Шестеренчатый насос: особенности
Содержание
Шестеренчатые насосы находят в настоящее время ограниченное применение в гидропрессовых установках. По своей конструкции, диапазону давлений они, как правило, не имеют особых отличий от аналогичных насосов, применяемых в других отраслях машиностроения. Компания PSG Dover производит широкий спектр шестеренных насосов группы EnviroGear®. Производство расположено в США, гарантируется высокое качество и отличная функциональность устройств, детальнее можно ознакомиться по адресу https://tehnogrupp.com/katalog/nasosy-po-tipu/shesterennye-nasosy
Шестеренчатый насос
Шестеренчатые насосы подают рабочую жидкость в напорный трубопровод отдельными порциями, в связи с чем в последнем создаются пульсации, характерные для работы всех объемных насосов. С уменьшением числа зубьев шестерен насоса пульсация подачи рабочей жидкости возрастает. Шестеренчатые гидромашины, как многие объемные гидромашины, обратимы, и при подаче к ним рабочей жидкости под давлением могут работать в качестве гидромоторов.
Шестеренчатый насос через золотник нагнетает масло то в правую, то в левую полость масляного цилиндра 6 мультипликатора. Давление масла передается на поршень 8, сообщая ему возвратно-поступательное движение. На одной геометрической оси с масляным цилиндром расположен красочный цилиндр с поршневым и клапанным механизмом.
Шестеренчатые насосы используются в технологическом процессе для перекачки высоковязких жидкостей, а в системах смазки оборудования — для подачи масла. Поэтому конструктивно насосы могут иметь некоторые особенности. Общим для всех шестеренчатых насосов является наличие корпуса, крышки и двух шестерен. Шестерни посажены на валики, один из которых подсоединяется к электродвигателю и является приводным, а второй валик и, соответственно, вторая шестерня — ведомые. Валики опираются на втулки скольжения, установленные в отверстиях корпуса и крышки.
Шестеренчатый насос состоит из чугунного корпуса. Вращением шестерен ( в направлении стрелок на схеме) масло из левой части насоса перегоняется в правую часть насоса, а оттуда через маслопровод к распределительному устройству. Шестеренчатые насосы создают давление в гидросистеме до 10 — 12 ат.
Шестеренчатые насосы широко применяют для перекачивания различных жидкостей. Использование течения, вызванного уменьшением объема нагнетательной камеры, позволяет точно дозировать расход шестеренчатых насосов при сохранении высокого давления на выходе — сочетание, необходимое при перекачивании низковязких масел. Гидравлические системы многих машин для литья под давлением включают в себя шестеренчатые насосы, хотя имеется тенденция замены их лопастными насосами.
Шестеренчатые насосы имеют обводные линии для автоматического перетока жидкости из напорной линии во всасывающую.
Шестеренчатый насос с внешним зацеплением
Шестеренчатый насос с внешним зацеплением часто использует в качестве смазочных насосов в станках, в силовом оборудовании и в качестве масляных насосах в различных типах двигателя.
Конструкция шестеренчатого насоса с внешним зацеплением
Рабочими органами данного насоса являются шестерни, которые находятся в постоянном зацеплении. Шестерни в насосе могут располагаться, как в один ряд так и в два.
Зубья шестерен имеют различные формы:
- прямозубая цилиндрическая форма
- косозубая цилиндрическая форма
- шевронная шестерня
Косозубые и шевронные шестерни обеспечивают наиболее плавный поток, чем прямозубые. Хотя у всех указанных типов жидкость перекачивается довольно гладко, без пульсаций. На большие производительности чаще используют косозубые и шевронные колеса.
Шестеренчатые насосы с небольшой производительностью обычно работают на скорости 1750 или 3450 об/мин. У насосов с большим типоразмером шестерни вращаются со скоростью порядка 650 об/мин.
Между рабочими органами насоса и корпусом практически нет зазоров. Вал насоса поддерживается с обеих сторон. Все это позволяет производить шестеренчатые насосы высокого давления до 200 бар. Поэтому насосы широко применяются в гидравлических системах
В устройстве шестеренного насоса с внешним зацеплением можно выделить следующие основные элементы:
- Ведущая шестерня
- Ведомая шестерня
- Вал насоса, соединенный с приводом
- Система уплотнения вала
- Задний подшипник (втулка)
- Передний подшипник (втулка)
Принцип работы шестеренчатого насоса с внешним зацеплением
При получении вращательного движения от привода насоса, ведущая шестерня передает это движение ведомой. Шестерни вращаются соответственно в противоположные стороны.
- Когда шестерни выходят из зацепления они создают разряжение с всасывающей стороны насоса. Перекачиваемая жидкость течет в образовавшуюся полость и захватывается зубьями шестерни.
- Среда перемещается в карманах между зубьями, вдоль внутренней части корпуса насоса. Между самими шестернями жидкость не проходит.
