупорный тормоз представляет собой конструкцию из храпового останова и дискового тормоза. Эта система отвечает за снижении скорости перемещения при опускании груза и обеспечивает его мгновенную остановку, если рабочий вдруг выпустит из рук рукоятку привода лебедки.

Схемы подключения лебедки.

Сборник разных схем подключения электрической автолебёдки. Подключение соленоидов лебёдки, соленоид моноблок, пульты, радиопульты.

Моторы лебёдок бывают двух типов: «на обмотках» и «на постоянных магнитах». В первом случае 3 контакта и масса, во втором — два контакта.

Оба варианта моторов могут быть подключены к одному и тому же соленоиду. Схема подключения отличается совсем не много.

3-х контактный мотор имеет следующие контакты: «F1» и «F2» — контакты обмотки статоров. Если перепутать эти провода то меняется направление вращения, «A» — плюс щёток. 4-ый контакт — к корпусу подведена масса.

у 2-х контактных моторов — «плюс» и «минус». Смена полярности меняет направление вращения. На 3-х контактных схемах эти провода соответствуют контактам «F1» и «F2». Разница только в том, что масса подаётся на соленоид, а не на корпус мотора. Вместо провода, куда подключается «А».

В 3-х контактной схеме возникает путаница из-за расположения контактов и их цветов. Сложилось несколько вариантов цветов:

1. «F1» и «F2» жёлтый и чреный, «А» — Крансый.

2. «F1» и «F2» жёлтый и красный, «А» — Синий.

Встречаются и другие варианты, в том числе буквенные обозначения (A B C D). Масса всегда на корпусе.

Отличается и расположение контактов. Иногда они в один ряд иногда вдоль или поперёк, иногда 2 контакта рядом, 1 отдельно. Чаще всего «F1» и «F2» бывают рядом, ближе к барабану, а «А» — в стороне, ближе к крышке, у щёточного узла. Если 2 контакта находятся у задней крышки, то «А» будет тот, который в крышке и/или ближе к краю.

Чтобы запустить мотор лебёдки без соленоида необходимо подать Плюс на «F1», а «F2» соединить с «А». Плюс на «F2», для смены вращения. Соответственно «А» замыкается с «F1».

Если соленоид начал давать сбои при намотке, то не спешите его сразу менять. Если поменять местами намотку и размотку, то соленоид может прослужить ещё долго. Так как при размотке коммутируется меньший ток.

Для этого необходимо поменять местами два тонких управляющих провода («намотка» и «размотка») и два силовых контакта «F1» и «F2». В полевых условиях, временно, можно ограничиться сменой «F1» и «F2», просто на пульте поменяется местами направление вращения.

Барабанное чудо техники

Внешне данное устройство для автомобиля напоминает те лебедки, которые устанавливаются на спецтранспорт и эвакуаторы. Компонентами выступают барабан и редуктор. Причем редуктор бывает шестеренчатый и червячный. Соответственно, червячная лебедка — это один из вариантов выбора. Барабан же служит для того, чтобы тросовая, цепная или ленточная составляющая механизма наматывалась и разматывалась постепенно по мере вращения.

Червячные

Начнем с червячного типа. Они имеют очень весомое преимущество — редуктор позволяет намного проще организовать систему застопоривания лебедки. То есть уровень безопасности очень высокий. Не забываем про такие качества работы как надежность и разнообразие способов фиксации. Но и недостатков червячный механизм не лишен.

  1. Размеры. Механическая червячная лебедка достаточно крупная. Ее в багажнике обычной легковушки хранить проблематично. Преимущественно используют в гараже или частном доме.
  2. Возможности. Механизм не рассчитан на вытягивание большой массы. Потому для тяжеловесных авто этот вариант не подходит.
  3. Сложная конструкция и обслуживание. Плюс ко всему, «червяк» не любит грязь.

Как вы видите, замечания достаточно критичные. Если вам нужна лебедка, чтобы вытаскивать машину из грязи и болота, тогда червячный вариант вам скорее всего не подходит.

