Полярность аккумулятора

Расположение внешних элементов, которые находятся на корпусе батареи, и от которых поступает ток по проводам в электрическую цепь, называется полярностью АКБ. На большинстве аккумуляторов клеммы располагаются в двух вариантах: прямом и обратном. Знать схему очень важно, поскольку неправильное определение полярности аккумулятора может привести к короткому замыканию в электропроводке автомобиля и даже пожару.

Стандартный автомобильный аккумулятор

Стандартный автомобильный аккумулятор

Прямая и обратная полярность батареи

У каждого АКБ имеется 2 клеммы, одна обладает положительным зарядом, вторая – отрицательным. Как только к ним подсоединяются провода, цепь замыкается, и электрический ток начинает выполнять свои функции (как правило, это только пуск двигателя). Чтобы узнать полярность АКБ, требуется определить, где находится клемма с положительным зарядом, где – с отрицательным. В соответствии с требованиями международных стандартов, знаки «+» и «-» должны выступать, чтобы на ощупь можно было узнать, какая полярность, даже в темное время суток.

Дополнительная информация. Определить, прямая или обратная полярность у батареи, можно из информации на табличке, которая, как правило, располагается на передней стенке батареи. Если такой таблички нет, то остается только искать обозначения на самом корпусе.

На территории России используется прямая схема подсоединения аккумуляторов, то есть клемма с отрицательной полярностью расположена справа, с положительной – слева. В ситуации, когда они расположены по-другому, полярность называется обратной.

Обратите внимание! Если обозначения знаков заряда на АКБ нет, то установить, какая клемма какой заряд несет, можно по их диаметру. У положительной – он несколько больше, чем у отрицательной.

При выборе АКБ следует учитывать несколько факторов:

  • Размеры. Они зависят от места, где агрегат будет размещаться. Если ошибиться с габаритами, то придется сдавать и подбирать новый.
  • Метод крепления, чтобы в корпусе имелись необходимые выступы или отверстия.
  • Порядок подключения: прямая или обратная полярность.
  • Размер клемм, чтобы можно было подсоединить к ним провода.
  • Расположение газоотвода, чтобы не блокировать его при установке, тем самым не нарушить работу батареи.
Прямая и обратная полярность аккумулятора

Прямая и обратная полярность аккумулятора

Последствия неправильной установки

Встречаются случаи, когда неопытные водители путают клеммы и неправильно подсоединяют АКБ. В этой ситуации сразу появятся искры, возникнет угроза пожара, также могут перегореть некоторые детали электрооборудования в автомобиле. Большинство современных машин имеет специальную защиту от таких действий водителя (при коротком замыкании просто сгорают предохранители, которые потом меняются, зато все оборудование остается целым и невредимым). Однако рекомендуется все же знать, как определить полярность аккумулятора и корректно включить его в цепь, чтобы избежать различных неприятностей.

Проблемами в результате того, что водитель неправильно установил и подсоединил батарею (у АКБ обратная полярность, а он подключил ее как источник питания с прямой) являются:

  • Исчезновение подсветки на панели приборов;
  • Поломка реле напряжения или диодного моста, из-за чего автомобиль перестает заводиться;
  • Блок управления двигателем перестает работать, автомобиль глохнет и не заводится, могут также появиться проблемы с корректной работой агрегата (троит, повышенный расход топлива и так далее);
  • Выход из строя силового предохранителя, что негативно сказывается на функционировании автомобиля.

Важно! Некорректно подсоединить АКБ достаточно сложно. Во-первых, у проводов при присоединении к АКБ имеется разница в длине, часто неправильная установка батареи просто не позволяет подключить один из проводов. Во-вторых, при некорректной установке начинается сильное искрение, что сразу настораживает любого водителя. В-третьих, разный диаметр клемм не позволяет зафиксировать провода неправильно.

Некорректное подключение АКБ

Некорректное подключение АКБ

Как установить полярность при отсутствии маркировки

Иногда (чаще всего на подержанных японских автомобилях) встречаются батареи, на которых информация о полярности либо отсутствует, либо ее невозможно понять (не все могут читать иероглифы). В такой ситуации рекомендуется использовать один из следующих способов:

  • Измерение диаметра клемм. Как правило, у плюсовой – он больше. Измерение проще всего проводить штангенциркулем, при его отсутствии можно попытаться надеть поочередно на обе клеммы провод с отрицательным зарядом. Если он подключается легко, значит, на своем штатном месте. Если приходится прикладывать усилия, скорее всего, соединение перепутано. Однако данный метод нельзя отнести к категории надежных и стопроцентно верных, поскольку крепление может оказаться, например, сильно ослабленным.
  • Проверить налет на клеммах. Это еще один ненадежный способ. Если батарея использовалась на протяжении длительного времени, на плюсовой клемме, как правило, образуется налет белого или зеленого цвета. Однако это не всегда так, кроме того, на новом или регулярно обслуживаемом аккумуляторе такого налета может и не существовать, значит, корректно установить знаки заряда таким способом достаточно сложно.
  • Использовать специальный прибор – мультиметр. Это наиболее точный способ определить полярность. Необходимо щуп черного цвета подсоединить к отрицательной клемме, красного – к положительной. Если значение напряжения на приборе будет положительным, значит, щупы присоединены корректно, и знаки заряда определены верно. При отрицательном напряжении они перепутаны. Таким образом полярность будет установлена, и владелец автомобиля сможет корректно подключить АКБ.
Определение полярности с помощью мультиметра

Определение полярности с помощью мультиметра

В заключение несколько рекомендаций по эксплуатации АКБ и его правильной установке:

  • Приобретать батарею лучше всего в хорошо известных торговых точках. Это избавит от проблем при покупке севшего АКБ или при определении полярности. Торговые компании, которые дорожат своей репутацией, предлагают только качественный товар со всеми необходимыми маркировками.
  • Если определить, где плюс, а где минус сложно, то следует использовать специальные приборы, после чего рядом с клеммами приклеить соответствующие таблички, чтобы избежать сложностей при установке в будущем.
  • Электропроводка и сама батарея всегда должны быть исправны. Для этого необходимо соблюдать рекомендации производителей и регулярно проходить ТО.

Выполнение таких простых рекомендаций позволит обеспечить долговечность батареи и исправность автомобиля.

Видео