- Благодаря зацеплению зубьев шестеренчатых колес жидкость под давлением выталкивается в напорный патрубок насоса.
Материальное исполнение
Основные элементы шестеренчатых насосов внешнего зацепления могут быть выполнены из самых различных материалов для обеспечения необходимой коррозионной стойкости, как при работе с неагрессивными жидкостями, так и при перекачке таких сред как кислоты. Чаще всего данный тип насосов встречается с исполнением корпуса и основных вращающихся элементов из чугуна.
Можно выделить следующие основные материалы:
Проточная часть насоса: | Шестерни | Упорные втулки |
· Серый чугун | · Углеродистая сталь | · Графит |
· Ковкий чугун | · Нержавеющая сталь | · Бронза |
· Углеродистая сталь | · Дуплекс | · Карбид кремния |
· Нержавеющая сталь | · PTFE | |
· Дуплекс | · Композитные материалы PPS | |
· Композитные материалы (PPS, ETFE) |
Типы уплотнения вала насоса
- Сальниковое уплотнение (ссылка на сальниковое уплотнение)
- Манжетное уплотнение
- Торцевое уплотнение (одинарное или двойное) (ссылка на торцевое уплотнение)
- Магнитная муфта
Преимущества и недостатки шестеренчатых насосов с внешним зацеплением
Преимущества:
- Перекачка высоковязких жидкостей
- Высокое давление
- Нет перегрузок на валу из-за подшипников с двух сторон
- Тихая работа
- Широкий выбор материалов
- Возможность использовать в качестве дозировочных
- Реверсивный насос
Недостатки:
- Четыре упорных подшипника располагаются в перекачиваемой среды
- Недопустимо попадание твердых включений
- Не эффективны при работе с жидкостью с низкой вязкостью
- Недопустима работа «в сухую»
Области применения
Шестеренчатые насосы внешнего зацепления применяются чаще всего в следующих отраслях промышленности.
- Энергетика
- Нефтяная и газовая промышленность
- Химическая промышленность
- Гидравлические системы
- Машиностроение
- Пищевая
- Фармацевтическая
- Судостроение и судоходство
Основные назначения шестеренного насоса :
- Перекачка топлива и смазочных масел
- Дозирование присадок и полимеров
- Перекачка хим. реагентов
- Работа в гидравлических системах
- Микродозирование
Маркировка насосов НШ
В связи с широким распространением и множеством моделей и модификаций у гидравлических насосов НШ появилась своя специальная маркировка, с помощью которой можно с легкостью определить, что за агрегат перед вами и какую мощность от него ожидать. В качестве примера возьмем одну из маркировок НШ, рассмотрим каждую часть и определим что она означает. Пример: «НШ-10У-3 Л»
Пойдем по порядку по обозначениям с лева на право:
- «НШ» — насос шестеренный;
- После тире идет цифра, НШ-10, она означает рабочий объем агрегата, в данном примере он равен 10см3;
- После цифры обычно идут буквы, они обозначают устройство насоса, буквой «А» обозначаются круглые агрегаты, другие же буквы обозначают что этот агрегат плоского вида;
- Далее, через тире, идет цифра означающая класс давления на выходе: 1=10Мпа, 2=14Мпа, 3=16Мпа, 4=20Мпа, 5=25Мпа;
- Для обозначения левосторонних НШ в маркировке используется буква “Л”, в случае если агрегат правосторонний, буква не указывается;
Основные неисправности шестеренных насосов и их устранение
Неисправность, ее признаки и проявления | Возможная причина | Вариант устранения |
Низкое давление на выходе насоса. | 1.Недостаточный объем рабочей жидкости в емкости для ее хранения. 2.Нарушение герметичности уплотнительных элементов ведущего ротора. | 1.Пополнить емкость для хранения рабочей жидкости маслом. 2.Сменить манжетные уплотнители рабочего ротора. |
Выходящая через горловину емкости для хранения рабочей жидкости пена. | Поступление воздуха в систему через уплотнитель ведущего ротора или уплотнительные элементы соединения трубопровода всасывающей магистрали. | Проверить надежность креплений уплотнительных элементов и при необходимости сменить манжетный уплотнитель ротора или уплотнительное кольцо трубопроводной магистрали. |
Выделение масла в месте соединения крышки и корпуса насоса. | Ослабление фиксирующих крышку крепежных элементов. | Подтянуть соединяющие крышку с корпусом болты. |
Повышение температуры емкости для хранения рабочей жидкости и насоса. | Протекание масла через щели, заклинивание золотника или перепускного клапана распределительного устройства. | Проверить герметичность трубопроводов и распределителя, устранить неисправности золотника и клапана или сменить их. |
Повышенный уровень шума во время работы устройства. | Недостаточный уровень масла в емкости для его хранения, вызванный возможным нарушением герметичности элементов гидросистемы. | Проверить герметичность узлов и трубопроводных сетей гидросистемы и долить масло в емкость для его хранения. |