Шестеренчатые

Теперь что касается шестеренчатых моделей барабанных лебедок. Они состоит из:

Такие модели для авто более привлекательные за счет простой конструкции, элементарной эксплуатации и такого же обслуживания. Да и цена отличается порой в несколько раз в пользу шестеренок. Фиксация троса осуществляется храповиком, потому к нему предъявляют повышенные требования по качеству и надежности.

Однако недостатки шестеренчатый механизм имеет. Для некоторых из вас они могут оказаться критичными.

  1. Размеры барабана. Они ограничиваются размерами самого устройства. Потому трос можно использовать только определенной длины.
  2. Незначительный внутренний диаметр барабана. При наматывании троса из стали он будет сильно изгибаться, что быстро приведет к износу.
  3. Укладка троса. Считается слабым местом, поскольку порой не выдерживает нагрузки и перестает работать. Что за этим последует? Трос попросту будет попадать на шестерни, из-за чего вы лишь зря потратите свои нервы и силы.

Что можно сказать о барабанных лебедках? С точки зрения их эксплуатации в условиях экстремальных ситуациях (таких, когда я застрял посреди проселочной дороги), они не являются оптимальным решением. Все же лучше их эксплуатировать в условиях гаража.

Виды электрических лебедок

Подъемные механизмы классифицируются по нескольким критериям. Рассмотрим основные разновидности электрических лебедок:

  1. По способу монтажа – лебедка электрическая переносная (до 40-50 кг) или электролебедка стационарная.
  2. Разновидность тягового элемента – электрические лебедки тросовые или цепные.
  3. Тип питания – бытовая сеть, 380 В, 12 В (лебедка электрическая для автомобиля).
  4. С учетом конструктивных особенностей – одно- или многоскоростные, одно- или многобарабанные.

Тяговая электрическая лебедка

Приспособления данного класса для поднятия грузов не используются, их главное назначение – обеспечить хорошее тяговое усилие. Например, лебедка электрическая автомобильная способна подтянуть паллету с грузом, вытащить транспортное средство, застрявшее на рыбалке. При равном усилии она отличается большей скоростью (до 35 м/мин), но меньшей канатоемкостью.

Монтажная электрическая лебедка

Механизмы данного класса обладают массой более 600 кг и мощностью электромотора от 7 кВт. Скорость подъема у данных приспособлений – до 12 м/мин, канатоемкость барабана – повышенная. По причине большого веса лебедка строительная электрическая монтажная не подвешивается, она требует надежной установки на горизонтальной плоскости. Главное ее предназначение – опуск и подъем разнообразного груза.

Малогабаритная электрическая лебедка

Благодаря небольшому весу (до 40 кг), приемлемой стоимости и электродвигателю на 220/12 В, эти механизмы охотно используются в быту или в малогабаритных мастерских. Электрическая мини-лебедка в среднем обладает грузоподъемностью до 1,2 т, скорость подъема у нее невысокая. Благодаря скромным габаритам компактные приспособления легко устанавливаются на балку с подвижной кареткой.

Планетарная электрическая лебедка

В редукторе данного приспособления имеется не одно, а несколько ведомых шестеренок. Планетарная конструкция разрешает получать высокие передаточные отношения при сравнительно скромных габаритах конструкции. Лебедка с электроприводом этого типа обладает компактными размерами, сравнительно небольшим весом, хорошей мощностью. Модели грузоподъемностью до 500 кг работают от розетки 220 В, более мощные промышленные образцы требуют подключения к источнику 380 В.

Лучшие ручные рычажные лебедки

Конструкция ручного рычажного устройства очень простая – стальная рама, внутри которой располагается механизм. Тяга осуществляется за счет рычага, прикрепленного к корпусу

Какую выбрать ручную рычажную лебедку, и как определить надежность? В первую очередь необходимо обратить внимание на толщину рамы. Многие не рекомендуют покупать агрегаты, у которых толщина рамы меньше 3 мм

В категории представлены лучшие лебедки, которые имеют надежный размер рамы.

