Как заряжать литий ионный аккумулятор
Содержание
В большинстве образцов современного оборудования используются литиевые аккумуляторы. Они пользуются популярностью из-за надежности, способности к длительному периоду автономной работы, универсальности и компактных габаритов. Их устанавливают в смартфонах, планшетах, ноутбуках, бытовой и профессиональной технике. Если правильно заряжать li ion аккумуляторы, они могут выдержать не менее 300-400 циклов зарядки и разряда, современные модели выдерживают и 600 таких циклов.
Особенности функционирования
Чаще всего такие аккумуляторы изготавливаются в виде призмы или цилиндра. Корпус батареи, как правило, алюминиевый или стальной, для обеспечения защиты источника питания от различных повреждений и длительного срока службы. Под корпусом расположены электроды, на которых накапливается заряд в результате химической реакции, а также специальные сепараторы, предотвращающие смешивание жидкостей, значит, нарушение процесса их зарядки и функционирования. В качестве катода используется один из оксидов лития с добавлением никеля или кобальта. В ряде случаев используются элементы с железом, фосфором или марганцем. Анод изготавливается из графита или другого аналогичного соединения с содержанием углерода.
Заряжаются и разряжаются литий-ионные аккумуляторы примерно так же, как движется кресло-качалка. На протяжении периода времени, когда батарея является источником питания для устройства, электроны перемещаются от отрицательно заряженного катода к аноду с положительным зарядом. В результате образуется электрический ток. При этом происходят извлечение металла из катода и формирование нового соединения на аноде. В процессе зарядки li ion аккумуляторов перемещение частиц происходит в обратном направлении, сопровождаясь извлечением лития с анода и перемещением его на катод. Литиевые и графитовые пластины в призматических АКБ расположены параллельно, между ними размещены сепараторы для предотвращения короткого замыкания. В цилиндрическом корпусе они свернуты в рулон.
Помимо несоблюдения правил хранения, причинами быстрого выхода литиевого аккумулятора из строя могут быть неправильная зарядка и использование. Кроме того, в процессе эксплуатации следует иметь в виду, что литий ионные аккумуляторы разных производителей могут существенно отличаться, поэтому установка в различные устройства нештатных батарей может привести к непредсказуемым проблемам.
Как сохранить работоспособность батареи на максимальный срок
Для этого рекомендуется соблюдать некоторые правила:
- Заряжать АКБ следует только устройствами, оборудованными специальными контроллерами, которые смогут вовремя прекратить процесс пополнения емкости и предотвратить таким образом перегрев источника питания или короткое замыкание в нем.
- При уровне емкости батареи в 10-20% от максимальной следует сразу ставить устройство на зарядку. Частая полная разрядка может привести к ухудшению характеристик аккумулятора.
- В процессе зарядки, как только устройство покажет, что АКБ заряжено на 100%, рекомендуется оставить его подключенным к сети еще на пару часов, иначе по факту батарея зарядится всего на 70-80%.
Чтобы устройство служило долго, необходимо его периодически полностью разряжать. Это объясняется тем, что постоянное подключение батареи к сети в момент ее неполного разряда ведет к изменению значений минимального уровня зарядки в контроллерах. В результате устройство перестает корректно определять емкость батареи. В такой ситуации следует его полностью разрядить, затем поставить на зарядку на 8-12 часов. Это позволит обнулить значения и восстановить корректность данных об уровне заряда.
Если планируется неиспользование устройства на протяжении длительного периода, рекомендуется его законсервировать. Для этого емкость батареи следует оставить на уровне 30-50%, само устройство поместить в сухое помещение с температурой около 15 градусов Цельсия. Если оставить на хранение батарею с полной зарядкой, высока вероятность, что она потеряет существенную часть своей емкости, а ее технические характеристики станут существенно хуже.
Как правильно заряжать литий ионные аккумуляторы
Самое главное требование – применять только те зарядные устройства, которые предусмотрены инструкцией. Это позволит исключить подачу излишнего напряжения или силы тока, поскольку это может привести к выходу батареи из строя. Также необходимо контролировать правильное расположение АКБ в зарядном устройстве: плюс должен быть к плюсу, минус – к минусу. Большинство оборудования для зарядки аккумуляторов имеет индикаторы зарядки, зеленый цвет которых сообщает о том, что емкость батареи пополнена до 100%.
Существует несколько общих принципов, как заряжать литий ионный аккумулятор:
- Не рекомендуется часто полностью разряжать батарею данного типа. Однако следует проводить такую процедуру с определенной периодичностью, чтобы иногда обнулять значения контроллеров (не чаще одного раза в квартал).
- При достижении емкости АКБ в 10-20% следует приступать к процессу зарядки.
- В процессе хранения батареи рекомендуется поддерживать ее емкость на уровне 50%, иначе возможно существенное ухудшение характеристик.
- Не рекомендуется на протяжении длительного времени держать АКБ в жарком или холодном помещении. В первом случае это может привести к снижению длительности эксплуатации, во втором – к резкому падению емкости и прекращению работы оборудования.
Имеются определенные нюансы при зарядке батареи через USB-шнур (поставляется с большинством мобильных устройств) от компьютера. Такой способ пополнения емкости занимает значительно больше времени, поскольку сила тока существенно ниже.
Заряжая устройство в автомобиле, необходимо проверять соответствие адаптера техническим характеристикам смартфона или планшета. В частности, он должен обеспечивать передачу тока силой не менее 1 или 2 ампер, в противном случае зарядка не начнется.
Таким образом, чтобы батарея в устройстве работала как можно дольше, требуется знать, как зарядить ее и как правильно эксплуатировать. Правила эти достаточно простые, но их необходимо соблюдать. В этом случае можно рассчитывать, что АКБ будет функционировать не 400-600 циклов, а все 1500, значит, не придется тратиться на замену батареи. Кроме того, следует помнить, что вышедшие из строя аккумуляторы необходимо специальным образом утилизировать, чтобы не нанести вред окружающей среде.