Какое напряжение должно быть на аккумуляторе
Содержание
Какое напряжение должно быть на аккумуляторе – вопрос, который часто возникает у многих начинающих автомобилистов. Знать, какое оптимальное значение данной характеристики аккумуляторной батареи должно быть в различных условиях (под нагрузкой, без нагрузки, после длительного хранения, в холодное время года), необходимо для того, чтобы определять потребность аккумулятора в зарядке или, при выработке ресурса, – замене на новый.
Характеристики аккумулятора, их нормальные значения
К основным техническим характеристикам автомобильного источника питания относятся следующие:
- Вид – в зависимости от внутреннего строения, используемых материалов и протекающих внутри батарей химических процессов, они бывают свинцово-кислотные, кальциевые, гибридные, гелевые, щелочные (никель-кадмиевые и литий-ионные);
- Напряжение – измеряемая в Вольтах разность потенциалов между токовыводящими контактами источника питания (клеммами). Значение данной характеристики колеблется от 12 до 24 В.
- Емкость – характеристика, указывающая, какой запас электрической энергии акб может отдать различным потребителям. Измеряется емкость в Ампер часах (Ач). Значения емкости акб колеблется от 44 до 200-240 Ач и определяет также продолжительность работы запитываемых батареей потребителей с определенным током нагрузки. Продолжительность работы батареи определенной емкости можно рассчитать, разделив значение данной характеристики на нагрузочный ток сети, которую будет запитывать акб.
- Глубина разряда – выражаемое в процентах соотношение минимально допустимой емкости источника питания к максимальному значению. Для большинства моделей, применяемых для автомобилей, этот показатель равен 75-80%. Полный разряд батареи не рекомендуется, так как это приводит к потере 1-2% его емкости.
- Пусковой ток – характеристика, указывающая, какой по силе ток батарея может дать в течение короткого временного промежутка. Обычно он составляет от 360-640 А до 900-1200А.
- Уровень и плотность электролита – в зависимости от климатических условий, в которых будет эксплуатироваться транспортное средство, составляет от 1,2 (для южных регионов) до 1,28-1,29 г/см3 (для северных).
- Вес – от 10 до 45-50 кг;
- Срок службы – при правильном использовании, своевременной зарядке срок эксплуатации акб составляет до 7-10 лет.
- Температурный диапазон эксплуатации – большинство автомобильных источников питания предназначено для использования в условиях как 40-ка градусных морозов, так и 45-50-ти градусной жары.
Как проверить напряжение аккумулятора
С помощью мультиметра
Измеряют напряжение на клеммах аккумулятора с помощью мультиметра следующим образом:
- С помощью чистой ветоши и растворителя очищают клеммы от грязи, жировой пленки;
- Устанавливают ручку переключателя мультиметра в положение для измерения постоянного напряжения в диапазоне до 20 Вольт;
- Прикладывают наконечник щупа красного цвета к положительной клемме, черного – к отрицательной. Фактическую разность потенциалов прибор должен показать на своем экране, спустя 2-3 секунды.
С помощью ареометра
Определять степень зарядки и напряжение акб можно, используя ареометр следующим образом:
- При помощи плоской отвертки с толстым широким жалом выкручиваются пробки со всех банок батареи;
- Грушу на конце пипетки приспособления сжимают пальцами;
- Носик (наконечник) пипетки опускают в банку;
- Грушу медленно разжимают, набирая тем самым электролит в стеклянную пипетку;
- Вставленную в банку пипетку выравнивают в вертикальной плоскости;
- Сравнив уровень электролита с соответствующей отметкой на шкале находящегося внутри пипетки поплавка (собственно ареометра), находят значение его плотности;
- Степень зарядки автомобильного источника питания определяют, сравнив среднюю плотность во всех его банках с приведенными в таблице ниже данными.
Измерение плотности проводят в хорошо проветриваемом помещении. Глаза и кожу рук защищают при помощи кислотоупорных перчаток и специальных очков.
Напряжение аккумулятора в различных ситуациях
При различных условиях разность потенциалов на клеммах изменяется. Так, нормальное напряжение аккумулятора в различных ситуациях составляет:
- Под нагрузкой – при нормально работающем двигателе, а также исправном генераторе акб должен выдавать разность потенциалов от 13 до 14-14,5 В. Если разность потенциалов меньше 12,8 В, то это значит, что аккумулятор разряжается, и генератор имеет неполадки.
- Без нагрузки – на холостых оборотах двигателя разность потенциалов между клеммами колеблется от 13,5 до 14,5 В. При таких показателях даже подсевший акб при исправном генераторе очень быстро зарядится.
- При полной зарядке – очень многие, отвечая на вопрос, сколько вольт должен показывать заряженный аккумулятор говорят, что 12 Вольт. На самом деле полностью заряженный аккумулятор имеет разность потенциалов 12,7 В.
- При полном разряде – допустимое значение разности потенциалов на клеммах 12-ти вольтовой батареи в полностью разряженном состоянии должно быть не менее 11,6 В. Если акб разряжена ниже указанного выше значения, ее эксплуатация в дальнейшем будет затруднительной, при очень низком разряде и вовсе невозможной.
Причины снижения напряжения в АКБ
Считается, что уменьшение разности потенциалов автомобильного источника питания вызывают такие причины:
- Очень низкий заряд аккумулятора, ставший результатом его длительной эксплуатации без зарядки (аккумулятор разрядился);
- Снижение уровня и значения плотности электролита;
- Большой срок эксплуатации акб;
- Износ или выход из строя генератора, подзаряжающего батарею при работе двигателя.
В последнем случае генератор перестает выдавать необходимый ток зарядки и подзаряжать батарею, вследствие чего различные приборы и системы авто постепенно начинают добирать необходимый им ток от акб, постепенно разряжая ее. В такой ситуации жалобы автолюбителей, на то что, они заряжают аккумуляторы чуть ли не каждый день, а они все равно садятся при некритичном снижении емкости батареи, устраняются ремонтом или заменой неисправного генератора.
Снижение напряжения в зимнее время
Уменьшение напряжения автомобильного источника питания зимой обусловлено изменением плотности находящегося внутри электролита. В то же самое время в полностью заряженных источниках питания влияние низких температур несущественно.
Зависимость напряжения от плотности электролита
Принято считать, что разность потенциалов имеет прямо пропорциональную зависимость от плотности электролита: чем выше его плотность, тем больше будет значение данной характеристики и наоборот.
Зная, какое должно быть напряжение на источнике питания, автовладелец может грамотно его эксплуатировать и обслуживать, значительно увеличивая тем самым срок службы батареи, снижая затраты на ее внеочередную замену.