Зубр «Профессионал»

Тросовые ручные лебедки Зубр «Профессионал» считаются самыми надежными, доступными механизмами. Прочная металлическая рама обеспечивает надежную грузоподъемность до 4 тонн. Основной крюк изготовлен из специальной углеродистой стали неподдающейся ломкости. Рама выдерживает высокие нагрузки, устойчива к разрушению. Специальный переключатель повышает безопасность во время наматывания/разматывания троса. Двойной цельнокованый храповик дает надежную тягу при максимальной грузоподъемности. Усиленная «собачка» обеспечивает безопасность и безотказную работу. Узлы крепления из закаленной стали повышают качество изделия, эффективность, долговечность. Гарантия 6 мес, длина троса – 3 м, номинальный вес 6.73 кг.

Достоинства

  • Надежность за счет закаленной стали;
  • Небольшой вес, малые габариты;
  • Сумка в комплекте;
  • Тяговая нагрузка 4 т;
  • Приемлемая цена.

Недостатки

Короткий трос.

Многие пользователи отмечают, что модель отличается удобной рукояткой анатомической формы, обеспечивает удобный хват. Одно из преимуществ – компактные габариты, простота использования.

Sparta

Лебедка ручная для подъема груза Sparta с одинарным храповым колесом подходит для поднятия и перемещения грузов в вертикальной, горизонтальной, наклонной плоскости. Часто применяется при монтажных, разгрузочных работах на стройке, где не нужна скорость, а перемещение грузов происходит на малые расстояния. Для удержания грузов модель оснащена храповым тормозом. Крепкий стальной строп диаметром 5 мм обеспечивает надежное перемещение, подъем и удержание. Два штатных крюка из закаленной стали прочно фиксируют вес, повышая безопасность при перемещении. Тяговый механизм грузоподъемностью 600 кг. Максимальная тяговая нагрузка с блоком 1.5 т. Длина стального троса -1,5 м. Гарантия – 3 мес., вес – 1.8 кг.

Достоинства

  • Облегченная модель;
  • Маленький вес;
  • Прочность;
  • Бюджетная цена.

Недостатки

Небольшая грузоподъемность.

Модель станет хорошим выбором для проведение работ с небольшими грузами. Ее стоит приобрести тем, кто не желает платить больше за лишние характеристики тягового усилия.

Mirax

Рычажный тросовый механизм Mirax станет универсальным помощником, когда работа застанет в пути. Для эксплуатации ручного инструмента совершенно не нужны источники электропитания. Легко справляется с перемещением грузов по горизонтальной и наклонной плоскости. Механический аппарат небольших габаритов, не занимает много места в багажнике. Два крюка из закаленной углеродистой стали, двойной храповый механизм. Эргономичная пластмассовая рукоять на ручке облегчает захват. Усиленная рама, качественные комплектующие обеспечат продолжительный срок эксплуатации. Стальной строп диаметром 4 мм, длина – 1,8 метра. Вес 2,3 кг. Тяговое усилие 1,5 т.

Достоинства

  • Облегченная, но прочная рама;
  • Хорошее тяговое усилие;
  • Выносливость;
  • Справляется с подъемом под уклоном до 15 градусов.

Недостатки

  • Нет тормоза;
  • Короткий трос.

Многие потребители отмечают, что в работе потребуется дополнительный буксировочный ремень, так как часто длины 1.8 м недостаточно для зацепления лебедочного крюка с точкой опоры.

Лучшие электрические переносные лебедки

Переносная электрическая лебедка – это тяговый агрегат, работающий от сети постоянного или переменного тока. Электролебедка предназначена для подъема и перемещения груза большого веса. Механизм справляется с грузами весом от 100 кг до 7 тонн. Состоит из металлической рамы, барабана, редуктора, электродвигателя, стальных крюков, тормоза. Часто дополнительным элементом является пульт управления. Переносные электролебедки часто используются на стройке, эвакуаторах и спецтехнике.

