Пайка алюминия
Содержание
Пайка алюминия – технологический процесс, используемый при ремонте двигателей внутреннего сгорания, соединении алюминиевых проводов методом скрутки, заделке трещин и отверстий в кастрюлях, выварках, тазиках из этого металла и его сплавов. В отличие от аналогичного процесса для деталей из меди или ее сплавов, такие паечные работы требуют более тщательного подхода к выбору флюса, припоя, инструмента (паяльника или газовой горелки).
Особенности процесса
Основными особенностями данного вида паечных работ являются:
- Применение специальных флюсов и припоев;
- Тщательная подготовка спаиваемых поверхностей: очистка, обезжиривание, лужение.
- Применение мощных паяльников и газовых горелок, способных разогревать рабочие поверхности до определенной температуры.
Также в процессе паечных работ на деталях из этого металла постоянно производится контроль температуры нагрева рабочих поверхностей. Делается это для того, чтобы не перегреть легкоплавкий металл, – при нагреве до температуры свыше +250-300 градусов по Цельсию сделанная из него металлоконструкция начинает терять свою прочность, деформироваться.
Почему алюминий плохо паяется
Данная проблема обусловлена образованием на поверхности металла прочной оксидной пленки, препятствующей адгезии к ней припоя. Для того чтобы разрушить эту пленку, используют специальные флюсы, тщательно очищают ее при помощи различных абразивных материалов: крупнозернистой наждачной бумаги, щетки по металлу.
Используемые материалы
Флюсы для пайки алюминия
Перед тем, как паять алюминий, с его поверхности необходимо удалить прочную и тугоплавкую оксидную пленку. Для этого перед началом паечных работ на нее наносят специальный состав – флюс, способствующий быстрому растворению окисла и предотвращению его образования на некоторое время.
В качестве флюса для данного вида работ применяют канифоль, порошковые, жидкие составы.
Канифоль
Такой не обладающий активностью флюс для алюминия используется крайне редко. Он не растворяет пленку оксида и не обеспечивает образование качественного паечного шва.
Порошковый флюс
Из порошковых флюсов для данного вида работ применяют буру, состав марки Ф-34А (активный флюс на основе хлоридов калия, лития и цинка, фторида натрия), паяльный жир.
Жидкий флюс
В качестве жидкого флюса для пайки алюминия применяют такие составы, как:
- Ф-61;
- Ф-64;
- Castolin Alutin 51 L.
Плюсы жидких составов, по сравнению с канифолью и порошкообразными веществами, заключаются в удобстве и равномерности их нанесения, более экономном расходе.
Припой для пайки алюминия
Припой для алюминия бывает следующих видов:
- Оловянно-свинцовый сплав – ПОС-40,ПОС-61 (содержат 41 и 61% олова, соответственно);
- Цинково-оловянный сплав – ЦОП-40 (содержание цинка – 40%);
- Алюминиевые сплавы – HTS 2000, Castolin 192FBK, 34А.
Отечественные припои
Из отечественных припоев для данного вида паечных работ подходят цинко-оловянные марки с содержанием цинка 40%, а также специальный алюминиевый припой марки 34А.
Сравнение припоев для пайки алюминия
Из всех используемых для такого вида работ марок припоев максимальную прочность и надежность шва обеспечивают зарубежные сплавы HTS 2000, Castolin 192FBK, а также отечественная марка 34 А.
Обычные оловянно-свинцовые сплавы, в отличие от специализированных, не обеспечивают надежную адгезию с рабочей поверхностью, сильно окисляются на воздухе, не обладают необходимой прочностью на разрыв.
Порошковая проволока
Порошковая проволока с флюсом применяется при сварке алюминиевых деталей. Для того, чтобы их спаять, она непригодна, так как имеет очень высокую температуру плавления.
Для того чтобы шов был качественным и надежным, спаиваемые детали тщательно обезжиривают, очищают при помощи наждачной бумаги или щетки по металлу. При применении паяльника рабочие поверхности лудят.
Источники нагрева
В качестве источников нагрева для данного вида работ применяют паяльники и газовые горелки на пропане.
Паяльник для пайки алюминия
Для соединения деталей, заделки пробоин и трещин в заготовках из данного металла применяют паяльник с нихромовым нагревателем и широким медным жалом. Мощность у данного прибора должна быть не менее 80-100 Вт.
Горелки для пайки алюминия
Для данного процесса применяют небольшие газовые горелки на пропане со сменными баллонами.
Технологические приемы пайки
Основными технологическими приемами, используемыми в данном процессе, являются следующие:
- Обезжиривание рабочей поверхности чистой ветошью, смоченной в растворителе, ацетоне;
- Первичная чистка металлической щеткой или грубой наждачной крупнозернистой бумагой;
- Нанесение флюса на очищенную рабочую поверхность;
- Прогревание металла горелкой;
- Расплавление припоя под струей пламени горелки с образованием шва;
- Остывание и затвердение шва;
- Удаление с образовавшегося шва окалины и рыхлого окисла при помощи металлической щетки или наждачной бумаги.
Сфера применения процесса
Подобный вид работ используют в ремонте двигателей автомобилей, устранении течей алюминиевой посуды, радиаторов отопления, кондиционеров и отопителей, трубок системы циркуляции антифриза в холодильных установках, бытовых холодильниках.
Что лучше: сварка или пайка алюминия
Пайка алюминиевых деталей лучше сварки, так как она требует менее дорогостоящего и энергоемкого оборудования (не нужны газовый баллон с аргоном, сварочный аппарат, дорогая сварочная маска), данный процесс занимает столько же времени, что и качественная сварка, прочность паечного шва ничем не уступает сварочному соединению.
Использование подручных средств
Из подручных средств, чтобы запаять алюминий, применяют такие, как:
- Ацетилсалициловая и лимонная кислоты – таблетку аспирина или пакетик лимонной кислоты растворяют в 150-200 г. воды и используют полученный раствор в качестве простейшего жидкого флюса;
- Масло для смазки швейных машинок – с помощью масляной пленки очищенный механически участок рабочей поверхности детали защищают от образования пленки оксида.
Таким образом, разобравшись в том, как просто спаять алюминий в домашних условиях, можно не только заделывать пробоины в старых кастрюлях и ведрах, но и заниматься дома или в гараже полноценным бизнесом по ремонту автомобильных радиаторов, батарей отопления, двигателей.