TOR SQ-01 1140455

Максимально мобильная скоростная переносная лебедка TOR SQ-01 1140455. Отличительная особенность заключается в легком и быстром разматывании лебедочного каната, мощность двигателя 1,2 кВт. Агрегат отличается износостойкостью, не выходит из строя в условиях повышенной влаги, не боится грязи, пониженной температуры. Выделяется на фоне остальных хорошими потребительскими качествами, часто используется в бытовых целях на объектах с невысокой интенсивностью работ. Питание от сети 220В, канат диаметром 5,8 мм, длина 4,6 м, грузоподъемность – 450 кг.

Достоинства

  • Качественный трос-канат;
  • Выдерживает резкие перепады температур;
  • Хорошая скорость подмотки;
  • Компактные габариты.

Недостатки

Нет пульта.

T-Max Atw Pro 2500

Переносная электролебедка с синтетическим тросом. Это легкий, компактный и вместе с тем мощный тип тягового механизма. Подходит на все случаи жизни: для буксирования, перемещения и подъема грузов. Агрегат на постоянных магнитах, с планетарным редуктором способен развивать максимальное тяговое усилие 1134 кг. Напряжение от клемм, к которым подключается электромотор 12В. Роликовые тросоукладчики осуществляют ровную и быструю намотку троса. Модель оснащена динамическим механическим тормозом, который надежно держит груз. Отличается низким потреблением тока даже при максимальной нагрузке.

В комплект входит: длинный провод, пульт управления, шаклы, стропы и сумка для транспортировки, хранения. Скорость намотки составляет 5,3 м/мин. Кевларовый трос диаметром 4.7 мм, длина – 15 м, диаметр барабана – 52 мм, вес конструкции – 14,38 кг.

Достоинства

  • Планетарная передача;
  • Пульт управления;
  • Простой монтаж;
  • Кевларовый износостойкий трос;
  • Гарантия 1 год;

Недостатки

Большой вес.

Электролебедка T-Max Atw Pro 2500 не предназначена для стационарного монтажа на постоянное место. Чаще всего тяговый агрегат используют как переносной вспомогательный механизм.

Comeup DV-6s Carry On 12В

Тяговые механизмы с электрическим приводом тайваньского предприятия давно известны отечественным потребителям. Мощный мотор, высокая защита по стандарту IP66. Синтетический трос SK-75 герметично укрыт от пыли, влаги. Модель оснащена 3-х ступенчатым планетарным редуктором с поворотной возможностью под углом 90 градусов, благодаря этому работает на любой поверхности. Алюминиевый корпус выдерживает двукратную нагрузку. Эргономичный Т-образный рычаг позволяет быстро разматывать/наматывать строп. В комплектацию входит дистанционный пульт, комплект подсоединения, ремень. Электромотор мощностью 3,2 л.с., напряжение аккумулятора 12В.Прочный синтетический трос, длиной 24 метра,  тяговое усилие – 2,7 т., вес -18 кг.

Достоинства

  • Усиленная герметичная защита;
  • Длинный трос;
  • Пульт ДУ;
  • Хорошая комплектация;
  • Подходит для разных бамперов.

Недостатки

Высокая цена.

Пользователи давно хвалят данную модель за защитные качества, водонепроницаемость и универсальность. Способна осуществлять поднятие грузов под водой на глубине более 1 метра.

Главные достоинства автомобильных электролебедок

Среди причин популярности подобного грузоподъемного оборудования можно выделить:

  • высокую мощность. Существуют устройства, способные освободить даже достаточно тяжеловесный и крупногабаритный транспорт;
  • простоту эксплуатации. Для механизмов не требуется мускульная сила оператора, это дает возможность максимально быстро и просто высвободить тяжесть из труднопроходимого места;
  • большую канатоемкость. В некоторых случаях трос может достигать нескольких десятков метров. Благодаря этому не составит труда найти подходящий недвижимый объект, за который можно зацепить крюк;
  • высокую скорость намотки троса. Благодаря этому весь процесс занимает минимум времени;
  • компактные габариты. В большинстве случаев лебедка крепится к самому внедорожнику. В результате она не занимает места в багажнике, а для ее установки не требуется время;
  • повышенную устойчивость. Механизмы не боятся пыли, грязи и влаги. Их можно использовать при любых обстоятельствах.

Какой редукторный механизм подойдет

Мотор-редуктор отвечает за тяговую мощность, надежность (стабильность) работы и безопасность использования лебедочной конструкции. В зависимости от типа самого подъемника, это может быть (по убыванию популярности):

  • планетарный мотор-редуктор с тормозом (используется редко);
  • цилиндрический редуктор (2 ступени передач);
  • червячный редуктор для лебедки с электромотором (наиболее распространенный вариант).

Наибольшее распространение получила лебедка с червячным редуктором. Это самый сбалансированный вариант в плане цены и мощности работы. Правда, цилиндрическая альтернатива позволяет нарастить характеристики подъемника (вместе с шумом).

Выбор оборудования

Одним из ключевых условий правильного выбора цилиндрического или червячного редуктора является мощность электромотора. Это расчетная величина, которая определяется на базе номинальных (паспортных) характеристик подключаемых устройств, а именно:

  • скорости подъема;
  • КПД червячного или цилиндрического редуктора;
  • размера барабана и т. д.

При проведении расчета редуктора за основу принимают 4 показателя:

  • режим;
  • передаточные числа (фактические, номинальные);
  • расстояние между осями;
  • уровень нагрузки (консольной) на выходной (тихоходный) вал червячного редуктора.

Как выбирать модель для конкретных нужд?

Конечно, отталкиваться следует от возможностей работы с массой, соответствующей целевому объекту. Далее определяются конструкционные параметры

В деле оснащения любого автомобиля важно руководствоваться принципом использования минимального количества вспомогательных связующих устройств и переходников, поэтому следует изначально оценивать возможность органичного и как можно более простого внедрения устройства в скелет машины. Но если, например, выбирается лебедка гидравлическая для эвакуатора, то будет не лишним предусмотреть и дополнительные фиксаторы

Этот тот случай, когда перегрузка внешним механическим опционалом себя оправдывает.

Назначение и принцип действия лебедки

Лебедку применяют во многих отраслях человеческой деятельности.

Это специальный механизм, предназначенный для поднятия груза по вертикали или его передвижения по горизонтали за счет передачи усилия от привода барабана до гибкого тягового элемента, например, троса или цепи.

В зависимости от вида лебедки, с ее помощью можно выполнять следующие задачи:

  • Перемещать автомобиль. Тут механизм чаще всего используется, чтобы подтянуть транспортное средство к какому-либо статическому объекту, в случаях, когда машина не способна самостоятельно передвигаться, например, «села» в песок. При помощи лебедки машина может подтягиваться сама, либо подтягивать другие ТС. Вообще лебедка, установленная на любом транспорте, особенно предназначенном для езды по пересеченной местности, включая снегоход и квадроцикл, используется для высвобождения застрявшей техники.
  • Подъем груза – самый очевидный способ использования механизма. Так лебедки представляют собой основу подъемных систем различных кранов, включая автомобильные и башенные. Также специальные ручные лебедки автолюбители и мастера покупают в гараж, как альтернативу тали. Кстати говоря, сами тали, равно как и кран-балки, которые встречаются почти в каждой крупной мастерской, также построены на основе лебедочного механизма.
  • На воде лебедки используются в составе якорного, швартовного устройства как небольшой лодки, так и огромных судов.

Следует сразу отметить, что несмотря на схожий принцип работы, каждый вид лебедок предназначен для выполнения вполне конкретной, ограниченной работы.

Самый же простой вариант исполнения устанавливается на колодце, для спуска и подъема ведра с водой.